Способ очистки выхлопных и промышленных газов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
Н
PECfMillHk
ЗЮОВ01 D 53 36
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
Г)О.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К IlATEHTY
Е,"1. ч>-, Ф (21) 1619887/23-26 (621. 1476804/23-4 (22) 10.02.71 .(23) 15.09.70. (311 45545/69 (32) И ° 09.69 (33) Великобритания (46) 23.01.84. Бюл.. В 3 (72) Гари Джеймз Кейт Экрис и Роберт Иитчел Хатчингз (Великобритания ) (71) Джонсон, Мэтти энд Ко., Лимитед (Великобритания ) (53) 66.074.6 (088.8 ) (56) 1. Данилевич K.M и др. Очистка газов от токсичных примесей.
"Кокс и химия", 1969, )) б, с. 44.
2. Патент США 9 3189563, кл. 252-460, 1965...SU„„1069606 А (54 ) (57 ) СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ И
ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРЗОВ от примесей окиси углерода и органических соединений путем пропускания их через катализатор, содержащий платину и огнеупорный каталитически активный окисел металла -6 — и групп периодической системы элементов на инертном носителе, отличающийся тем, что, с целью снижения температуры воспламенения примесей в процессе очистки, используют катализатор, содержащий платину в смеси с родием или их сплав при концентрации родня
20-50 мас.Ъ от их общего содержания, а в качестве инертного носителя— керамический материал, выбранный из группы, включающей цирконмчллит, муллит,с -глинозем, силиманит, силикаты магния,.циркон, петалит, сподумен, кордиерит и алюмосиликаты.
1069606
Изобретение относится к способам очистки отходящих промышленных газов и выхлопных газов двигателей .внутреннего сгорания от примесей окиси углерода и органических соединений и может найти применение в производствах, связанных с эмалированием проводов, с окраской и сушкой деталей машин, в полиграфическом и других производствах, исгольэующих органические растворители, а также в химической промышленности при парофазном окислении органических соединений, в производстве этилена и окиси этилена, при работе промт" ленных печей и двигателей внутреннего сгорания.
Известен способ очистки газов от органических веществ путем сжигания (1 ).
Однако этот способ не всегда оправдан из-эа необходимости одно-, временного сжигания топлива (1).
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ очистки отходящих промьв ленных газов и выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания, включающий пропускание их через катализатор, содержащий платину или палладий, или родий, или рутений и огнеупорный каталитически активный окисел металла и -iX групп периодической системы элементов на инертном носителе (2 ).
Известно, что, например платиновые катализаторы, стабильны вплоть до температур не менее 750 С и устойчивы к отравлению большинством ката-. литических ядов, исключая свинец и фосфор.
Начальная температура газового потока, подаваемого на каталитическую очистку, т.е. температура воспламенения, составляет по известному способу 230-480 С, т.е. довольно высока.
Целью изобретения является снижение температуры воспламенения примесей в процессе очистки.
Поставленная цель достигается способом очистки выхлопных и проьыаленных газов от примесей окиси углерода и органических соединений путем пропускания их через катализатор, содержащий платину и огнеупорный каталитически активный окисел металла ц — j)f групп периодической системы элементов на инертном носителе, причем используют катализатор, содержащий платину в смеси с родием или в виде их сплава при концентрации родкя
20 — 50 мас.% от их общего содержания, а в качестве инертного носи теля — керамический материал, выбсиликаты.
t0 пористый сотовый огнеупорный кера 5 ìè÷åñêIIé материал, например, цир
50 ранный из группы, включающей циркоимуллит, муллит, d -глинозем, силиманит, силикаты магния, циркон, петалит, сподумен, кордиерит и алюмоКатализатор на носителе, используемый по предложенному способу очистки газов, состоит из огнеупорного окисла, отложенного на инертном керамическом материале, и каталитически активных металлов платины и родня.
Инертным носителем испольэуемого катализатора является жесткий конмуллит,муллит, альфа-глинозем, силиманит, силикаты магния, циркон, петалит, сподумен, кордиерит и алюмосиликаты. Подходящим патентованным продуктом является "Торвекс", продаваемый фирмой Дюпон и представляющий собой огнеупорную сотовув структуру, .сделанную из керамики муллит.
Огнеупорные каталитически активные окислы составляют 1-50%, предпочтительно 5-30% по отношению к полной массе катализатора на носителе. Эти окислы представляют собой один или несколько окислов металлов
И,Н1и Ц периодов периодической системы элементов, имеющих атомные номера, не превышающие 40.
Платина и родий составляют 0,0510% по отношению к полной массе катализатора на носителе, предпочтительно 0,5-2,0%.
Внешне катализатор представляет собой жесткую сотовув структуру или блоки со множеством отверстий или каналов. Соты обычно занимают почти все поперечное сечение каталитического реактора с уплотнением меаду ними и стенками для предотвращения байпасирования:части газового потока.
Для реакторов с большой площадьв поперечного сечения удобно использовать регулярно расположенные системы плотно соприкасакщикся блоков или последовательно расположенные отдельные блоки.
Еатализаторные блоки помещают в реактор так, что общее направление ячеистых каналов совпадает с направлением газового потока через реактор.
Блоки можно, располагать так, чтобы течение газа через реактор было радиальным или поперечным по отношению к полному потоку, газа. .Пример 1. Для определения температур воспламенения, т.е. температур на входе, при которых реакции окисления примесей становятся самоподдерживающимися, а также для определения температур на входе, необходимых для 90%-ного окисления
1069606
Ионоокись углерода
Бензол
Толуол
Ксилол
Альфа-пинен
Иезитилокснд
150
150-200
250-300
250-300
250-300
180
170
200
250-300
190 .
180
250-300
250-300
250-300
300-350
300-350
Этанол
160 и-Гептан
160
Иетилизобутилкетон
175
175
Метилзтилкетон примесей, используют катализатор, состоящий из сплава платины и родня с содержанием последнего 35 мас.Ъ и активного глинозема на торвексе.
Полученные результаты приведены в табл. 1. 5
Как следует иэ табл. 1, температура воспламенения примесей в очищаемом газе за исключением водорода составляет 150-425 С, что ниже соответствующих величин известного 1О способа (230-480 C ). Для 90%-ного окисления примесей, наиболее часто встречающихся на практике, необхо« дивы температуры 150-500 С.
Пример 2. На очистку подают 15 .газ, содержащий, мас.Ъ: метан 1,5, кислород 3, остальное - азот, с незначительным количеством окислов азота и аргона. Используют катализатор, как .в примере 1, но с другим соотношением платины и родня. Температуры воспламенения определяют при содержании родня 0-100% от общего содержания металлов. Результаты приведены в табл. 2.
Из табл. 2 следует, что интервал саьых низких температур воспламе- . нения соответствует содержанию родня
20 — 50 мас.В (оптимально 30-40 мас.Ф ), предельно низкое значение наблюдается при 35 мас.В.
П р и и е р 3. Проводят испытания эффективности катализатора при очистке выхлопных газов лабораторного одноцилиндрового дизельного двигателя, работалцего в закрытом помещении. Рабочие характеристики двигателя приведены в табл. 3.
Испытания проводят в трех рабочих режимах - холостом, средней и высокой нагрузки. Характеристика выхлопных составлякщих на этих режимах (средняя для 10-ти испытаний ) дана в табл. 4
При использовании холостого режима температура вь.хлопного газа, составлякщая 950 С, слишком низка для протекания каталитической реак« ции.
Испытания показывают, .что катализатор становится эффектным при 170 С и его активность быстро возрастает с ростом температуры выхлопных газов.
Катализатор менее эффективен по отношению к очистке от частичек дыма, однако они непрерывно удаляются с катализатора во время его работы за счет каталитического окисления, вследствие чего катализатор не теряет своей активности.
Пример 4. Через катализатор пропускают шлейфовый гаэ производства азотной кислоты при давлении
5,3 кг/см, содержащий 3 об.Ф кислорода и 2000 ч на млн ° окислов азота, в который вводят 1,78 об.В метана или природного газа. Катализатор содержит 35% родня и 65% платины на муллите ("Торвекс" ). о
Температура воспламенения 325 С, степень окисления метана- 90%.
Как следует иэ примеров, предлагаемый способ очистки газов обеспечивает снижение температуры воспламенения примесей до 150-425 С против 230-480 С по известному способу. б 1
1069606
350-400
200 метилформамид
400"450
275
Этнлацетат
300
Метан (воздух) 325
335
407
400
350
425
0: 100
5:95
410
330
20: 80
35:65
50з50
315
325
400
100:0
Условия испытания
Скорость, об/мин
Интенсивность расхода топлива, кг/ч
Моцность тормоза, л.с.
Расход воздуха, кг/ч
Температура выхлопного газа, С
Холостой режим
0,23
33,9
600
1,190
487
54,0
2,33
597
1, 170
52,6
2,81
Метан (ЗЪ 02/ "г!
Тиофен
Пиридин
Хлорбутан
Сероводород
Сероуглерод
Отношение ВЬ:Р1
Средняя нагрузка 7,5
Высокая нагрузка 11,0
П олжение табл.
400-450
400-450
400-450
400,-450
450-500
400-425
375-400
Таблица 2
Температура воспламенения, С о
Таблица 3
1069606
Т а б л и ц а 4
Изменение, %
Режим испытания
Соединение
Холостой режим
<500
< 500
Окислы азота
Этан
15 3
11,10
17,0
Метан
Моноокись углерода
0,17
1,032
1,014
3,9
2,56
4,0
Средняя нагрузка
2,270
2, 125
6,4
Окислы азота
8,0
1,6
80,0
474
79,5
12,9
13,1
1,6
Высшая нагрузка
8,8
2,281
2,097
8,0
2,4
70,0
11,8
15,6
24,4
1,930
83,4
320
41,3
36,7
П р и м е ч а н и е. Концентрация дыма выражена в дымовых единицах Хартриджа.
Составитель Г. Винокурова
Редактор Н. Егорова Техред И.Метепева Корректор H. Эрдейи
Заказ 11497/59 Тираж,682 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, F-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПГП "Патент", r, ужгород, ул. Проектная, 4
Этан
Метан
Моноокись углерода
Окислы азота
Этан
Метан
Моноокись углерода
Без катализатора, ч . на млн. по объему
С катализатором, ч на млн по объему