Токосъемник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ТОКОСЪЕМНИК, содержащий установленные на валу токосъемные шарикоподщипники , наружные и внутренние обоймы которых связаны соответственно с токоотводящими и токоподводящими проводами, последние подведены к полумуфте, соосной валу, каждый из щарикоподшипников наружной обоймой установлен в изоляционной оправке, отличающийся тем, что, с це-: лью повыщения надежности работы и технологичности изготовления, полумуфта расположена на введенном в токосъемник шпинделе , который установлен с возможностью вращения на подшипниковых опорах и соединен муфтой с валом шарикоподшипников, выполненным из токопроводящих втулок, которые запрессованы во внутренние обоймы щарикоподшипников и соединены между собой изоляционными муфтами, причем к внутренним поверхностям этих втулок под-соединены токоподводящие провода, а токоотводящие провода подсоединены к электропроводящим втулкам, которые введены между наружными обоймами щарикоподщипников и изоляционными оправками. (Л ю Од 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗ06РЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ р Zg 5 6 I Д 7,7 ГО 78 g 17 10 1У 16
CO
М
К)
Cb
СЮ
77 j4 7Р Puz. 1 (21) 3517860/24-07 (22) 08.12.82 (46) 07.02.84. Бюл. № 5 (72) Е. М. Бугрик, В. С. Лукьянов, В. В. Омельченко и В. М. Мигунов (53) 621.047 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 626460, кл. Н 01 R 39/64, 1976.
2. Зедгинидзе Г. П. Измерение температуры вращающихся деталей машин. М., Машгиз, 1962, с. 170, фиг. 93 (прототип). (54) (57) ТОКОСЪЕМНИК, содержащий установленные на валу токосъемные шарикоподшипники, наружные и внутренние обоймы которых связаны соответственно с токоотводящими и токоподводящими проводами, последние подведены к полумуфте, соосной
„.SU„» 1072163 A, зад Н 01 R 39/28; Н 01 R 39/64 валу, каждый из шарикоподшипников наружной обоймой установлен в изоляционной оправке, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы и технологичности изготовления, полумуфта расположена на введенном в токосъемник шпинделе, который установлен с возможностью вращения на подшипниковых опорах и соединен муфтой с валом шарикоподшипников, выполненным из токопроводящих втулок, которые запрессованы во внутренние обоймы шарикоподшипников и соединены между собой изоляционными муфтами, причем к внутренним поверхностям этих втулок под-. соединены токоподводящие провода, а токоотводящие провода подсоединены к электропроводящим втулкам, которые введены между наружными обоймами шарикоподшипников и изоляционными оправками.
С: и наружные обоймы которых связаны с токоотводящими и токоподводящими проводами, каждый из шарикоподшипников закреплен в изоляционной оправке, при этом внутренние обоймы подшипников расположены на валу, функцию которого выполняют токоотводящие проводники (1) .
Недостатком устройства является его низкая надежность, обусловленная тем, что соединение токоведущих проводов с обоймами подшипников ведутся обычно пайкой, в результате чего при нагреве обоймы деформируются.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является токосъемник, содержащий установленные на валу токосъемные шарикоподшипники, наружные и внутренние обоймы которых связаны соответственно с токоотводяшими и токоподводящими проводами, последние подведены к полумуфте, установленной на валу, шарикоподшипники наружной обоймой установлены в изоляционной оправке. На вал напрессована изоляционная тонкостенная втулка, в которой выполнен паз для прокладки токоведущих проводов (2).
Недостатками данного токосъемника являются низкая надежность работы и плохая технологичность изготовления, вызванные такими конструктивными особенностями, как припайка проводов к обоймам шарикоподшипников, в результате чего при их нагреве деформируются обоймы, необходи10
10721
Изобретение относится к электротехнике. I частности к токосъемным устройствам, и мо.к " быть использовано для передачи электрических сигналов от измерительных элементов, установленных на вращающихся деталях машин, к неподвижным приборам.
Известен токосъемник, содержащий токосъемные шарикоподшипники, внутренние
63
z токоподводящими проводами, последние подведены к полумуфте, соосной валу, каждый из шарикоподшипников наружной обоймой установлен в изоляционной оправке, полумуфта расположена на введенном в токосъемник шпинделе, который установлен с возможностью вращения на подшипниковых опорах и соединен муфтой с валом шарикоподшипников, при этом вал выполнен из токопроводяших втулок, которые запрессованы во внутренние обоймы шарикоподшипников и соединены между собой изоляционными муфтами, причем к внутренним поверхностям этих втулок подсоединены токоподводящие провода, а токоотводящие провода подсоединены к электропроводящим втулкам, которые введены между наружными обоймами шарикоподшипников и изоляционными оправками.
На фиг. 1 изображен токосъемник, осевой разрез; на фиг. 2 — узел 1 на фиг. 1 (один из токосъемных каналов), осевой разрез; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2.
Во внутренней цилиндрической полости гильзы 1 токосъемника установлены изоляционные оправки 2 выполненные, например, из бакелита, гетинакса, фибры ы других пластмасс. В оправки 2 запрес ованы металлические электропроводящие втулки 3, в которых наружными обоймами установлены токосъемные шарикоподшипники 4. В их внутренние обоймы запрессованы токопроводящие втулки 5, которые образуют вал, для чего на концах этих втулок выполнены профильные элементы (пазы Б, выступы В и т.п.), благодаря которым втулки кинематически соединены между собой изоляционными муфтами 6, имеющими соответствующие элементы для передачи вращения втулкам.
Оправки 2 в осевом направлении в гильзе
1 стянуты гайкой 7. мость напрессовки на вал длинной тонкостенной изоляционной втулки и напрессовки шарикоподшипников с припаянными проводами на эту втулку с одновременным размещением 40 в выполненном на ней пазу проводов от наружных обойм, в результате чего изменяется посадка внутренних обойм на эту втулку, что приводит к их проскальзыванию и обрыву проводов. Вибрация, радиальные и осевые смещения соединенного с муфтой вала 45 машины, от которого к токосъемнику по проводам поступают электрические сигналы, передаются на вал токосъемных шарикоподшипников, что также снижает надежность работы токосъемника и ограничивает область его применения.
Цель изобретения — повышение надежности работы и технологичности изготовления.
Поставленная цель достигается тем, что в токосъемнике, содержащем установленные на валу токосъемные шарикоподшипники, на. ружные и внутренние обоймы которых связаны соответственно с токоотводящими и
Гильза 1 установлена в корпусе 8, в котором с возможностью вращения на подшипниках 9 и 10 установлен шпиндель 11, один конец которого муфтой 12 кинематически соединен с валом шарикоподшипников через втулку 13 крайнего токосъемного шарикоподшипника 4, а на втором конце шпинделя 11 расположена полумуфта 14, к электрическим клеммам 15 которой, установленным в изоляционной колодке 16, через полость шпинделя 11 подведены токоподводяшие провода 17, вторые концы которых припаяны к внутренним поверхностям токопроводящих втулок 5. Для предотвращения осевого смещения шпинделя 11 подшипники 9 и 10 стянуты на нем гайкой 18 и поджаты к гильзе 1 крышкой 19.
Токоотводяшие провода 20 подсоединены к электропроводящим втулкам 3, например припаяны или прикручены винтами, и через пазы Б в оправках 2, прорезь Г в гильзе 1 и зазор Д между гильзой и корпусом 8 подведены к грибообразной цапфе 21, 10721
1 2
Составитель М. Кузнецова
Редактор E. Кривина Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Заказ 11583/47 Тираж 59! Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 один конец которой закреплен в гильзе 1 между гайкой 7 и крайней оправкой последнего токосъемного шарикоподшипника 4, а второй с помощью гайки 22 — на колодке
23, к клеммам 24 которой подведены токоотводящие провода 20. К клеммам 24 подсое- 5 динен штепсель 25 с проводами 26, соединенными с регистрирующей аппаратурой.
Устройство работает следующим образом.
При работе токосъемника к клеммам 15 полумуфты 14 подсоединяют клеммы второй полумуфты (не показана), закрепленной на валу испытываемой машины и электрически соединенной проводами с измерительными 15 датчиками, установленными на вращающихся вместе;с валом деталях машины. От полумуфты 14 вращение вала испытываемой машины передается через дополнительную муфту 12 шпинделя 11 на крайнюю втулку 5, а от нее через муфту 6 последовательно к остальным втулкам, вместе с которыми вращаются внутренние обоймы шарикоподшипников 4. Электрические сигналы. с датчиков испытываемой машины через токоподводящие провода 17, токопроводящие втулки 5, д5 внутренние и внешние обоймы и шарикоподшипники 4, электропроводящие втулки 3 и
63
4 токоотводящие провода 20 и 26 поступают к регистрирующей аппаратуре.
Благодаря наличию шпинделя 11 и дополнительной муфты 12 вибрация, осевые и радиальные биения вала испытываемой машины не передаются на токосъемные шарикоподшипники 4, что улучшает условия их работы и, следовательно, повышает надежность работы токосъемника, позволяет расширить область его применения, при этом за счет того, что токоподводящие,17 и токоотводящие 20 провода припаяны не к самим обоймам подшипников, а к втулкам 5 и 3 (соответственно), на которые обоймы напрессованы, предотвращается деформация обойм подшипников и в то же время обеспечивается надежный электрический контакт этих соединений, что повышает стабильность и надежность работы токосъемника.
То, что каждый из токопередающих подшипников напрессован только на свою короткую втулку, улучшает технологичность изготовления токосъемника. В гильзе 1 можно устанавливать нужное число токосъемных шарикоподшипниковых узлов в зависимости от числа каналов измерительных сигналов без смены вала, что улучшает работу токосъемника, так как неиспользуемые токосъемные узлы не работают вхолостую.