Статор электрической машины переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащий сердечник статора в виде пакетов, разделенных вентиляционными каналами, стержневую обмотку, закрепленную в пазах посредством установленных в торцовых зонах крайних и расположенных по всей остальной длине сердечника основных встречно направленных верхних и нижних пазовых клиньев с утолщенными концами, отличающийся тем, что, с целью сокращения трудозатрат при перекли-новке обмотки статора, каждый нижний основной клин имеет на утолщенном конце вертикальный выступ, на котором перпендикулярно горизонтальной плоскости клина выполнено отверстие, а каждый верхний основной клин имеет на утолщенном конце продольный сквозной паз, причем в продольном направлении вертикальный S выступ нижнего основного клина расположен с зазором относительно торца сопряженного с ним клина.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(50 Н 02 К 3 48
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 3510205/24-07 (22) 11.11.82 (46) 30.01.84. Бюл. М 4 (72) Г.М. Хуторецкий, A.È. Воронцов, И.A. Пригоровский и A.Ä. Игнатьев (71) Ленинградское злектромашиностроительное объединение "Электросила" им. С.М.Кирова (53) 621. 3. 045. 8 (088. 8) (56) 1. Титов В.В. и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л., "Энергия", 1967, с. 186-187.
2. Авторское свидетельство СССР
М 588593, кл. Н 02 К 3/46, 1978. (54) (57) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
ПЕРЕМЕННОГО ТОКА, содержащий сердечник статора в виде пакетов, разделенных вентиляционными каналами, стержневую обмотку, закрепленную
„„Я0„„1070654 А в пазах посредством установленных в торцовых зонах крайних и расположенных по всей остальной длине сердечника основных встречно направленных верхних и нижних пазовых клиньев с утолщенными концами, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью сокращения трудозатрат при перекли-. новке обмотки статора, каждый нижний основной клин имеет на утолщенном конце вертикальный выступ, на котором перпендикулярно горизонтальной плоскости клина выполнено отверстие, а каждый, верхний основной клин имеет на утолщенном конце продольный сквозной паз, причем в продольном направлении вертикальный PQ выступ нижнего основного клина расположен с зазором относительно торца сопряженного с ним верхнего клина.
С:
1070654
Изобретение относится к электротехнике, в частности к инструкции статора таких электрических машин как турбогенераторы.
Известен статор электрической машины переменного тока, включающий в себя сердечник статора, набранный иэ пакетов, отделенных друг от друга вентиляционными каналами, и стержневую обмотку, уложенную в,, пазы сердечника и закрепленную с помощью пазовых клиньев, каждый из которых имеет высоту, одинаковую на всем своем протяжении, причем общая длина пазовых клиньев соответствует длине сердечника статора. 15
Пазовые клинья установлены поверх уложенных стержней обмотки путем вдвигания их в паз в продольном направлении. Форма поперечного сечения клина соответствует трапецеидальной форме вершины паза. Поверх верхнего стержня перед установкой клина становится прокладка, толщина которой выбирается так, чтобы клин плотно входил в паз П . 25
Данная конструкция обеспечивает достаточно плотную заклиновку стержней в пазу, однако при этом плотно входящий в паз клин при своем движении вдоль оси паза деформирует пакеты сердечника, что приводит к тому, что в значительной степени уменьшается ширина вентиляционных каналов, а следовательно, ухудшаются условия охлаждения машины, так как 35 через сузившиеся вентиляционные каналы проходит меньшее количество охлаждающего паза, и поскольку всегда существует необходимость в частичной или полной переклиновке 40 .обмотки статора во время ремонта в период эксплуатации машины, осуществление такой переклиновки может быть выполнено при данной конструкции клиньев только путем извле- 45 чения всех клиньев из паза и установки их вновь в заполнении зазора между верхним стержнем обмотки и клиньями новыми или дополнительными прокладками, кроме того при
50 этой операции часть клиньев будет повреждена и заменена новыми. В результате снижается эксплуатационная надежность машины за счет ухудшения . охлаждения ее активных частей и требуются затраты значительного време-.
55 ни и расхода материалов при переклиновке обмотки вр время ремонтов машины, увеличивая сроки проведения ремонта.
Наиболее близким к предлагаемому . 60 является статор электрической машины переменного тока, содержащий ердечник статора в виде пакетов, разделенных вентиляционными каналами, стержневую обмотку, закрепленную 65 в пазу посредством установленных в торцовых зонах крайних и расположенных по всей остальной длине сердечника основных встречно направленных верхних и нижних пазовых клиньев с утолщенными концами l23.
В известной конструкции за счет применения встречно направленных клиньев верхний клин, имеющий в своем поперечном сечении форму вершины паза сердечника статора, свободно установлен в пазу на свое место, йосле чего вдиганием между стержнем и верхним клином нижнего встречного клина, имеющего ширину меньше ширины паза, достигается уплотнение обмотки в пазу. Применение встречно направленных клиньев не устраняет необходимость извлечения клиньев из паза в случае переклиновки обмотки, что увеличивает трудозатраты.
Цель изобретения ъ сокращение трудозатрат .при переклиновке обмотки статора.
Поставленная цель достигается там„ что в статоре электрической машины переменного тока, содержащем сердечник статора в виде пакетов, разделенных вентиляционными каналами, стержневую обмотку, закрепленную в пазу посредством установленных в торцовых зонах крайних и расположенных по всей остальной длине сердечника основных встречно направленных верхних и нижних пазовых клиньев с утолщенными концами, каждый нижний основной клин имеет на .утолщенном конце вертикальный выступ, на котором перпендикулярно горизонтальной плоскости клина выполнено отверстие, а каждый верхний основной клин имеет на утолщенном конце продольный сквозной паз, причем в продольном направлении вертикальный выступ нижнего основного клина расположен с зазором относительно торца сопряженного с ним верхнего клина.
На фиг. 1 изображен статор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1, на фиг. 3 — верхний и нижний встречно направленные пазовые клинья, вид в аксонометрии.
Статор электрической машины включает в себя сердечник статора, состоящий из пакетов 1, разделенных между собой вентиляционными каналами 2, стержни 3 обмотки, уложенные в пазы 4, подклиновие прокладки 5, крайние верхний б и нижний 7 пазовые клинья, основные (расположенные между противоположными крайними ) верхний клин 8, имеющий паз 9, и нйжний клин 10 с вертикальным выступом 11 и отверстием 12, причем вертикальный выступ 11 нижнего основного клина 10 расположен с зазо3
1070654
Составитель Ф.Подольская
Техреду.Бабинец . Корректорм.Шароши
Редактор.Н.Ковалева
Тираж 667 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5
Эаказ 11699/51
Филиал ППП "Патент", г. ужгород, ул. Проектная, 4 ром 13 относительно торца сопряженного с ним основного верхнего клина 8. На Фиг. 1 обозначено место
14 стыка верхнего 8 и нижнего 10 клиньев.
Заклиновка обмотки в случае ее ослабления выполняется с помощью специального технологического уст-. ройства, вставляемого в паз 9 в утолщенном торце верхнего клина 8, удар по которому передается на 10 выступающий утолщенный торец нижнего клина 10, примыкающий вплотную к клину 8, чем обеспечивается продольное движение. нижнего клина 10 и соответственно уплотнение заклинов- 5 ки обмотки..
В образовавшийся заэор на месте стыка 14 торцов верхнего 8 и нижнего 10 клиньев устанавливается дистанционная прокладка, сторона которой прилегающая к торцу верхнего клина 8, покрывается клеем.
Для осуществления выбивания нижнего клина 10 в случае необх дивюсти извлечеьия клиньев из паза клин 10 снабжен отверстием 12, в которое вставляется вертикальный стержень
Ю ударяя по которому придают клину движение в продольном направлении.
Изобретение позволяет обеспечить возможность проведения переклиновки общотки статора без выемки клиньев из пазов и не требует применения дополнительного расхода материалов для подклиновых прокладок и новых пазовых клиньев, что дает возможность сократить сроки ремонта машины и уменьшить расход материалов и затрат труда и, таким образом, по». высить экономичность эксплуатации электрических машин.