Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ГИДРО 1ЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую в себя; клапаны автоматического переключе ния пе;редач, каждый из которых включает корпус я золотник, образующие торцовые полости, в одной из которых размещена пружина, распределители питания муфт включения передач и электропилотные клапаны управления распределителями, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через регулятор давления с входом в гидротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости через клапаны автоматического переключения передач, распределители. и электропилотные клапаны управления распределителями подключен к фрикционным муфтам и к гидробаку, выход гидротрансформатора последовательно соединен с пружинными полостями клапанов автоматического переключения передач, а вход гидротрансформатора последовательно соединен с полостями , противоположными пружинг1ми клапанов автоматического переключения передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения последовательного переключения передач автоматически или выборочно и последовательно командно-вручную с отключением при этом автоматического управления, противолежащие пружинам полости клапанов автоматического переключения передач последовательно соединены через первый распределитель питания муфт включения передач с гидробаком с возможностью подключения к магистрали входа в гидротрансформатор, полости пружин первого, второго, третьего и четвертого распределителей питания соединены с гидробаком, а полость пружины пятого распределителя питания связана с гидробаком через перi вый клапан автоматического включения с возможностью включения в нагнетательную магистраль, противолежащие пружинам полости первых и третьих распределителей питания соединены с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотные клапаны, а противолежащая пружине полость пятого распределителя питания соединена с гидробакс с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан, клапан управления четверть распределителем О и второй клапан автоматического вклю:й э: чения, противолежащая пружине полость второго распределителя питания соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан и третий клапан автоматического включения , а полость вспомогательного плунжера этого распределителя соединена с гидробаком с возможностью включения через нагнетательную магистраль через четвертый распределитель питания и четвертый клапан автоматического включения и противолежащая пружине лолость четвертого распределителя питания соединена.с гидро

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(59 В 60 К 41 06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР . Г-llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ gC сpe. ".

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3396744/27-11 (22) .15 ° 02 ° 82 (46) 30.01.84. Бюл. 9 4 (72) A.À. Винарский, О.Н. Казюк и В.Г. Королев (1) Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова (53) .629.113-585.2(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 768668 кл. В 60 К 41/06 1977 (прототий). (54 ) (57 ) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая гидротрансформаторр ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую в себя клапаны автоматического переключения пе)редач, каждый из которых включает корпус и золотник, образующие торцовые полости, в одной иэ которых размещена пружина, распределители питания муфт включения передач и электропилотные клапаны управления распределителями, источник дав« ления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через регулятор давления с входом в гкдротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости через клапаны автоматического переключения передач, распределители и электропилотные клапаны управления распределителями подключен к фрккцконным муфтам и к гкдробаку, выход гидротрансформатора последовательно соединен с пружинными полостями клапанов автоматического переключения передач, а вход гидротрансформатора последовательно соединен с полостями, противопбложными пружинами клапанов автоматического переключения передач, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения по„9SU А следовательного переключения передач автоматически илк выборочно и последовательно командно-вручную с отключением при этом автоматического управления, противолежащие пружинам полости клапанов автоматического переключения передач последовательно соединены через первый распределитель питания муфт включения передач с гидробаком с возможностью подключенкя к магистрали входа в гидротрансформатор, полости пружин первого, второго, третьего и четвертного распределителей питания соединены с гидробаком, а полость пружины пятого распределителя пита- ния связана с гидробаком через пер- Е

Ф вый клапан автоматического включения с возможностью включения в нагнетательную магистраль, противолежащие пружинам полости первых и третьих распределителей питания соединены с гидробаком с возможностью включе- Я ния в нагнетательную магистраль через электропилотные клапаны, а противолежащая пружине полость пятого распределителя питания соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан, клапан управления четвертым распределителем и второй клапан автоматического вклю чения, противолежащая пружине полость второго распределителя питания соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан и третий клапан автоматического включения, а полость вспомогательного плун жера этого распределителя соединена с гкдробаком с возможностью включения через нагнетательную магистраль через четвертый распределитель питания и четвертый клапан автоматического включения и противолежащая пружине лолость четвертого распре делителя питания соединена с гидро1070036 баком с воэможйостью включения в нагнетательную магистраль через клапан управления четвертым распределиИзобретение относится к автомобильному и строительно-дорожному машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах с двигателями внетреннего сгорания., 5

Известна гидромеханическая трансмиссия транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему 0 управления, включающую в себя кла- паны автоматического переключения передач, каждый из которых включает корпус и золотник, образующие торцовые полости, в одной из которых размещена пружина, распределители питания муфт включения передач и электропилотные клапаны управления распределителями, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через регулятор давления с входом в гидротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости через клапаны автоматического переключения передач, распределители и электропилотные клапаны управления распределителями подключен к фрикционным муФтам и к .гидробаку,выход гидротрансформатора последовательно соеди-30 нен с пружинными полостями клапанов автоматического переключения передач,. а вход гидротрансформатора последовательно соединен с полостями противоположным пружинам клапанов автоматического переключения передач Г1).

Недостатком трансмиссии является отсутствие дублирующей системы переключения передач на случай отказа в работе автоматического переключения передач.

Цель изобретения - повышение надежности работы путем обеспечения последовательного переключения передач автоматически или выборочно и последовательно командно-вручную с 45 отключением при этом автоматического управления.

Поставленная цель достигается тем, что в гидромеханической трансмиссии транспортного средства, содержащей гидротрансформатор, ступенчатую коробку передач с фрикционными муфтами включения передач, систему управления, включающую в себя клапаны автелем питания и вторым клапаном автоматического включения. томатического переключения передач, каждый из которых включает корпус и золотник, образующие торцовые полости, в одной из которых размещена пружина, распределители питания муфт включения передач и электропилотные клапаны управления распределителями, источник давления рабочей жидкости, связанный гидролиниями через регулятор давления с входом в гидротрансформатор, выход которого сообщен с гидробаком через подпорный клапан, при этом источник давления рабочей жидкости через клапаны автоматического переключения передач, распре-делители и электропилотные клапаны управления распределителями подключен к фрикционным муфтам и к гидробаку, .выход гидротрансформатора последовательно соединен с пружинными полостями клапанов автоматического переключения передач, а вход гидротрансформатора последовательно соединен с полостями, противоположными пружинам клапанов автоматического переключения передач, противолежащие пружинам полости клапанов автоматического переключения передач последовательно соединены через первый распределитель питания муфт включения передач с гидробаком с возможностью подключения к магистрали входа в гидротрансформатор, полости пружин первого, второго, третьего и четвертого распределителей питания соединены с гидробаком, а полость пружины пятого распределителя питания связана с гидробаком через первый клапан автоматического включения с возможностью включения в нагнетательную магистраль, противолежащие пружинам полости первых .и третьих распределителей питания соединены с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотные клапаны, а противолежащая пружине полость пятого распределителя питания соединена с гидробаком с воэможностью включения B нагнетательную магистраль через электропилотный клапан, клапан управления четвертым распределителем и второй клапан автоматического включения, противолежащая пружине полость второго распределителя питания соединена с гидробаком с воэмож1070036 ностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан и третий клапан автоматического включения, а полость вспомогательного плунжера этого распределителя соединена с гидробаком с возможностью включения через нагнетательную магистраль через четвертый распределитель питания и четвертый клапан автоматического включения и противолежащая пружине полость чет- 10 вертого распределителя питания соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через клапан управления четвертым распределителем питания и вторым 15 клапаном автоматического включения.

На чертеже изображена гидромеханическая трансмиссия с системой автоматического и командно-ручного электропилотного управления в нейтральном положении. ъ

Гидромеханическая трансмиссия транспортного .средства содержит гидротрансформатор 1, ступенчатую коробку.передач с фрикционными муфтами включения передач и комплекс автоматического и командно-ручного электропилотного управления, имеющий клапаны 2-5 автоматического переключения передач, распределители 6-10 питания муфт, электропилотные клапаны

11-15 управления распределителями и клапан 16 управления распределителем б питания муфт диапазонов, регулятор 17 давления в магистрали питания муфт, источник 18 давления рабочей жидкости, связанный гидролинией через упомянутый регулятор давления с входом 19 в гидротрансформатор, выход 20 которого сообщен с гидробаком 21 через подпорный клапан 22.40

Выход из гидротрансформатора 1 последовательно из гидролинии 23 подходит в полости пружин клапанов 2-5.

Противолежащие пружинам полости клапанов 2-4 соединены через после- 45 дующий клапан с гидробаком, а эта же полость клапана 5 соединена с гидробаком через первый распределитель

9 питания муфты II u V передач с воэможностью включения этих полостей в гидролинию 24 входа в гидротрансформатор. Полость пружины пятого распределителя 8 питания муфты I и ТЧ передач соединена с гидробаком через первый клапан 3 автоматического включения Ч передачи.

Противолежащие пружинам полости первого и третьего распределителей

9 и 10 соединены с гидробаком с Во3можностью включения в нагнетательную магистраль через электропильтные кла-60 паны 14 и 15.

Противолежащая пружине полость пятого распределителя 8 питания муфты I и ХЧ передач соединена с гидроЪаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль через электропилотный клапан 13, клапан 16 управления распределителем 6 диапазонов и второй клапан 4 автоматического включения IV передачи.

Противолежащая пружине полость второго распределителя 7 питания муфты III u VI передач через. электропилотный клапан 12 и четвертый клапан 2 автоматического включения

UI передачи соединена с гидробаком с воэможностью включения в нагнетательную магистраль, а полость вспомогательного плунжера 25 через четвертый распределитель б питания муфт диапазонов и третий клапан 5 автоматического включения III передачи соединена с гидробаком с воэможностью включения в нагнетательную магистраль.

Противолежащая пружине полость четвертого распределителя б питания. муфт диапазонов через золотник клапана 16 и второй клапан 4 автоматического включения IV передачи соединена с гидробаком с возможностью включения в нагнетательную магистраль.

Распределители 7-10 включены в нагнетательную магистраль 26 последовательно и обесточиваются каждый предыдущим при его включении.

Клапаны 2-5 и 11-15 включены в нагнетательную магистраль постоянно.

Клапан 2-5 являются клапанами дифференциального типа, а клапаны

11-15 командно-ручного управления электропилотные.

Предлагаемая гидромеханическая трансмиссия работает следующим образом.

Включение заднего хода, первой.и второй передач переднего хода осуществляется только электропилотными клапанами 15, 13 и 14 соответственно.

Включение III, IV, V .и VI аередач может осуществляться как электропилотными клапанами, так и автоматически при включении XI передачи электропилотным клапаном 14, так как первый распределитель 9 в этом случае соединяет гидролинию 24 входа в гидротрансформатор с первым клапаном 5 .автоматического включения III передачи.

Автоматическое переключение передач происходит следующим образом.

На клапан 5 со стороны пружины воздействует уснлве, развиваемое на выходе из гидротрансформатора, а с противоположной стороны усилие от давления входа в гидротрансформатор, При значительных нагрузках на турбинном колесе разность давлений входа и выхода небольшая и клапан 5 остается в исходном положении, т.е.

1070036

Через включенный клапан 4 давление входа в гидротрансформатор подается в противолежащую пружине полость клапана 3 включения V передачи, которое происходит при перемещении клапана 3 под действием на него разности усилий от давлений входа и . выхода из гидротрансформатора.

65 движение происходит на второй передаче..

При снижении нагрузки на турбинном колесе, и, следовательно, увеличении частоты вращения коленвала двигателя и насосного и турбинного колес гидротрансформатора, скольжение колес уменьшается, а разность давлений входа и выхода возрастает до величины, способной преодолевать усилие пружины и переместить клапан 10

5 в положение, при котором напорная магистраль соединяется через распределитель 6 питания муфт диапазонов в полость вспомогательного плунжера 25, который перемещает распреде- 15 литель 7, соединяющий напорную магистраль с муфтой включения III u VI передач и через включенный распределитель 9 и находящийся в исходном положении распределитель 8 муфту 20 включения II u V передач с гидробак ом.

Происходит выключение I1 передачи и включение III так как клапан 5 находится в исходном положении и напорная магистраль соединена с муфтой низкого диапазона.

Через включенный клапан 5 давление входа подается в противолежащую полость Клапана 4 включения EV пере- 0 дачи, и опять при дальнейшем снижении нагрузки разность давлений входа и выхода увеличивается и клапан 4, перемещаясь, соединяет напорную магистраль с гидролинией., проходящей через клапан 16 к i.ðoòèâîëåæàùåé пружине полости распределителя 6 и че-. рез электропилотный клапан 13 к противолежащей пружине полости распределителя 8.

Распределитель 6 производит, пе- 40 ремещаясь, переключение муфт диапазонов, т.е. муфта низкого диапазона соединяется с гидробаком, а муфта высокого диапазона с напорной магистралью, и соединяет с гидробаком 45 полость вспомогательного плунжера 25 н распределитель 7 под действием усилия пружины возвращается в исходное положение и соединяет с напорной магистралью распределитель 8, ко-50 торий, в свою очередь, переместившись, соединяет с напорной магистралью муфту включения I и ХЧ передач и через распределитель 9 муфту II и Ч передач с гидробаком. Происходит вклю; 55 чение IV передачи, так как включена муфта высокого диапазона.

Клапан 3 соединяет напорную магистраль с полостью пружины распределителя 8, который, возвращаясь в исходное положение, соединяет муфту

I u IV передач с гидробаком и через включенный распределитель 9 муфту II и V передач с напорной магистралью,.

Четвертая передача выключается и включается пятая.

Через клапан 3 давление входа в гидротрансформатор подается к противолежащей пружине полости клапана 2.

Под действием возросшей разности усилий от давлений входа и .,выхода иэ гидротрансформатора клапан 2 перемещается и соединяет с напорной магистралью через электропилотный клапан 12 противолежащую пружине полость распределителя 7, который, перемещаясь, соединяет напорную магистраль с муфтой включения III u VI передач в муфту ЕХ и V передач через включенный распределитель 9 и находящийся в исходном положении распределитель 8 с гидробаком.

Пятая передача выключаетсяр à VI включается, так как остается вклю-ченной муфта высокого диапазона.

Таким образом происходит переключение передач снизу вверх в автоматическом режиме работы, а сверху вниз при увеличении нагрузки и уменьшении разности давлений входа и выхода и т.п.

Клапаны 5 и электропилотныи клапан 14 включены постоянно на весь промежуток времени работы управления в автоматическом режиме.

Отключение автоматического режима происходит при выключении электропилотного клапана 14, т.е. при включении любой передачи, за исключением и V соответствующими электропилотными клапанами.

При включении V передачи управление в режиме автомата может включать только ЧХ передачу или возвращаться на Ч передачу.

В режиме командно-ручного управления работает при включении соответствующих электромагнитных клапанов, а именно: задний ход включается электропилотным клапаном 15, а пе- . редачи I, II и ХХЕ переднего хода электропилотными клапанами 13,14 и 12 соответственно; передачи EV, V u VI включаются электропилотными клапана- . ми 13,14 и 12 соответственио при включении электропилотного клапана 11.

Диаграмма включения передач выглядит следующим образом., Передача Электропилотный клапан

I 13

14

ХХ

1070036

11-13

11-14

Составитель A Барыков

Редак тор A. Власенко Техред T . .Маточка Коррек тор И. Эрдейи

Заказ 11632!20 Тираж 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

VI 11-12

Таким образом, в предлагаемой гидромеханической трансмиссии переключение передач производится ко" мандно-вручную электропилотными клапанами или автоматически при включении второй или пятой передач, что позволяет повысить надежность работы.