Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, заключающийся в том, что измеряют ойций виброакустический сигнал, состоящий из сигнала исследуемого процесса и шума фона, общий виброакустический сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источнику сигнала исследуемого процесса, измеряют сигнал шума фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, измерение .сигнала шума фона проводят одновременно с измерением общего виброакустического сигнала, причем измерения ведут в точке двигателя, в которой отношение сигнала исследуе мого процесса к сигналу шума фона (Л равно или меньше единицы.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

3(59 () Ol "N 15 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСтВЕННЫй HOMHTET СССР

fl0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ (21) 3510172/25-06 (22) 03.11.82 (46) 30. Ol . 84, Бюл. М 4 (72) В.A.Àëëèëóåâ, В.Ф.Скробач, A.Ã.ÈàMåäîâ и Б.Г.Мартынов (71) Ленинградский ордена Трудового

Красного Знамени сельскохозяйственный институт (53) 621 ° 43(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 357487, .кл. G 01 М 13/02, 1971 °

2. Патент Франции М 2070924, кле G 01 М 1/00 1971

3. Патент СССР Р 564828, кл. G 01 .М 15/00, 1973.

4. Заявка Великобритании 9 2009406, кл. (3 01 М 15/00, 1979 (54)(57) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, заклю(19) (П) ° чающийся в том, что измеряют общий виброакустическнй сигнал, состоящий из сигнала исследуемого процесса и шума фона, общий виброакустический сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источнику сигнала исследуемого процесса, измеряют сигнал шума фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, измерение сигнала шума фона проводят одновременно с измерением общего виброакустического сигнала, причем измерения ведут в точке двигателя, в которой отношение сигнала исследуед мого процесса к сигналу шума фона равно или меньше единицы.

1070441

Изобретение относится к беэраэборной диагностике машин и механизмов путем выявления типичных колебаний или последствий колебаний различных частей машин и механизмов, может быть применено, в частности, при 5 виброакустической диагностике двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания,заклю чающийся в том, что измеряют общий 10 виброакустический сигнал, состоящий иэ сигнала исследуемого процесса и шума фона, причем общий виброакустический сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источни- 5 ку.сигнала исследуемого процесса, по результату судят о состоянии двигателя. fl).

Полученный таким способом сигнал содержит высокий уровень помех от 20 сигнала шума фона, что снижает точность и эфФективность диагностирова" .ния.

Известен также способ диагностирования, заключающийся в том, что измеряют общий виброакустический сигнал, состоящий из сигнала исследуемого процесса и шума фона, причем общий виброакустический сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источнику сигнала исследуемого процесса, измеряют сигнал шума фона, вычитают сигнал шума Фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя I:2).

При осуществлении указанного способа в качестве сигнала шума фона принимают некоторый постоянный, заданный опорный сигиал.Таков выполнение способа повышает его эффектив- 40 ность, однако в связи с тем, что сигнал шума фона меняется по мере наработки ресурса двигателя, эффективность способа недостаточна.

Известны способы диагностирования,pg заключающиеся в том, что измеряют общий виброакустический сигнал, состоящий иэ сигнала исследуемого процесса и шума фона, общий сигнал измеряют в точке двйгателя, наиболее близкой к источнику сигнала исследуемого процесса, измеряют сигнал шу ма фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя (3).

При осуществлении указанного способа в качестве сигнала шума фона принимается сигнал, зарегистрированный в заданном промежутке времени до начала исследуемого процесса. По- 60 лученный сигнал задерживается по времени и затем вычитается из общего. Недостаточная эффективность такого способа связана с тем, что шум фона меняется во времени, в том числе может меняться во время осуществления исследуемого процесса.

Известны способы диагностирования, заключающиеся в том,.что измеряют общий виброакустический сигнал, состоящий из сигнала исследуемого процесса и шума фона, общий сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источнику сигнала исследуемого процесса, измеряют сигнал шума фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя (4).

При осуществлении известного способа в качестве сигнала шума фона. регистрируется сигнал, полученный при работе эталонного двигателя или при работе двигателя, находящегося в исходном состоянии,. сигнал записывается, а затем при диагностике двигателя вычитается из общего сигнала.

Недостаточная эффективность известного способа связана с тем, что сиг- нал шума фона меняется в процессе длительной эксплуатации двигателя, что вносит искажение в получаемый результат.

Цель изобретения — повышение эффективности диагностирования.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу диагностирования двигателя внутреннего сгорания, заключающемуся в том, что измеряют общий виброакустический сигнал, состоящий из сигнала исследуемого процесса и шука фона,. общий виброакустический сигнал измеряют в точке двигателя, наиболее близкой к источнику сигнала исследуемого. процесса, измеряют сигнал шума фона, вычитают сигнал шума фона из общего сигнала и по результату судят о состоянии двигателя, измерение сигнала шума фона проводят одновременно с измерением общего виброакустическа го сигнала, причем измерения ведут в точке двигателя, в которой отношение сигнала исследуемого процесса к сигналу шума фона равно или меньше единицы.

На фиг. 1 изображена возможная блок. †..схема устройства для измерения виброакустических сигналов, например, двигателя внутренного сгорания; на фиг. 2 — диаграммы сигналов, поясняющие рабсту устройства по нредлагаемому способу: a — основной виброакустический сигнал; б - сигнал шума фона; 6 — результат вычитания двух сигналов; на фиг. 3 — блок-схема устройства для диагностирования нескольких процессов; на фиг. 4 то же, для диагностирования с выделением определенных частотных участков .

Устройство для измерения вибро(акустических сигналов, например дви1070441 гателя внутреннего сгорания, содержит исследуемый объект (двигатель внутреннего сгорания) 1, вибропреобразователи 2 и 3, дифференциальный усилитель 4 и регистратор 5.

Устройство работает следующим об разом.

Сигналы шума фона и основной виброакустический сигнал с вибропреобразователей 2 и 3 поступают на входы дифференциального усилителя 4.

Схема дифференциального усилителя 4 выполнена таким образом, что он выполняет функции нормализатора сигналов, масштабирующего усилителя, с его помощью производится также вычи- )5 тание аналоговых сигналов. Результат вычитания с выхода усилителя 4 поступает на регистратор 5. С вибропреобраэователя 2 поступает основной сигнал о соударении в сопряжении поршень - гильза. С вибропреобразователя 3 поступает сигнал шума фона. .Измерения производят на двигателе

Д-240 при помощи вибропреобразователей Д14, дифференциального усилителя Я40-1102 (IVI3) и осциллографа CI-74 . Отношение сигнал †.шум увеличивается в 1,7 раза.

Устройство для диагностирования нескольких процессов (фиг ° 3) содержит исследуемый объект 1, коммутатор б сигналов, дифференциальный усилитель 4, регистратор 5.

Блок-схема устройства для диагностирования с выделением определенных частотных участков (фиг. 4) содержит исследуемый объект 1, блок 7 фильтров, дифференциальный усилитель 4 и регистратор 5. Причем для повышения точности выделения и измерения виброакустических сигналов применены полосовые фильтры.

Применение предлагаемого способа повышает точность диагностирования, позволяет выделять слабые сигналы при сильном шуме фона. Кроме того, имеется возможность автоматизировать процесс подавления шума и снизить трудоемкость диагностирования.

1070441

Составитель Н, Патрахальцев

Редактор С .Квятковская ТехрЕд В. Далекорей

Корректор А.Ференц

Заказ 11666/40 Тираж 827:

ВНИИПИ Государственного коьытета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35 Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, .r.Óìãîðîä, ул.Проектная, 4