Буровой снаряд

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

БУРОВОЙ СНАРЯД, содержащий бурильные трубы, забойный двигатель, коронку и керноприемный узел в виде бункера с нагнетательной и керноводной трубами, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности бурения и выхода керна, забойный двигатель расположен между коронкой и керноприемным узлом, при этом бункер и керноводная труба жестко соединены с корпусом забойного двигателя. (Л tc со 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Зад Е 21 В 25/00

СР

C)

CO

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3495369/22-08 (22) 30.09.82 (46) 30.01.84. Бюл. № 4 (72) Я. A. Эдельман, М. И. Ворожбитов, В. К. Полшков, О. Ю. Бергштейн, В. В. Макушин, М. А. Великосельский, Н. А. Соловьева, М. Я. Гельфгат, А. Б. Зильберман и А. М.-Г. Абдулзаде (71) Всеоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт буровой техники (53.) 622.243.64 (088.8) (56) 1. Корнеев К. Е. и Палий П. A. Буровые долота. Справочник. «Недра», М., 1965, с. 269 — 272.

2. Бергштейн О. Ю. и др. Совершенствование методов и средств отбора керна в глубоком бурении, М., «Недра», 1977, с. 187 (прототип).

„„SU„„1070298 (54) (57) БУРОВОЙ СНАРЯД, содержащий бурильные трубы, забойный двигатель, коронку и керноприемный узел в виде бункера с нагнетательной и керноводной трубами, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности бурения и выхода керна, забойный двигатель расположен между. коронкой и керноприемным узлом, при этом бункер и керноводная труба жестко соединены с корпусом забойного двигателя.

1070298

Соста

Редактор Ю. Середа Техред

Заказ 11291/33 Тираж 5

ВНИ И ПИ Государствен по делам изобрете

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Филиал ППП «Патент», г.

Изобретение относится к горному делу, а именно к средствам для бурения с отборам,керна

Известны буровые снаряды, содержащие . бурильные трусь, забойный двигатель, коронку и керйоотборный снаряд с керноприемной трубой, размещенный между коронкой и забойным двигателем (1).

Однако такие компоновки недостаточно эффективны по выносу керна, так как керноприемная труба в снаряде, расположенном под забойным двигателем, не промывается йи до, ни во время бурения, в результате зашламовывается и не дает возможности полного отбора керна.

Известен также буровой снаряд, где керн транспортируется в керноприемную трубу обратным потоком промывочной жидкости, содержащий бурильные трубы, забойный двигатель, коронку и керноприемный узел в виде бункера с нагнетательной и кер- 20 новодной трубами (2).

При такой компоновке по керноводной трубе в процессе бурения идет поток жидкости с керном за счет перепада давления между верхним и нижним концами керноводной трубы. Однако, интенсивность этого потока

25 недостаточна из-за малой длины керноводной трубы, которая практически равна длине снаряда. Длина современных керноотборных снарядов с гидротранспортом керна типа МАГ составляет от 4 до 8 м. Увеличить ее не представляется возможным, так как это вызовет увеличение вылета коронки относительно опоры вала забойного двигателя и биение ее при вращении. Следствием этого будет большая разработка ствола скважины, снижение выноса керна и повышенный износ нижних опор забойного двигателя.

В результате недостаточной интейсивности подъема жидкости с керном, т.е. недостаточной подъемной силы потока, имеют место заклинки керна в керноводной трубе. Кроме того, внутри вращающейся керновой трубы 4О под действием центробежных сил нарастает глинистая корка, что также препятствует движению керна.

Цель изобретения — повышение эффективности бурения и выхода керна.

Указанная цель достигается тем, что в буровом снаряде, содержащем бурильные трубы, забойный двигатель, коронку и керноприемный узел в виде бункера с нагнетательной и керноводной трубами, забойный двигатель расположен между коронкой и керно- 50 приемным узлом, при этом бункер и керноводная труба жестко соединены с корпусом забойного двигателя.

На чертеже изображен предлагаемый буровой снаряд.

Снаряд содержит коронку 1, забойный двигатель 2, керноотборный узел 3 и бурильные трубы 4. Корпус 5 узла 3 образует керноприемный бункер 6, сквозь который пропущены нагнетательная труба 7 и керноводная труба 8. Керноводная труба 8 выступает из узла 3 вниз, причем ее нижняя часть размещена внутри вала 9 забойного двигателя 2. К валу 9 забойного двигателя 2 присоединена коронка 1. В стенке корпуса 5 снаряда 3 имеется окно 10, закрываемое съемной крышкой 11 и, по меньшей мере, один дренажный канал 12. Бункер 6 и труба 8 жестко соединены с корпусом 13 забойного двигателя 2.

Буровой снаряд работает следующим образом.

В чашку, установленную в столе ротора буровой установки, помещают коронку 1, навинчивают ее на вал 9 забойного двигателя 2 и спускают эту часть в ротор. Затем сверху присоединяют керноотборный узел 3, пропуская нижнюю часть керноводной трубы 8 сквозь вал 9 двигателя 2. Спуская все в ротор, присоединяют нижнюю бурильную трубу 4 и далее ведут спуск, как обычно.

По достижении забоя включают насосы и после промывки приступают к бурению.

Промывочная жидкость из бурильных труб 4 через нагнетательную трубу 7, изолированную от полости бункера 6, поступает в забойный двигатель 2 и через промывочные отверстия коронки 1 подается на забой.

Далее часть жидкости поднимается по кольцевому пространству между компоновкой и стенками скважины, а другая часть поднимается rro керяоводной трубе, увлекая с со бой керн, который через верхний конец последней попадает в бункер 6, где и складируется, а жидкость, поступившая с керном, выходит наружу через канал 12. Бункер 6 и труба 8 не вращаются в процессе бурения.

Соотношение величин расходов через кольцевое пространство снаружи снаряда и через керновую трубу определяется в основном соотношением их площадей и может корректироваться известными способами, например созданием дополнительных сопротивлений. После окончания бурения и подъема инструмента отображенный керн извлекают из бункера 6 через окно 10 в корпусе 5, сняв крышку 11. После извлечения керна и установки крышки 11 компоновка может вновь быть пущена в работу.

Использование предлагаемого бурового снаряда позволяет повысить эффективность бурения и выхода керна. витель В. Акслер

И. Верес Корректор В. Гирняк

69 Подписное ного комитета СССР ний и открытий

Раушская наб., д. 4/5

Ужгород, ул. Проектная, 4