Способ перекачки малых партий жидкости

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ПЕРЕКАЧКИ МАЛЫХ ПАРТИЙ ЖИДКОСТИ, преимущественно нефтепродуктов, по трубопроводу, включающий перемещение жидкости за счет энергии газового потока по газопроводу, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности транспорта, периодически заполняют нефтепродуктом отводную линию и вытесняют его газом с компрессорной станции , причем между жидкостью и газом вводят разделители.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1070376 А здц F 17 D 1/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ р///е/фофк//г

3РРЮф2 6/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3505403/25-08 (22) 25.10.82 (46) 30.01.84. Бюл. № 4 (72) В. Ф. Новоселов, А. И. Гольянов, Ю. А. Фролов и А. М. Нечваль (71) Уфимский нефтяной институт (53) 621.643 (088.8) (56) 1. Александров А. М. и. др. Контейнерный трубопроводный пневмотранспорт.

М., «Машиностроение», 1979.

2. Pipe Line Industry», ч. 55, № Ol, 1981 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ПЕРЕКАЧКИ МАЛЫХ

ПАРТИЙ ЖИДКОСТИ, преимущественно нефтепродуктов, по трубопроводу, включающий перемещение жидкости за счет энергии газового потока по газопроводу, отличиющийся тем, что, с целью повышения эффективности транспорта, периодически заполняют нефтепродуктом отводную линию и вытесняют его газом с компрессорной станции, причем между жидкостью и газом вводят раздел и тел и.

CO 3

Ю

1070376

5 !

1

Изобретение относитеся к трубопроводному транспорту, например, нефтепродуктов и может быть использовано при транспорте нефтепродуктов и газа по газопроводу.

Известны способы пневматического или гидравлического транспорта жидких и твердых материалов в капсулах или различных оболочках, так называемые системы трубопроводного контейнерного транспорта (КПТ) . Система КПТ представляет собой транспортные трубопроводы, в которых в потоке газа (воздуха), создаваемом воздуходувными станциями, движутся одиночные или объединенные в составы контейнеры на колесах (1).

Перепад давлений на контейнере или на составе возникает автоматически, как только поток воздуха начинает подаваться в транспортный трубопровод с расположенными в нем контейнерами с нефтепродуктом.

Энергия потока транспортирующего газа (воздуха) расходуется на преодоление сопротивления передвижению контейнеров, сопротивления перемещению газа (воздуха) в трубопроводе, инерционных сил, возникающих при разгоне контейнеров, составляющих сил от действия массы контейнеров и газа (воздуха) на участках подъема трассы. Рабочее давление, развиваемое в КПТ, необходимое для перемещения контейнеров, 0,2 10 Ра.

Недостатком способа являются большие капитальные затраты, связанные с созданием специализированных пневмо- или гидротранспортных систем, специальных оболочек и контейнеров, их заполнение и опорожнение, их загрузка в трубопроводные системы и выгрузка из них. На существующих газопроводных системах ввиду того, что по длине трассы диаметр труб меняется и много запорной арматуры, проходное сечение которой меньше диаметра основных труб, данный способ подачи малых партий нефтепродуктов неэффективен.

Анализ существующих систем снабжения нефтепродуктов и газа показывает, что в потреблении нефтепродуктов и газа существуют периоды максимума — пики максимума потребления, причем эти пики потребления не совпадают. периоды максимума потребления нефтепродуктов соответствуют периодам минимума потребления газа и наоборот. Если еще учесть, что проектирование газопроводов обычно ведется при коэффициенте загрузки 0,9, а на практике газопроводы редко реализуют коэффициент использования производительности более 0,80-0,82, то возникает вопрос о повышении эффективности использования газопроводов в периоды сезонной неравномерности потребления газа (минимумы потребления).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является способ транспорта газа, согласно которому для покрытия пиковойнеравномерности газопотребления в холодное время года, путем дополнительной подачи углеводородов потребителю, в газопровод инжектируется сжиженный пропан и транспортируется в потоке газа за счет его энергии (2).

Недостатком известного способа является то, что при перекачке таким образом нефтепродуктов возрастают потери давления, а следовательно, энергозатраты вследствие образования 2- фазного потока.

Цель изобретения — повышение эффективности транспорта.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу, предусматривающему перемещение жидкости за счет энергии газового потока по газопроводу, периодически заполняют нефтепродуктом отводную линию и вытесняют его газом с компрессорной станции, причем между жидкостью и газом в водят р аздел ител и.

На чертеже изображена технологическая схема, с помощью которой может быть реализован предлагаемый способ.

Технологическая схема включает линейную часть газопровода 1, камеры 2 — 4 пуска и приема разделителей, имеющих внутренний диаметр на порядок больший, чем диаметр линейной части газопровода. Эти камеры с одной стороны заканчиваются концевыми затворами 5-7, а сдругой через задвижки 8-10 соединены с линейной частью трубопровода.

В камере установлен отсекающий механизм 11 для ручного или автоматического ввода разделителей. Поступление разделителей в линейную часть газопровода 1 контролируется сигнализатором 12. Кроме того, на камерах имеются патрубки с трехходовыми кранами 13-15 и манометрами. Нагнетательная линия 16 соединена с камерой

2 через задвижку 17. для подачи нефтепродукта в газоп ровод служит подающая система, которая состоит из двух отводных линий 18 и 19 с задвижками 20 23 и 9, камеры 3, насоса

24 и резервуарного парка 25. Подающая система через камеру 2 запуска разделителей соединена с газопроводом 1.

Для приема нефтепродукта на конечном пункте служит принимающая система, которая состоит из дренажной линии 26, соединенной с камерой 4 приема разделителей через задвижку 27, нефтегазосепаратора 28 и насоса 29, а также перепускной линии 30, соединенной через задвижку 31 с всасывающей линией 32 компрессорной станции газопровода, имеющей задвижку 33.

1070376

Составитель И. Потояи

Реда кто р В. 11 T ра ш Текред H. Ветс Корректор В. Гирняк

Заказ 11312/37 Тираж 476 ГIодписное

ВНИИПИ Гос дарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I I3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород. ул. Проектная, 4

Способ осуществляют следующим образом.

При отключенной камере 2 (задвижки

17,8 и 20 закрыты, а задвижка 34 открыта) открывают концевой затвор 5 и в камеру 2 помещают необходимое число разделителей, которые удерживаются отсекающим механизмом 11. При отключенной камере 3 (задвижки 23 и 9 закрыты) открывают концевой затвор 6 и в камеру 3 также помещают разделители. Одновременно открывают задвижку 21 и насосом 24 производят заполнение отводной линии 18 нефтепродуктом из резервуарного парка 25. После заполнения отводной линии 18 нефтепродуктом его вытесняют газом с компрессорной станции по отводной линии 19 через 15 камеру 3. При этом задвижки 34, 17 и 21 закрыты, а задвижки 8, 20, 22, 23 и 9 открыты. После вытеснения нефтепродукта из отводящей линии в магистральный газопровод, что фиксируется сигнализатором

12, задвижки 8 и 22 закрываются, а задвижка 33 открывается.

Движение партии нефтепродукта осуществляется за счет энергии газа, приобретенной от компрессорной станции.

Прием нефтепродукта осуществляется через камеру 4, дренажную линию 26 и нефтегазосепаратор 28. При этом задвижки

33 и 31 закрыты, а задвижки 10 и 7 открыты. Нефтепродукт при этом с остатками газа поступает в нефтегазосепаратор, где отделяется от газа и насосом может быть откачан в резервуарный парк либо передан непосредственно потребителю. Свободный газ из нефтегазосепарзтора подается либо во всасывающую линию КС, либо непосредственно в газопровод (не показано) .

Использование способа позволит снизать капитальные затраты в системе -.ганспорта нефтепродуктов.