Ротор синхронной явнополюсной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНО ПОЛЮСНОЙ МАШИНЫ, содержащий остов, полюсы с баимаками и размещенные на полюсах однорядные катушки; возбуждения , изолированные от полюсов и остова полюсными шайбами, выступающими за габариты катушки и башмака. отличающийся тем. что, с целью повышения надежности и КПД машины, полюсные шайбы имеют Г-образное сечение и сопрягаются с торцовой Н внутренней поверхностями катуи кн . 2.Ротор ПОП.1, о тл ичаю щ и и с я тем, что на боковых кромках башмака закреплены изоляционные упоры, сопряженные с выступающими за башмак частями погаосной шайбы. 3.Ротор по П.1, о тл ич аюffi и и с я тем, что полюсные шайбы Выполнены из отдельных частей, установленных встык по периметру катушки, а на внутренней стороне башмака и в остове напротив стыка частей полюсной шайбы выполнены пазы, в которых уста новлены изоляционные прокладки. (Л о о -4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОЮ (11), 3 34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВЧ ОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВ

ГОСУДАРСТОЕННЫЙ НОМИТЕТ CCCP

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3475867/24-07 (22) 28.07 ° 82 (46} 23.01.84, Вюл, В 3 (72) Ф.Р. Коренцвит и Л,Я. Фишлер (71). Производственное объединение

"Уралэлектротяжмаш" им. В,И, Ленина (53, 621.313 04(088,8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 780100, кл, Н 02 К 3/18, 1980, 2. Эаявка ФРГ М 2646151, кл. Н 02 К 3/52, 1976, (54)(57) 1. РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНО

ПОЛИСНОЙ МАШИНЫ, содержащий остов, полюсы с бараками и размещенные на полюсах однорядные катушки; возбуждения, изолированные от полюсов и остова полюсными шайбами. выступающими за габариты катушки и башмака, отличающийся тем. что, с целью повыаення надежности н КПД машины, полюсные шайбы имеют Г-образное сечение и сопрягаются с торцовой и внутренней поверхностями катушки.

2, Ротор по п.1, î т л и ч а ю шийся тем, что на боковых кромках башмака закреплены изоляционные упоры. сопряженные с выступающими за башмак частями полюсной шайбы.

3. Ротор по п.1. о т л и ч а ю— шийся тем, что полю ные шайбы выполнены из отдельных частей, установленных встык по периметру катушки, а на внутренней стороне башмака и в остове напротив стыка частей полюсной шайбы выполнены пазы, в которых уста Е а новлены изоляционные прокладки.

1069071

Изобретение относится к электро- машиностроению, в частности к рото рам крупных электрических машин с явно выраженными полюсами.

ИэвЕстен ротор синхронной явно полюсной машины, содержащий остов, 5 полюса и размещенные на полюсах одно. рядные катушки, крайние верхние и нижние нитки которых выполнены с корпусной термореактивной изоляцией, охватывающей »х по всему перимет- 10 ру 111 °

Недостатком такой конструкции является то, что крайние витки, на которых выполнена корпусная изоляция, имеют худшие условия охлаждения, 15 что приводит к их перегреву и растрескиванию изоляции из-эа различного теплового расширения катушки и корпусной изоляции.

Известен рОтОр синхрОннОй ЯвнО 20 полюсной машины, содержащий остов, полюсы с башма.ками и размещенные на полюсах однорядные катушки возбуждения, изолирова.нные от полюсов и остова полюсными шайбами, выступающими за габариты катушки и башмака Г2), Толщина полюсных шайб выбирается из условия обеспечения необходимого диэлектрического расстояния по поверхности шайбы от катушки до сердечника полюса и, в зависимости от номинального напряжения обмотки возбуждения, может достичь 12-20 мм, Это уменьшает сечение меди или количество витков катушек возбуждения, что приводит к снижению намагничивающей силы обмотки возбуждения, а следовательно, КПД машины, Кроме того, из-за значительной толщины полюсных шайб ухудшается теплопередача при работе. электрической ма- 40 шины от катушек к полюсным башмакам и остову ротора, что снижает надеж- ность..

50

55 бО

Целью изобретения является повышение надежности и.КПД синхронной явно полюсной машины, эа счет обеспечения необходимого диэлектрического расстояния беэ увеличения толщины полюсной шайбы.

Для достижения этой цели в роторе синхронной явно полюсной машины, содержащем остов, полюса с башмаками и размещенные на полюсах однорядные катушки возбуждения, изолированные от полюсов и остова полюсными. шайбами, выступающими эа габариты башмака и катушки, полюсные шайбы имеют Г-образное сечение и сопрягаются с внутренней и торцовой поверхностями катушки.

При этом на боковых кромках башмака могут быть закреплены изоляционные упоры, сопряженные с выступающими за башмак частями полюсной шайбы, Причем полюсные шайбы могут быть выполнены иэ отдельных частей, установлениЫх встык по периметру катушки, а на внутренней стороне баш.мака и в остове напротив стыка частей полюсной шайбы выполнены пазы, в которых установлены изоляционные прокладки.

На фиг. 1 показана часть ротора синхронной явно полюсной машины, поперечное сечение; на фиг, 2 часть полюса ротора синхронной явно полюсной машины, Ротор синхронной явно полюсной машины состоит из остова 1, на котором насажены явно выраженные полюсы 2 с башмаками 3. На полюсах рас. положены однорядные катушки 4 возбуждения. Катушки выподнены из шинной меди с изоляцией между витками, Катушки изолированы от башмаков полюса и остова ротора полюсными шайбами 5, имеющими Г-образное сечение ° Одна сторона полюсной шайбы примыкает ко всей торцовой поверхности катушки.и отделяет катушку от башмака полюса и остова ротора.Другая сторона полюсной шайбы примыкает к внутренней стороне катушки и обеспечивает необходимое диэлектрическое расстояние от внутренней поверхности катушки до башмака и остова ротора.

Полюсные шайбы выполнены иэ механически и диэлектрически прочного изоляционного материала, например стеклопластика на термореактивных связующих.

В мощных электрических машинах, имеющих Относительно большие габариты, полюсная шайба в предлагаемой конструкции ротора может быть выполнена из частей, которые установлены встык по периметру катушки. В этом случае- для увеличения диэлектрического расстояния по поверхности полюсной шайбы в месте стыка б частей шайбы (фиг, 2) на внутренней стороне башмака сердечника полюса выполнены пазы 7, в которые устанавливаются изоляционные прокладки 8, перекрывающие стыки частей полюсной шайбы и увеличивающие поверхностные расстояния от катушки до башмака.

Для того, чтобы выступающая за башмак часть полюсной шайбы не разрушалась под действием центробежных сил, она упирается в изоляционный упор 9, установленный на торце башмака, Упор предотвращает изгиб полюсной шайбы и в то же время не снижает диэлектрическое расстояние от катушки до башмака.

В таком роторе полюсная шайба имеет развитую поверхность, что снижает вероятность пробоя и повышает

1069071

7 8

Составитель В, АлФимов

Техред A.À÷ Корректор М. Демчик

Редактор Н, Бобкова

Заказ 11484/51 Тираж 621 - Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий, 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, «4/5

Филиал ППП "Патент"-, г, ужгород, ул, Проектиая, 4 надежность электрической машины.

Напряжения обмоток возбуждения крупных электрических машин не превосходят обычно 500 В, поэтому даже тонкие шайбы порядка 3 мм обладают достаточным запасом по пробивному напряжению.

Кроме того, за счет снижения толщины изоляции улучшается теплопередача от торцовой поверхности катушки к башмаку полюса, находящемуся в лучших условиях охлаждения, тем самым снижается нагрев катушки и повышается надежность машины, Уменьшение толщины полюсных шайб позволяет разместить в освободившемся пространстве дополнительные витки катушки возбуждения, При сохранении намагничивающей силы снижается ток возбуждения,вследст,вие этого, повышается КПД машины.