Устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТф и НОГО СРЕДСТВА, содержащее натяжное колесо, установленное на кривошипе, размещенном поворотно с помощью оси в корпусе транспортного средства, упругий элемент в виде торсиона, одним концом связанного с кривощипом, а другим - с корпусом , отличающееся тем, что, с целью расщирения использования устройства при различных расположениях натяжного колеса , на оси кривощипа закреплен упор, а торсион связан с корпусом через рычаг, установленный поворотно на оси кривошипа с возможностью взаимодействия с упором, и тягу регулируемой длины.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(5D
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО делАм изОБРетений и ОткРытий (21) 3300572/27-11 (22) 11.06.81 (46) 07.02.84. Бюл. № 5 (72) С. И. Физдель, П. И. Сагир, Л.К.-А. Магерамов и Я. И. Деуль (53) 629.1.032 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 550311, кл. В 62 D 55/30, 15.03.77.
2. Авторское свидетельство СССР № 882814, кл. В 62 D 55/30, 23.11.81 (прототип) . (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТÄÄSUÄÄ 1071510 А
НОГО СРЕДСТВА, содержащее натяжное колесо, установленное на кривошипе, размещенном поворотно с помощью оси в корпусе транспортного средства, упругий элемент в виде торсиона, одним концом связанного с кривощипом, а другим — с корпусом, отличающегся тем, что, с целью расширения использования устройства при различных расположениях натяжного колеса, на оси кривошипа закреплен упор, а торсион связан с корпусом через рычаг, установленный поворотно на оси кривошипа с возможностью взаимодействия с упором, и тягу регулируемой длины.
1071510
1
Изобретение относится к гусеничным транспортным средствам.
Известно устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее натяжное колесо, установленное на кривошипе, размещенном в корпусе поворотно и связанном с червячной передачей (lj.
Однако такое устройство не позволяет использовать его в транспортных средствах с задним расположением натяжного колеса вследствие перегрузки его тяговым усилием впереди расположенного ведущего колеса.
Известно также устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее натяжное колесо, установленное на кривошипе, размещенном поворотно с помощью оси в корпусе транспортного средства, упругий элемент в виде торсиона, одним концом связанного с кривошипом, а другим — с корпусом (2).
Такое устройство также не позволяет использов 1Tb его в транспортных средствах с задним расположением натяжного колеса, так как вся энергия упругого элемента расходуется на преодоление тягового усилия ведущего колеса, расположенного спереди.
Цель изобретения — расширение использования устройства для натяжения гусеничной цепи при различных расположениях натяжного колеса.
Цель достигается тем, что в устройстве для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащем натяжное колесо, установленное на кривошипе, размещенном поворотно с помощью оси в корпусе транспортного средства, упругий элемент в виде торсиона, одним концом связанного с кривошипом, а другим — с корпусом, на оси кривошипа закреплен упор, а торсион связан с корпусом через рычаг, установленный поворотно на оси кривошипа с возможностью взаимодействия с упором, и тягу регулируемой длины.
На фиг. 1 показана установка устройства для натяжения гусеничной цепи на транспортном средстве; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2.
Устройство для натяжения гусеничной цепи 1-транспортного средства 2 содержит натяжное колесо 3, установленное поворотно в корпусе 4 транспортного средства 2 посредством кривошипа 5. В оси 6 кривошипа 5 установлен торсионный вал 7, шлицевая головка 8 которого связана с кривошипом 5, а шлицевая головка 9 торсионного вала 7 взаимодействует с подвижной втулкой, выполненной в виде рычага 10, установленного с помощью подшипников 11 на оси
6 кривошипа 5 и взаимодействующего с помощью шарнира 12, самотормозящего5
25 ся винта 13 и телескопической гайки 14 с корпусом 4 транспортного средства 2.
Гайка 14 имеет квадратный хвостовик
15, опирается на сферический подшипник
16 и вместе с винтом 13 образует тягу регулируемой длины.
Неподвижно установленный на оси 6 кривошипа 5 упор 17 имеет верхнюю головку, выполненную в виде сферической пяты
18, взаимодействующей с опорной площадкой 19 поворотного рычага 10.
Кривошип 5 установлен в корпусе транспортного средства с помощьк> подшипников 20 и закреплен в нем крышкой 21.
Сферический подшипник 16 установлен во фланце 22 корпуса 4 транспортного средства и с помощью крышки 23 и болтов
24 закреплен в нем.
Телескопическая гайка закреплена в корпусе 4 с помощью гайки 25.
Для контроля натяжения гусеничной ленты на поворотном рычаге 10 установлен концевой выключатель 26, взаимодействующий с неподвижным, упором 17 и с помощью провода 27 подключенный к сигнальной системе транспортного средства. ,цля натяжения гусеничной цепи 1 необходимо с помощью гаечного ключа, подсоединенного к хвостовику 15, привести во вращение телескопическую гайку 14. Вращение телескопической гайки 14 через винт
13, шарнир 12 приводит в движение рычаг
10, который, поворачиваясь на полой оси
6 кривошипа и подшипниках 11, начинает поворачивать кривошип 5, установленный в корпусе 4 транспортного средства на подшипниках 20.
Вместе с кривошипом 5 начинает перемещаться натяжное колесо 3, создавая статическое натяжение гусеничной цепи 1.
В строгом соответствии с перемещением натяжного колеса 3 и поворотом кривошипа 5 поворачивается и жестко установленный на оси 6 неподвижный упор 17. Благодаря тому, что рычаг 10 связан с кривошипом 5 торсионным валом 7, величина поворота кривошипа 5 и, следовательно, величина натяжения гусеничной цепи 1 определяются деформацией торсионного вала
7 при повороте рычага 10. Углы установки рычага 10 и упора 17 выбраны такими, что максимальная величина деформации торсионного вала 7 (т. е. момент контакта сферической пяты 18 площадки 19) ссютветствует заранее заданному статическому натяжению гусеничной ленты 1.
В момент достижения заданного статического натяжения гусеничной цепи 1 рычаг 10 и упор 17 сближаются на угол а, при этом срабатывает конечный выключатель 26, подключенный к сигнальной системе транспортного средства проводом 27, и на место механика-водителя поступает сигнал об окончании натяжения гусеничной цепи 1.
1071510 з
Конечный выключатель, размешенный внутри корпуса, не подвержен. влиянию внешних факторов, воздействующих на транспортное средство, и поэтому обеспечивает надежную работу системы контроля величины натяжения гусеницы.
При движении транспортного средства по местности значительные тяговые усилия, возникающие в гусеничном обводе через гусеничную цепь 1, натяжное колесо 3, кривошип 5 и упор 17 посредством сферической пяты 18 и опорной площадки 19 передаются на рычаг 10, а от него через шарнир 12 и винт 13 — на телескопическую гайку 14. От телескопической гайки 14 усилие передается на гайку 25, опираюшуюся на сферический подшипник 16, который посред- 15 ством фланца 22, крышки 23 и болтов 24 взаимодействует с корпусом 4 транспортного средства 2.
Во время поворота гусеничного транспортного средства 2 ослабление натяжения в отстающей гусеничной цепи 1 и связанное с этим увеличение длины обвода компенсируется упругой деформацией торсионного вала 7, благодаря которой кривошип 5 перемещает натяжное колесо 3 в сторону натяжения гусеничной цепи 1, а упор 17 перемешается относительно рычага 10 в сторону увеличения угла (до тех пор, пока усилия в гусеничном обводе, приведенные к оси торсионного вала 7, не станут равны силам упругой деформации последнего.
Устройство для натяжения -гусеничной ленты практически мгновенно реагирует на изменение длин ветвей гусеничного обвода, возникающее при движении транспортного средства по пересеченной местности и при повороте, что позволяет постоянно поддерживать заданный уровень натяжения и обеспечивает надежную и устойчивую работу гусеничного обвода в любых режимах движения вне зависимости от особенностей компоновки ходовой части транспортного средства и расположения натяжного колеса.
Использование изобретения позволяет уменьшить динамическую нагруженность и повысить надежность работы гусеничных обводов с задним расположением натяжного колеса как при прямолинейном движении транспортного средства, так и при поворотах.
1071510
pgz.g 17
Редактор Н. Киштулинец
Заказ П 542/! 4
Составитель В. Лысунец
Текрсд И. Верес Корректор А. Зимокосов
Тираж 630 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4