Поливная установка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПОЛИВНАЯ УСТАНОВКА, содержащая последовательно соединенные поливные сифонь, установленные на плавучем транспортном средстве и снабженные воздухопроводящими трубками, соединенными концами соответственно с полостями сифонов до гребня и сливной части, гидрозатвором , и подсоединенное к первому сифону зарядное устройство, отличающаяся тем, что, с целью снижения материалоемкости и упрощения конструкции, гидрозатвор каждого поливного сифона образован изгибом его сливной части, при этом сливная часть каждого поливного сифона соединена с гребнем последующего сифона посредством воздухоотсасывающей трубки. (Л 05 СП

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ую А 01 G 2502 !

ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3416690/30-15 (22) 31.03.82 (46) 30;01.84. Бюл. № 4 фиг. f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (72) Т. Ю. Юсупов, Н. Я, Хамраев, Г. А. Куралбаев и Л. Т. Иманалиев (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации мелиоративных систем (53) 631.347.1 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 388092, кл. F.02 В 13/00, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 704541, кл. А 01 G 25/02, 1979.

3. Авторское свидетельство СССР № 801810, кл. А 01 G 25/02, 1981.

„„SU„„10 9715 А (54) (57) ПОЛИВНАЯ УСТАНОВКА, содержащая последовательно соединенные поливные сифоны, установленные на плавучем транспортном средстве и снабженные воздухопроводящими трубками, соединенными концами соответственно с полостями сифонов до гребня и сливной части, гидрозатвором, и подсоединенное к первому сифону зарядное устройство, отличающаяся тем, что, с целью снижения материалоемкости и упрощения конструкции, гидрозатвор каждого поливного сифона образован изгибом его сливной части, при этом сливная часть каждого поливного сифона соединена с гребнем последующего сифона посредством воздухоотсасывающей трубки.

1069715

Изобретение относится к мелиорации, в частности к водораспределительным устройствам для подачи воды на орошаемом поле при поверхностном способе полива из оросителей.

Известна поливная установка, включающая сифоны, установленные на транспортном средстве (1) .

Недостаток известного устройства заключается в отсутствии механизма самозарядки сифонов.

Известна поливная установка, включающая сифоны, установленные на транспортном средстве, устройство для зарядки и источник сжатого воздуха (2).

Недостаток известного устройства заключается в сложности процесса зарядки и потреблении при этом энергии внешних источников.

Известна также поливная установка, включающая последовательно соединенные поливные сифоны, установленные на плавучем транспортном средстве и снабженные воздухопроводящими трубками, соединенными концами соответственно с полостями сифонов до гребня и сливной части, гидрозатвором, и подсоединенное к первому сифону зарядное устройство (3).

Однако конструкция сифонов, состоящих из труб с переменным диаметром сечений на входе и выходе, не обеспечивает использование сифонов на их максимальную пропускную способность, вследствие чего увеличивается материалоемкость конструкции.

Кроме того, сифоны соединены между собой трубами, диаметр которых должен значительно превышать диаметр выходного конца сифонов, что также приводит к увеличению материалоемкости и массы установки. Для последовательного заряжения сифонов необходимо создавать определенный угол наклона соединительным трубам, для чего придана жесткость поливной установке с помощью тросов-растяжек.

Поэтому при значительной длине установки эксплуатация ее затрудняется, так как возникает необходимость создания прямолинейных оросителей, необходимых для ее свободного перемещения и расположения на позиции для полива.

Цель изобретения — снижение материалоемкости и упрощение конструкции.

Указанная цель достигается тем, что гидрозатвор каждого поливного сифона образован изгибом его сливной части, при этом сливная часть каждого поливного сифона соединена с гребнем последующего сифона посредством воздухоотсасывающей трубки.

На фиг. 1 изображена поливная установка, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — момент перевода установки в рабочее положение; на фиг. 4 — установка в работе; на фиг. 5 — поливной сифон.

Поливная установка включает жестко закрепленные на осевой трубе 1, состоящей из отдельных секций, стоянки 2 для поливных сифонов 3, имеющих изгиб 4 для создания гидрозатвора в заборной части, а

° также сливной стакан 5, необходимый для образования гидрозатвора и удаления защемленного воздуха в выходной части сифона 3. Сливной стакан 5 в донной части имеет калиброванное отверстие 6, необходимое для опорожнения стакана 5 по окончании работы сифона 3. Все сифоны 3 в сливной части и на гребне имеют калиброванные отверстия 7 и 8 для подсоединения к ним воздухоотсасывающих трубок 9, один конец которых подсоединяется к отверстию 7 ниже изгиба 4 предыдущего сифона 3, а другой конец — к отверстию 8, расположенному на гребне следующего сифона 3. Полости сифонов 3 в области изгиба 4 сообщены между собой водопроводящими трубками 10, один конец которых вмонтирован в нижнюю часть изгиба 4 предыдущего сифона 3, а

20 другой — в боковую часть изгиба 4 следующего сифона 3. Водопроводящие трубки 10 служат для подачи воды из работающего сифона 3 в полость изгиба 4 следующего сифона 3 для образования в нем гидрозатвора.

25 Кроме того, сифоны 3 в заборной части ниже гребня имеют калиброванные отверстия 11, сообщающие полости сифонов 3 с атмосферой через воздухопроводящую трубку 12, снабженную регулятором 13 (фиг. 2), и предназначенные для частичного срыва вакуума в сифонах при их работе, т.е. для уменьшения расхода воды в них. Воздухопроводящая трубка 12 монтируется к-стоякам 2 вдоль осевой транспортной трубы 1.

На заборной части первого сифона смонтировано зарядное устройство 14, обеспечивающее автоматическую зарядку первого сифона. Кроме того, на гребне первого сифона имеется отверстие с насадкой 15 и колпачком 16 (или пробкой), необходимое для разрядки сифонов 3.

4О К осевой транспортной трубе 1 жестко прикреплено с помощью крепежно-соединительных хомутов 17 плавучее транспортное средство, выполненное из отдельных секций

18 и 19, расположенных по обе стороны вдоль осевой транспортной трубы 1. Сек45 ции 18 транспортного-средства, расположенные с одной стороны осевой транспортной трубы 1, выполнены из легкого плавучего материала. Секции 19 транспортного средства, расположенные с другой стороны осевой транспортной трубы l, выполнены в виде труб, полости которых сообщены между собой трубками 20 и имеют в верхнем своде калиброванные отверстия 21 для сообщения с атмосферой. Впереди начальной секции 19 подсоединен пусковой сифон, состоящий из гибкого шланга 22 с регулятором 23 (или пробкой) на сливном конце, предназначенный для впуска (при переводе установки из транспортного в рабочее положение) и вы1069715

35 постепенное погружение и зарядного устройства 14 (фиг. 2) с заборной частью сифона 3 в ороситель с водой. При принятии поливной установкой рабочего положения срабатывает зарядное устройство 14 и заряжает первый сифон 3.

После заряжения и включения в работу первого сифона 3, снабженного зарядным устройством 14, он начинает одновременно подавать воду через водопроводящую трубку 10 в полость изгиба 4 второго и даже третьего сифонов, образуя тем самым в них гидрозатворы, т.е. вода перекрывает доступ воздуха в заборную часть сифона. С момента образования гидрозатвора, т.е. прекращения доступа воздуха в заборную часть второго сифона 3, первый сифон 3 за счет гид- 5g равлической энергии, образующейся при работе в его полости, начинает отсасывать воздух через воздухоотсасывающую трубку 9 из полости второго сифона 3 до тех пор, пока последний не включится в работу. Сливной стакан 5 в выходном конце служит для уско- 55 рения удаления с полости сифона в сливной части защемленного воздуха и обеспечивает работу сифона 3 с полным расходом. После пуска воды из полости секций 19 (при переводе поливной установки из рабочего в транспортное положение). А в конце последней секции 19 вмонтирована трубка 24, необходимая для сообщения полости секций 19

Секции осевой транспортной трубы 1 соединены между собой с помощью быстроразъемных гибких соединений 25 (например, с помощью петель или крючков). Входные отверстия сифонов 3 устанавливаются на стояки 2 на определенном расстоянии от осевой трубы 1, которое необходимо для свободного всасывания воды.

Поливная установка включается в работу следующим образом.

Воздухопроводящая трубка 12 закрывается регулятором 13, а насадок 15 на гребне первого сифона завинчивается колпачком 16 для предотвращения доступа воздуха в полости сифонов 3.

Затем с помощью секций 19, расположенных с одной стороны осевой транспортной трубы 1, переводят в рабочее положение поливную установку (фиг. 4), для чего необходимо открыть регулятор 13 (фиг. 3) и опустить пусковой сифон в воду оросителя до полного его погружения. Через пусковой сифон вода поступает в полости секций 19.

При этом воздух, содержащийся в полости секций 19, вытеснсяется водой через отверстия 21 и трубу 24 в атмосферу. По мере заполнения полостей водой секции 19 погружаются в воду оросителя и переводят поливную установку в рабочее положение, т.е. сифоны 3 ложатся на берму оросителя напротив поливных борозд.

В момент перехода сифонов 3 поливной установки из транспортного в рабочее положение (фиг. 6) одновременно происходит

30 включения в работу второго сифона он начинает одновременно подавать воду через водопроводящую трубку 10 в полость изгиба 4 третьего сифона. С момента образования гидрозатвора в третьем сифоне 3 второй сифон через воздухоотсасывающую трубку 9 начинает отсасывать воздух из полости третьего сифона. В такой же последовательности происходит самозаряжение всех остальных сифонов 3..

Таким-образом, для заряжения всей массы сифонов, расположенных последовательно через определенное расстояние на поливной установке, достаточно обеспечить самозаряжение первого сифона 3, снабженного зарядным устройством 14. А второй, третий и все последующие сифоны 3, независимо от их количества, заряжаются последовательно автоматически.

В процессе полива, если необходимо уменьшить расход воды в сифонах (при поливе переменным расходом в борозды) достаточно открыть регулятор 13 воздухопроводящей трубки 12. При этом начинает поступать воздух через калиброванные отверстия 11 в полость сифонов 3, что приводит к частичному срыву вакуума при работе последних и уменьшает расход до заданной величины. Такая перестройка расхода воды в сифонах 3 не требует предварительного отключения их во время работы.

Отключение поливной установки и перевод ее из рабочего в транспортное положение осуществляется следующим образом.

Открывают колпачок 16 (или пробку) на насадке 15, расположенном на гребне первого сифона 3. При этом полость первого сифона сообщается через калиброванное отверстие с насадком 15 с атмосферой и разряжается вследствие полного срыва вакуума в нем. После разряжения первого сифона воздух из его полости поступает через калиброванное отверстие 7, воздухоотсасывающую трубку 9 и калиброванное отверстие 8 в полость второго сифона 3 и также разряжает его. Затем из полости второго сифона атмосферный воздух по той же схеме поступает в полость третьего сифона и разряжает его. В такой же последовательности разряжаются все последующие сифоны. После разрядки сифонов 3 сливные стаканы 5 также быстро опорожняются в результате утечки воды через калиброванные отверстия 6, имеющиеся на дне сливных стаканов 5. Предварительное разряжение всех сифонов 3 и опорожнение сливных стаканов 5 перед переводом поливной установки из рабочего в транспортное положение необходимо для облегчения веса за счет освобождения полости сифонов 3 и сливного стакана 5 от дополнительной нагрузки, вызванной массой воды.

После этого берут пусковой сифон, закрывают на его сливном конце регулятор 23, перебрасывают через берму оросителя в бо15

10697

16 15 18 19

19 18

1 17

25 12

5 розду и открывают регулятор 23. При этом вода, содержащаяся в полости секций 19 транспортного средства, начинает поступать в борозду через пусковой сифон, работающий как сифон до тех пор, пока полости секций 19 не опорожнятся и установка не примет транспортное положение. Во время всплытия секции 19 одновременно вращают осевую транспортную трубу 1 и поднимают сифоны 3, придавая им вертикальное положение, т.е. установка принимает транспортное положение. В таком транспортном пО ложении поливная установка готова отплыть на следующую позицию и снова включиться в работу.

Предлагаемая поливная установка маневренна, никакой внешней энергии не потребляет для перевода ее из рабочего в транспортное положение и разрядки сифонов, кроме того уменьшена материалоемкость, улучшена конструкция, повышена надежность установки в эксплуатации.

Составитель Т. Кукос

Редактор Н. Руднева Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 1126! /4 Тираж 729 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4