Водометный движитель судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА, содержащий рабочее колесо, установленное в водоводной трубе с водозаборным раструбом, воздушным патрубком с выходным и входным отверстиями, причем последнее сообщено с атмосферой через клапан, укрепленный на штоке поршня сервоцилиндра, а выходное - перед рабочим колесом с водоводной трубой, снабженной датчиком давления, сообщенным с камерой сервоцилиндра, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик судна и устранения присасывания на предельном мелководье, водозаборный раструб выполнен с коллектором, который сообщен с выходным отверстием воздушного патрубка, а датчик давления установлен перед рабочим колесом. (Л о -vj ел ьо

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК з(51) B 63 H 11 08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3445279)27-11 (22) 28.05.82 (46) 07.02.84. Бюл. № 5 (72) В. С. Иоффе, К. А. Лазаренко и И. М. Черный (71) Проектно-конструкторское бюро

Главного управления речного флота при

Совете Министров БССР (53) 629.12:532.582.5.035.2 (088.8) (56) 1. Белинский В. Г., Черный И. М.

Ходкость и управляемость водометных судов. Киев. «Наукова думка», 1966, с. 63—

66 (прототип) . (54) (57) ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ

СУДНА, содержащий рабочее колесо, ус„„SU„„1071527 А тановленное в водоводной трубе с водозаборным раструбом, воздушным патрубком с выходным и входным отверстиями, причем последнее сообщено с атмосферой через клапан, укрепленный на и токе поршня сервоцилиндра, а выходное перед рабочим колесом с водоводной трубой, снабженной датчиком давления, сообщенным с камерой сервоцилиндра, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик судна и устранения присасывания на предельном мелководье, водозаборный раструб выполнен с коллектором, который сообщен с выходным отверстием воздушного патрубка, а датчик давления установлен перед рабочим колесом.

1071527

Составитель Л. Печерица

Редактор H. Киштулинец Техред И. Верес Корректор О. Тигор

Заказ 1! 544/! 5 Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к судостроению в частности к средствам управления водометным движителем для мелкосидящих судов.

Известен водометный движитель судна, содержащий рабочее колесо, установленное в водоводной трубе с водозаборным раструбом, воздушным патрубком с выходным и входным отверстиями, причем последнее сообщено с атмосферой через клапан, укрепленный на штоке поршня сервоцилиндра, а выходное — перед рабочим колесом с водоводной трубой, снабженной датчиком давления, сообщенным с камерой сервоцилиндра 11).

Недостатком известного движителя является невозможность автоматической подачи воздуха в водоводную трубу перед рабочим колесом при движении судна на мелководье и устранения тем самым присасывания его ко дну.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик судна и устранение присасывания на предельном мелководье.

Цель достигается тем, что в водометном движителе судна, содержащем рабочее колесо, установленное в водоводной трубе с водозаборным раструбом, воздушным патрубком с выходным и входным отверстиями, причем последнее сообщено с атмосферой через клапан, укрепленный на штоке поршня сервоцилиндра, а выходное— перед рабочим колесом с водоводной трубой, снабженной датчиком давления, сообщенным с камерой сервоцилиндра, водозаборный раструб выполнен с коллектором, который сообщен с выходным отверстием воздушного патрубка, а датчик давления установлен перед рабочим колесом.

На чертеже представлена схема водометного движителя.

В корпусе судна (не показан) над водометной трубой 1 установлен сервоцилиндр

2, содержащий поршень 3 и корпус 4, которые образуют камеру 5, соединенную посредством трубопровода 6 со всасывающей полостью 7 водометной трубы 1 непосредственной перед рабочим колесом 8.

Открытый конец трубопровода 6, выходящий во всасывающую полость 7, представляет собой датчик давления.

Верхняя часть поршня 3 выполнена наклонной для стока случайно попавшей в камеру 5 воды. На штоке 9 поршня 3 установлен клапан 10 золотникового типа и диск 11 демпфирующего устройства.

В передней части всасывающей полости 7 водометной трубы 1 выполнены отверстия 12 для выхода воздуха из коллектора 13, который воздушной магистралью 14 связан с воздушной камерой 15.

Воздушная камера 15 сообщается с атмосферой патрубком 16 и снабжена окнами 17, закрываемыми клапаном 10 под действием груза 18. На воздушной магистрали 14 установлен регулировочный вентиль 19, которым при необходимости можно отключить подачу воздуха во всасываемую полость водомета.

Устройство работает следующи м образом.

Регулировочный вентиль 19 устанавливается в положение «Открыто». При движении судна на глубокой воде клапан 10 перекрывает окна 17 под действием веса, равного сумме весов клапана 10, поршня 3, штока 9, диска 11 и регулировочного груза 8 за вычетом силы, действующей на поршень 3 от разрежения в камере 5, создаваемого работой движителя, а также от разряжения в воздушной камере 15 над клапаном 10.

Положение всей подвижной системы поршень — клапан золотникового типа — демпфер фиксируется ограничительным буртом 20.

При этом воздух из атмосферы не поступает во всасывающую полость 7 через отверстия 12. При выходе судна на мелководье возрастает разрежение во всасывающей полости 7 и перед рабочим колесом 8, а следовательно, и в камерах 5 и 15. Вследствие этого возрастает сила, действующая на систему поршень — клапа золотникового типа — демпфер и направленная вверх. Клапан !0 открывает окна 17, и воздух из атмосферы через патрубок 16 воздушную магистраль 14 поступает в коллектор 13 и через отверстия 12 — во всасывающую полость 7 водометной трубы 1.

Поступление воздуха во всасывающую полость 7 и к рабочему колесу 8 снижает разрежение, уменьшает присасывание судна ко дну и уменьшает момент на валу рабочего колеса.

Дозирование расхода воздуха достигается предварительной установкой регулировочного вентиля 19 в определенном положении. Весом регулировочного груза 18 регулируют величину разрежения в камерах 5 и 15, при которой открываются окна

17.

Предлагаемое устройство позволяет осуществить автоматическую подачу воздуха в поток воды перед рабочим колесом.