Устройство для крепления обмотки в пазах магнитопровода электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСННХ
INVNII
РЕСПУ6ЛИН
3f59 H 02 K 3 493
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ARTOPCNOMV ВббВВВТВВЬВТВУ (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ,ОВМОТКИ В ПАЗАХ МАГНИТОПРОВОДА
;ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАМИНЫ, содержащее
U --образный элемент, закрепленный в выемках в стенках паза, о т.л и ч а ю ц е е с я тем, что, с целью .уулу паения энергетических показателей и обеспечения ремонтопригодности О -образный элемент выполнен металлическим и установлен своим основанием на дне паза, а концы боковых стенок элемента загнуты, прилегая к катушке обмотки.
2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что U --образ ный элемент имеет выступающие за торец магнитопровода части, по уг- щ лам которых выполнены разрезы.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И 0ТНРЬГПФ
21) 3378618/24-07 (221 06.01.82 (46) 30.01.84. Бюл. 9 4 (72) В.Ф. Горягин, A.Â. Дума, Л.A. Збарский и Я.М. Хант (711 Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский. и технологический институт взрывоэащищенного и рудничного электрооборудования (53) 621.3. 045.8(088.8) (56) 1. КаЛитвеиский В.И. Изоляция электрических машин. М., Госэнергоиэдат, 1949, с. 65, рис; 2.22.
2. Патент СМА 9 3940647, кл. 310-214, 1976 °
„.SU„„55 А
1070655
На фиг. 1 изображен паз магнитопровода электрической машины; на 65
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для крепления обмотки в пазу электрической машины.
Известны устройства для крепления обмотки в пазу электрической машины, содержащие пазовые клинья, опирающееся на углубления в стенках паза и изготавливаемые как из немагнитного материала, так и из магнитного материала C1J.
Недостатком данного крепления является пережим зубца углублениями для клина в самом узком месте зубца, что резко увеличивает индукцию в этом месте, приводит к ухудше- 15 нию коэффициента мощности и КПД и уменьшению коэффициента заполнения паза проводниками ввиду большой толщины пазового клина.
Известно также крепгение обмот- 20 ки в пазу с помощью пазовой заглушки 0 -образной формы из эластичного тонкостенного материала. Такая заглушка закрепляется в выемках в стенках паза, расположенных в самом узком хлесте зубца статора 421.
Недостатком известной заглушки является то, что при ремонте практически невозможны разборка и изъятие катушки из паза, так как заглушка вставляется со стороны расточки,.а может быть снята только в сторону торца пакета статора.
Так как лобовые части катушек отогнуты z, сторону, то для снятия заглушки необходимо выпрямить эти лобовне части катушки, в результате чего обмотка с известной заглушкой неремонтопригодна. Кроме того, катушка опирается на шероховатую поверхность паза из-за выступающих листов 40 магнитопровода, что уменьшает ее надежность. Выполнение выемок в самом узком месте зубца резко уменьшает индукцию в этом месте, что приводит к ухудшению энергетических 45 показателей.
Цель изобретения — улучшение энергетических показателей и обеспечение ремонтопригодности.
Указанная цель достигается тем, 50 что в устройстве для крепления .обмотки в пазах магнитопровода электрической машины, содержащем -образный элемент, закрепгенный на выемках в стенках паза, последнии выполнен металлическим и установлен своим основанием на дне паза, а концы боковых стенок элемента загнутн, прилегая к катушке обмотки.
U -образный элемент может иметь выступающие за торец магнитопровода части, по углам которого выполнены разрезы. фиг. 2 — О -образный элемент крепления обмотки> на фиг. 3 — паз с обмоткой и элементом крепления; на фиг. 4 — то же, концы которого загнуты на катушку; на фиг. 5 — торцовая часть элемента крепления.
Паз 1 имеет выемки 2, в которые входят выступы 3 U --образного элемента 4 крепления. Выемки 2 и выступы 3 расположены в том месте, где индукция минимагьна, т.е. у дна 5 паза 1. В пазу размещена обмотка 6 и элемент 4 крепления с выступающими концами 7, величина которых не превышает ширины паза. У элемента 4 крепления на торцовой его части в углах выполнены разрезы 8.
Так как элемент крепления 4 выполнен металгическим, то он служиъ для проведения магнитного потока также, как и зубец статора. Элемент крепления покрыт изоляционным покрытием также, как и листы пакета статора, что позволяет устранить возникновение проводящих контуров по-пакету.
Укладка и крепление обмотки выполняется следующим образом.
В пазы 1 вводятся элементы 4 крепгения, затем укладываются катушки обмотки 6, после чего концы
7 элемента 4 крепления загибаются на катушку. Угоженные таким образом катушки обмотки не могут выйти и паза, так как они удерживаются в пазу загнутыми концами 7 элемента 4 крепления, а последние в свою очередь выступами 3 удерживаются в выемках 2 паза.
Элемент крепления по длине превышает длину пакета статора и выступает из пазов по его торцам. При этом в этих частях.в углах сделаны разрезы 8 так, что каждая из граней элемента крепгения может относительно свободно бтгибаться в сторону, в результате чего повышается надежность обмоток. Если на выходе из паза катушка опиралась на острый угол пакета статора (магнитоировода, которнй истираг. и прорезал изоляцию, то теперь катушка опирается на эластичную поверхность какой-либо боковой грани элемента крепления.
Кроме того, катушка теперь опирается не на и.ероховатую поверхность паза, а на гладкую поверхность элемента крепления, что также повышает надежность.
Для облегчения отгиба концов 7 элемента 4 крепления на катушку 6 после укладки последней в паз в местах отгиба концов 7 на элементе крепления выполняется перфорация.
Концы 7 элемента 4 крепления выполняют роль магнитного клина, что 1070655
Составитель Ф. Подольская
Техред М. Гер гель Корректор М.Шароши
Редактор Н.Ковалев.".
Заказ 11699/51
Тираж 667 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССРпо делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 позволяет снизить колебания индукции в воздушном зазоре электрической ма- шины и повысить коэффициент мощности.
В то же время эти концы занимают в пазу по высоте значительно меньше места, .чем магнитный клин, что приводит к повышению коэффициента заполнения паза медью и дальнейшему улучшению энергетических показателей двигателя.
Для того, чтобы во время ремонта вытащить катушки из паза, достаточ1 но отогнуть концы 7 и привести их в положение, показанное на фиг. 3.
Устранение углублений в стенках паза, находящихся в самом узкэм месте зубца, приводит к улучшению энер5 гетических показателей.
Таким образом, предлагаемое устройство крепления обмоток в пазах электрической машины позволяет по10 высить энергетические показатели, ремонтопригодность и надежность.