Способ перекачки малых партий жидкости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ПЕРЕКАЧКИ МАЛЫХ ПАРТИЙ ЖИДКОСТИ, преимущественно нефтепродуктов, по трубопроводу, включающий перемещение жидкости за счет энергии газового потока по газопроводу, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности транспорта, периодически заполняют нефтепродуктом отводную линию и вытесняют его газом с компрессорной станции , причем между жидкостью и газом вводят разделители.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1070376 А здц F 17 D 1/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ р///е/фофк//г
3РРЮф2 6/
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3505403/25-08 (22) 25.10.82 (46) 30.01.84. Бюл. № 4 (72) В. Ф. Новоселов, А. И. Гольянов, Ю. А. Фролов и А. М. Нечваль (71) Уфимский нефтяной институт (53) 621.643 (088.8) (56) 1. Александров А. М. и. др. Контейнерный трубопроводный пневмотранспорт.
М., «Машиностроение», 1979.
2. Pipe Line Industry», ч. 55, № Ol, 1981 (прототип). (54) (57) СПОСОБ ПЕРЕКАЧКИ МАЛЫХ
ПАРТИЙ ЖИДКОСТИ, преимущественно нефтепродуктов, по трубопроводу, включающий перемещение жидкости за счет энергии газового потока по газопроводу, отличиющийся тем, что, с целью повышения эффективности транспорта, периодически заполняют нефтепродуктом отводную линию и вытесняют его газом с компрессорной станции, причем между жидкостью и газом вводят раздел и тел и.
CO 3
Ю
1070376
5 !
1
Изобретение относитеся к трубопроводному транспорту, например, нефтепродуктов и может быть использовано при транспорте нефтепродуктов и газа по газопроводу.
Известны способы пневматического или гидравлического транспорта жидких и твердых материалов в капсулах или различных оболочках, так называемые системы трубопроводного контейнерного транспорта (КПТ) . Система КПТ представляет собой транспортные трубопроводы, в которых в потоке газа (воздуха), создаваемом воздуходувными станциями, движутся одиночные или объединенные в составы контейнеры на колесах (1).
Перепад давлений на контейнере или на составе возникает автоматически, как только поток воздуха начинает подаваться в транспортный трубопровод с расположенными в нем контейнерами с нефтепродуктом.
Энергия потока транспортирующего газа (воздуха) расходуется на преодоление сопротивления передвижению контейнеров, сопротивления перемещению газа (воздуха) в трубопроводе, инерционных сил, возникающих при разгоне контейнеров, составляющих сил от действия массы контейнеров и газа (воздуха) на участках подъема трассы. Рабочее давление, развиваемое в КПТ, необходимое для перемещения контейнеров, 0,2 10 Ра.
Недостатком способа являются большие капитальные затраты, связанные с созданием специализированных пневмо- или гидротранспортных систем, специальных оболочек и контейнеров, их заполнение и опорожнение, их загрузка в трубопроводные системы и выгрузка из них. На существующих газопроводных системах ввиду того, что по длине трассы диаметр труб меняется и много запорной арматуры, проходное сечение которой меньше диаметра основных труб, данный способ подачи малых партий нефтепродуктов неэффективен.
Анализ существующих систем снабжения нефтепродуктов и газа показывает, что в потреблении нефтепродуктов и газа существуют периоды максимума — пики максимума потребления, причем эти пики потребления не совпадают. периоды максимума потребления нефтепродуктов соответствуют периодам минимума потребления газа и наоборот. Если еще учесть, что проектирование газопроводов обычно ведется при коэффициенте загрузки 0,9, а на практике газопроводы редко реализуют коэффициент использования производительности более 0,80-0,82, то возникает вопрос о повышении эффективности использования газопроводов в периоды сезонной неравномерности потребления газа (минимумы потребления).
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является способ транспорта газа, согласно которому для покрытия пиковойнеравномерности газопотребления в холодное время года, путем дополнительной подачи углеводородов потребителю, в газопровод инжектируется сжиженный пропан и транспортируется в потоке газа за счет его энергии (2).
Недостатком известного способа является то, что при перекачке таким образом нефтепродуктов возрастают потери давления, а следовательно, энергозатраты вследствие образования 2- фазного потока.
Цель изобретения — повышение эффективности транспорта.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу, предусматривающему перемещение жидкости за счет энергии газового потока по газопроводу, периодически заполняют нефтепродуктом отводную линию и вытесняют его газом с компрессорной станции, причем между жидкостью и газом в водят р аздел ител и.
На чертеже изображена технологическая схема, с помощью которой может быть реализован предлагаемый способ.
Технологическая схема включает линейную часть газопровода 1, камеры 2 — 4 пуска и приема разделителей, имеющих внутренний диаметр на порядок больший, чем диаметр линейной части газопровода. Эти камеры с одной стороны заканчиваются концевыми затворами 5-7, а сдругой через задвижки 8-10 соединены с линейной частью трубопровода.
В камере установлен отсекающий механизм 11 для ручного или автоматического ввода разделителей. Поступление разделителей в линейную часть газопровода 1 контролируется сигнализатором 12. Кроме того, на камерах имеются патрубки с трехходовыми кранами 13-15 и манометрами. Нагнетательная линия 16 соединена с камерой
2 через задвижку 17. для подачи нефтепродукта в газоп ровод служит подающая система, которая состоит из двух отводных линий 18 и 19 с задвижками 20 23 и 9, камеры 3, насоса
24 и резервуарного парка 25. Подающая система через камеру 2 запуска разделителей соединена с газопроводом 1.
Для приема нефтепродукта на конечном пункте служит принимающая система, которая состоит из дренажной линии 26, соединенной с камерой 4 приема разделителей через задвижку 27, нефтегазосепаратора 28 и насоса 29, а также перепускной линии 30, соединенной через задвижку 31 с всасывающей линией 32 компрессорной станции газопровода, имеющей задвижку 33.
1070376
Составитель И. Потояи
Реда кто р В. 11 T ра ш Текред H. Ветс Корректор В. Гирняк
Заказ 11312/37 Тираж 476 ГIодписное
ВНИИПИ Гос дарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I I3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород. ул. Проектная, 4
Способ осуществляют следующим образом.
При отключенной камере 2 (задвижки
17,8 и 20 закрыты, а задвижка 34 открыта) открывают концевой затвор 5 и в камеру 2 помещают необходимое число разделителей, которые удерживаются отсекающим механизмом 11. При отключенной камере 3 (задвижки 23 и 9 закрыты) открывают концевой затвор 6 и в камеру 3 также помещают разделители. Одновременно открывают задвижку 21 и насосом 24 производят заполнение отводной линии 18 нефтепродуктом из резервуарного парка 25. После заполнения отводной линии 18 нефтепродуктом его вытесняют газом с компрессорной станции по отводной линии 19 через 15 камеру 3. При этом задвижки 34, 17 и 21 закрыты, а задвижки 8, 20, 22, 23 и 9 открыты. После вытеснения нефтепродукта из отводящей линии в магистральный газопровод, что фиксируется сигнализатором
12, задвижки 8 и 22 закрываются, а задвижка 33 открывается.
Движение партии нефтепродукта осуществляется за счет энергии газа, приобретенной от компрессорной станции.
Прием нефтепродукта осуществляется через камеру 4, дренажную линию 26 и нефтегазосепаратор 28. При этом задвижки
33 и 31 закрыты, а задвижки 10 и 7 открыты. Нефтепродукт при этом с остатками газа поступает в нефтегазосепаратор, где отделяется от газа и насосом может быть откачан в резервуарный парк либо передан непосредственно потребителю. Свободный газ из нефтегазосепарзтора подается либо во всасывающую линию КС, либо непосредственно в газопровод (не показано) .
Использование способа позволит снизать капитальные затраты в системе -.ганспорта нефтепродуктов.