Способ ремонта корпусных деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ РЕМОНТА КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ путем обезжиривания ремонтируемой детали, нанесения герметика, включающего смолу на основе замещенногчэ фенола винилацетиленовой структуры , модифицированную (З тлдиеннитрильным каучуком, с nocj.-.:;дующим от- . верждениём герметика, отличающ и и с я тем, что, с целью повышения качества ремонта, используют герметик , включающий, мае.%: Смеша на основе замещенного фенола винилацетиленовой структуры, модифицированная бутадиеннитрильньлм каучуком 20-22,5 i Политетрафторэтилен 1,0-2,0 Поливинилбутираль 0,65-0,8 О Этиловый спирт Остальное и pei«K Hтируемую деталь преднарительС но прогревают при 130-150С.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СИНИЦ
РЕСПУБЛИН
0% (31) . А
3@у С 09 К 3/10 В 23 Р 6 04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ. СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ ег;; я
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Ними н *втаиснева сввдатвъствьг
1 (21 ) 3459065/23-05 (22) 21.04.82 (46) 30.-01.84. Бил. 9 4 (72 ) П.A. лакун, A N. Ищенко и A.E. Абраменко (71) Гомельский мотороремонтный завод .(53) 658.588.8(088 ° 8) (56) 1. Альбом технологических карт на ремонт деталей тракторов ИТЭ-SЛн ИТЗ-5t1 ГОСНИТИ. М. 1966; с. 9-20, 2. Ремонт корпусных чугунных деталей эпоксидным составом. Руководящий технический материал PTN
70.0001.001.73 ГОСНИТИ М. 1973 с. 1-4.
3. Хрулев В.М. Синтетический клей и мастики. М., "Высшая школа", 1970, с. 104-105 (прототип). (54)(57) СПОСОБ PENOHTA КО ЧУСНЬИ
ДЕТАЛЕЙ путем обезжирнвания ремонтируемой детали„ нанесения герметика, включающего смолу на основе замещенного фенола винилацетиленовой структуры, модифицированную Ф тадиеннитрильным каучуком, с пос :.дующим отверждением герметика, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения качества ремонта, используют герметик, включающий, мас.Ъ:
Смола на основе замешенного фенола винилацетиленовой структуры, модифицированная бутадиеннитрильным каучуком 20-22,5
Политетрафторэтилен 1,0-2,0 9
Поливинилбутираль 0,65-0,8
Этиловый спирт Остальное и ремонтируемую деталь предварительно прогревают при 130-150 С.
1070147 с отверждением композиции при температуре окружающей среды 48-72 ч 35 или при нагреве ремонтируемой детали до 40-180 С в течение 1-48 ч (2) .
Недостатками способа являются значительная трудоемкость и, соответственно, дороговизна ремонтных 40 работ, недостаточное качество ремонтных работ, так как эпоксидный состав при нанесении на детали, работающие в условиях вибрационных нагрузок и температурного воздействия устаре- 45 вает и растрескивается, невозможность ремонта трещин, не имеющих наружного доступа.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ ремонта корпусных деталей путем обезжиринания ремонтируемой детали, нане- сения герметика ГЭН-150В представляющего собой 25-30%-ный раствор в органическом растворителе смолы на основе замешенного фенола винилацетиленовой структуры, модифицированной бутадиеннитрильным каучуком с последующим отверждением композиции 33.
Известный способ не обеспечивает достаточного качества ремонта.
Пель изобретения - повышение качества ремонта. б5
Изобретение относится х способам ремонта корпусных деталей и может быть использовано на ремонтных лред приятиях при восстановлении, например, блоков и головок автотракторных двигателей, компрессоров и т.п.
Известен способ ремонта блоков и головок автотракторн .х двигателей, заключающийся в промывке, сушке, за.чистке поверхности участков вокруг трещин, обварке концоВ трещин отжига- 10 ющими валиками, наплавке подготовительных валиков, охлаждении детали на месте сварки до температуры окружающей среды, сварке подготовительных валиков соединительным швом ко- 15 роткими участками или вразброс до полной заварки трещин (13.
Недостатками указанного. способа являются значительная трудоемкость и недостаточное качество ремонтных работ.
Известен способ ремонта корпусных деталей, заключающийся в обезжиривании ремонтируемой поверхности (вокруг трещины), продувке трещин сжатым воздухом, нанесении с помощью шпателя полимерной композиции, вклю-, чающей, вес.ч.:
Эпоксидная диановая смола 100 30
Дибутилфталат 15
Железный порошок 160
Полиэтиленполиамин 10
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу ремонта корпусных деталей путем обеэжиривания ремонтируемой детали, нанесения герметика, включающего смолу íà основе замещенного фенола. винилацетиленовой структуры, модифицированной бутадиеннитрильным каучуком с.последующим отверждением герметика, используют герметик, содержащий, мас.Ъ:
Смола на основе замещенного фенола винилацетиленовой структуры, модифицированная бутадиеннитрильным каучуком 20-22,5
Политетрафторэтилен 1,0-.2,0 . Поливинилбутираль 0,65-0,8
Этиловый спирт Остальное и ремонтируемую деталь предварительно прогревают при 130-150 С
Отверждение герметика можно производить при температуре окружающей среды в течение 28-32 ч или после нанесения герметика (заполнения трещин) выдерживать деталь в течение
30-50 мин при температуре окружающей среды, нагреть деталь вновь до 130-150 С, выдержать в нагретом состоянии 1-5 ч, а затем при температуре окружающей среды в течение
8-13 ч.
ИспользуеМый герметик готовят следующим образом.
Смолу на основе эамещенного фено- . ла винилацетиленовой структуры, модифицированной бутадиеннитрильным каучуком ГЭН-150 (ГОСТ 7738-65), режут на мелкие фракции 3-5 мм (любой формы), растворяют в этиловом спирте, смешивают с растворами политетрафторэтилена (фторопласт Ф42Л) и поливинилбутираля в этиловом спирте в течение 80-85 ч в любой стеклянной герметичной посуде.
Способ осуществляют следующим образом.
После промывки известным способом корпусной детали в ванне с раствором каустической соды, ее сушки, обезжиривания в ванне с техническим ацетоном с последующей сушкой при температуре окружающей среды в течение 15-20 мин ремонтируемую деталь нагревают в камерной нагревательной печи до 130-150 C и сразу заполняют полимерной композицией - герметиком.
В табл. 1 представлен состав гер- метика.
П р .и м е р 1. Трещины предварительно нагретой до 130 С детали заполняют полимерной композицией 1 (табл. 1) и выдерживают деталь при температуре окружающей среды в течение 32 ч.
1070147
Таблица 1
Концентрация раствора, вес.Ъ
Компоненты
Спиртовый раствор смолы ГЭН-150 (ГОСТ 7738-65) 80
75
30
Спиртовый раствор фторопласта-42 Л (ГОСТ 10007-72) 20
15
13
15
10
13
Пример 2. Трещины предвари тельно нагретой до 150 С детали заполняют полимерной композицией 4 и выдерживают деталь при температуре окружающей среды в течение 28 ч.
Пример 3. Трещины предварительно нагретой до 130 С детали заполняют полимерной композицией 2, выдерживают при температуре окружающей .среды в течение 50 мин,вновь нагревают деталь до 130 С, выдержи- 10 вают в нагретом состоянии в течение
5 ч, затем при температуре окружающей среды - в течение 12 ч.
Пример 4. Трещины предварительно нагретой до 150 С детали эа- 15 полняют полимерной композицией 3, выдерживают при температуре окружающей среды в течение 30 мин, вновь нагревают деталь до 150 С, выдерживают.в нагретом состоянии в течение
1 ч, затем при температуре окружающей среды — в течение 9 ч.
В табл. 2 представлены результаты испытаний (в качестве ремонтируемой детали используют головки бло- 25 ка двигателя Д-50).
Гидропневматические испытания отремонтированных головок блока производились на гидропневматическом стенде отраслевого изготовления путем заглушки одного выходного отверстия водяной рубашки, подсоединения фланца патрубка пневмомагистрали к другому ее выходному отверстию, погружения головки в ванну с водой, подачи в водяную рубашку воздуха под давлением 3-4 атм. Визуальное наблюдение о появлении или отсутствии воздуха в воде над погруженной в нее головкой блока свидетельствует
Спиртовый раствор полнвинилбутираля клеевого (ГОСТ 9439-73) о том, обеспечена или нет герметичность водяной рубашки отремонтированной головки блока.
Применение известного состава
ГЭН-150 в чистом виде (прототип) и с дЬбавкой поливинилбутираля приводит к неполному заполнению трещин, под действием охлаждающей жидкости состав разрушается, наблюдаются поры в швах, т.е. не достигается достаточное качество ремонта.
Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает высокое качество ремонта деталей из цветных металлов, например алюминия (головки блока), причем после эатвердевания используемого герметика образуется эластичная прочная масса, устойчивая к вибрациям и достаточно высокому нагреву, удешевление ремонта, так как упрощается приготовление полимерной композиции, увеличивается срок пригодности ее использования и облегчается операция заполнения трещины (например, с помощью кисти, шланга и т.п., методом окунания в нее детали; путем заполнения ею внутренних полостей детали с последующим ее сливанием).
Кроме того, расширяется сфера применения способа, так как обеспечивается возможность ремонта деталей, к трещинам которых известнымн способами нет доступа, например к внутренним трещинам водяных рубашек блоков или головок. Поскольку предлагаемая композиция жидкая, ею можно заполнить такие трещины одним из описанных методов. Таким образом, восстанавливаются детали, ранее не чодлежащие ремонту.
Состав композиции, вес.Ъ
2 3 4
1070147
Т а б л и ц а 2
Пример
Дефекты головки блока до ремонта
Результаты гидропневматических испытаний место обнаружения трещины длина трещины, мм
Между полостью водяной рубашки и выхлопным трактом 2-го цилиндра
Герметичность водяной рубашки восстановлена
Между полостью водяной рубашки и отверстием под направляющую втулку штанги 1-ro цилиндра
То же
Между полостью водяной рубашки и выхлопным трактом 1-ro цилиндра
4
Между полостью водяной рубашки и полостью клапанного седла выпускного клапана 3-го цилиндра
21
Заказ 11639/26 Тираж 634
ВНИИПИ Государственного кОмитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель Г. Мншензникова
Редактор Л. Филь ТехредМ.Гергель Корректор И. Эрдейи