Устройство для обучения радиотелеграфистов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащее блок клавиатуры, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с входом первого переключателя и с выходом блока программы , первый элемент ИЛИ, первый и вто; рой входы которого подключены к соответствующим выходам блока сравнения, второй элемент ИЛИ, первый вход которого соединен с первым входом второго переключателя , звуковой генератор, выход KOTOpqro подключен к входу головных телефонов , дешифратор, выход которого подключен к входу блока индикации, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективноети обучения, путем контроля передачи и приема ЗНАКОВ; в него введены регулируемьщ элемент задержки, счетчик ошибок, блок управления, счетчик отработанных знаков и счетч-ик циклов, вход которого соединен с первым входом второго элемента ИЛИ и с выходом счетчика отработанных знаков, первый вход которого соединен с выходом второго элемента ИЛИ и с первым входом счетчика ошибок, выход которого соединен с вторым входом второго элемента ИЛИ и С вторым входом второго переключателя, первый и второй выходы которого подключены к соответствующим входам блока правлення, выход которого соединен с входом блока программы, причем первый выход первого переключателя соединен с входом дешифратора и с вы ходом регулируемого элемента задержки, (Л вход которого подключен к второму выходу первого переключателя, третий выход которого соединен с входом звукового генератора , а второй вход счетчика ошибок соединен с первым входом первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к второму входу счетчика отработанных знаков. to to 00 4
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(д Н 04 L 15/00
ОПИСАНИЕ ИЗФБРЕТЕНИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3514183/18-09 (22) 24.11.82 (46) 07.02.84. Бюл. № 5 (72) Н. И. Кудряшов и А. Л. Цой (53) 621.394, 141 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 385310, кл. G 09 В 9/00, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР № 581489, кл. Н 04 1. 15/00, 1972 (прототип). (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ
РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащее блок клавиатуры, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с входом первого переключателя и с выходом блока программы, первый элемент ИЛИ, первый и второй входы которого подключены к соответствующим выходам блока сравнения, второй элемент ИЛИ, первый вход которого соединен с первым входом второго переключателя, звуковой генератор, выход которого подключен к входу головных телефонов, дешифратор, выход которого подключен к входу блока индикации, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективнос-
„„Я0„„1072284 ти обучения, путем контроля передачи и приема знаков, в него введены регулируемый элемент задержки, счетчик ошибок, блок управленйя, счетчик отработанных знаков и счетчик циклов, вход которого соединен с первым входом второго элемента
ИЛИ и с выходом счетчика отработанных знаков, первый вход которого соединен с выходом второго элемента ИЛИ и с первым входом счетчйка ошибок, выход которого соединен с вторым входом второго элемента ИЛИ и с вторым входом второго переключателя, первый и второй выходы которого подключены к соответствующим входам блока управления, выход которого соединен с входом блока программы, причем первый выход первого переключателя соединен с входом дешифратора и с выходом регулируемого элемента задержки, вход которого подключен к второму выходу первого переключателя, третий выход которого соединен с входом звукового генератора, а второй вход счетчика ошибок соединен с первым входом первого элемента
ИЛИ, выход которого подключен к второму входу счетчика отработанных знаков.
1072284
35 недостаточной эффективностью обучения из-за отсутствия текущего контроля в режиме тренировки.
Цель изобретения — повышение эффективности обучения путем контроля передачи и приема знаков.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для обучения радиотелеграфистов, содержащее блок клавиатуры, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соеди- 45 нен с входом первого переключателя и с выходом блока программы, первый элемент
ИЛИ, первый и второй входы которого подключены к соответствующим выходам блока сравнения, второй элемент ИЛИ первый вход которого соединен с первым вхо- 50 дом второго переключателя, звуковой генератор, выход которого подключен к входу головных телефонов, дешифратор, выход которого подключен к входу блока индикации, введены регулируемый элемент задержки, счетчик ошибок, блок управления, 55 счетчик отработанных знаков и счетчик циклов, вход которого соединен с первым входом второго элемента ИЛИ и с выходом
Изобретение относится к радиосвязи и может быть использовано для обучения радистов приему и передаче сигналов кодом
Морзе.
Известно устройство для обучения телеграфистов коду Морзе, содержащее звуковой генератор, соединенный через ключ с головными телефонами, а также последовательно соединенные блок клавиатуры, коммутатор, дешифратор, соединенный с шифратором и блоком индикации, блок программы, выходы которого подключены к первым входам блока сравнения и к другим входам коммутатора через первые входы элементов И, а выход блока клавиатуры через блок сравнения. подключен к входу блока программы, генератор импульсов и элементы ИЛИ (1).
Недостатком данного устройства является то, что оно не позволяет осуществить точный контроль правильности передачи и приема знаков, что снижает эффективность обучения. . Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее блок клавиатуры, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с входом первого переключателя и с выходом блока программы, первый элемент ИЛИ, первый и второй входы которого подключены к соответствующим выходам блока сравнения, второй элемент
ИЛИ, первый вход которого соединен с первым входом второго переключателя, звуковой генератор, выход которого подключен к входу головных телефонов, дешифратор, выход которого подключен к входу блока индикации (2).
Однако известное устройство обладает
1О
25 зо счетчика отработанных знаков, первый вход которого соединен с выходом счетчика ошибок, выход которого соединен с вторым входом второго элемента ИЛИ и с вторым входом второго переключателя, первый и второй выходы которого подключены к соответствующим входам блока управления, выход которого соединен с входом блока программы, причем первый выход первого переключателя соединен с входом дешифратора и с выходом регулируемого элемента задержки, вход которого подключен к второму выходу первого переключателя, третий выход которого соединен с входом звукового генератора, а второй вход счетчика ошибок соединен с первым входом первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к второму входу счетчика отработанных знаков.
На чертеже приведена структурная электрическая схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит блок 1 клавиатуры, блок 2 сравнения, элементы ИЛИ 3 и
4, счетчик 5 циклов, счетчик 6 отработанных знаков, переключатели 7 и 8, счетчик 9 ошибок, блок 10 программы, блок 11 управления, регулируемый элемент 12 задержки, дешифратор 13, блок 14 индикации, звуковой генератор 15, головные телефоны 16.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом работы с помощью переключателя (не показан) счетчик 9 ошибок устанавливают в положение, которое считается приемлемым для данного обучаемого по числу допускаемых ошибок, например, в положение 1. При этом считают, что если при передаче (приеме) текста из 50 знаков (один цикл) обучаемый не допустил ни одной ошибки или допустил одну ошибку, то скорость следует увеличить.
Перфолента с набитым текстом устанавливается в блок 10 программы.
Режим тренировки — обучение передаче и приему — осуществляется в зависимости от обученности радиотелеграфиста, с изменением скорости: в сторону увеличения при отсутствии ошибок или единичных ошибках, в сторону уменьшения при наличии числа ошибок, превышающих допустимый уровень, установленный преподавателем.
При обучении передаче текстов на блоке 1 клавиатуры датчика кода Морзе переключатель 7 (тренировка-контроль) устанавливают в положение ? (тренировка),переключатель 8 (передача-прием) в положение 1 (передача).
При включении питания счетчик 6 отработанных знаков, счетчик 5 циклов и счетчик 9 ошибок устанавливают в исходное состояние.
Кодовая комбинация, считываемая с перфоленты в виде последовательности импульсов, поступает через второй вход в блок
2 сравнения, фиксируя эталонный (контроль1072284
В случае затруднения с опознанием предъявленного знака при приеме на слух, обучаемый может воспользоваться подсказкой. При этом последовательность импульсов, задержанная регулируемым элементом
40 12 задержки (время задержки устанавливается в зависимости от тренированности обучаемого в пределах 0,5 — 1 с) подается на дешифратор 13, где преобразуется в знак (букву, цифру), который высвечивается
45 в блоке, 14 индикации и позволяет обучаемому проверить зрительно, правильно ли он опознал данный знак на слух.
Режим контроля — обучение передаче. и приему — проводится при постоянно установленной скорости с .текущим контролем допускаемых ошибок в заданном тексте (как при передаче, так и при приеме).
Передача текстов е блока 1 клавиатуры датчика кода Морзе и прием на слух знаков кода Морзе обеспечивается установкой переключателя 7 (тренировка-кон55 TpoJlb) в положение П (контроль) . Этим отключают выход счетчика отработанных знаков и выход счетчика 9 ошибок от блока 11 управления и обеспечивают постоян3 ный) знак, а через переключатель 8 в положении 1 — на вход дешифратора 13. В дешифраторе 13 последовательность импульсов преобразуется в знак (букву, цифру), который высвечивается на блок 14 индикации.
Обучаемый, увидев на табло предъявленный для передачи. знак, определяет, .каким пальцем и какую клавишу блока 1 клавиатуры датчика кода Морзе необходимо нажать, а затем наносит удар по нужной кла више.
При нажатии клавиши на выходе блока
1 клавиатуры формируется последовательность импульсов, соответствующая переданному знаку, которая поступает на первый вход вход блока 2 сравнения.
Если последовательность импульсов, поступившая с выхода блока 1 клавиатуры, аналогична последовательности импульсов, поступившей перед этим с блока 10 программы, то на втором (инверсном) выходе блока
2 сравнения появится импульс, который, пройдя через элемент ИЛИ 3, запишет единицу в счетчик 6 отработанных знаков.
Если последовательность импульсов, поступившая с выхода блока 1 клавиатуры, отличается от последовательности импульсов, поступившей с блока 10 программы, то на первом (прямом) выходе блока 2 сравнения появится импульс, который поступит в,счетчик 9 ошибок и зафиксирует ошибку. Одновременно этот же импульс поступит через элемент ИЛИ 3 в счетчик 6 отработанных знаков и зафиксирует поступление очередного знака.
Очередная последовательность импульсов, поступая в дешифратор 13, вытесняет предыдущую комбинацию, гасит ее знак (букву, цифру) в блоке 14 индикации и высвечивает на знак поступившей последовательности.
Если переключатель счетчика 9 ошибок находится в положении I, то при допущении обучаемым второй ошибки, импульс с первого выхода блока 2 сравнения зафиксирует ее в счетчике 9 ошибок. При этом импульс переполнения с выхода счетчика
9 ошибок через переключатель 7 поступит на второй вход блока 11 управления, скорость продвижения перфоленты уменьшится.
Одновременно импульс переполнения с выхода счетчика 9 ошибок через элемент
ИЛИ 4 поступит на первый вход счетчика
6 отработанных знаков счетчика 9 ошибок и установит их в исходное состояние.
Аналогично вышеописанному обучаемому предъявляют следующий знак текста, но уже с пониженной скоростью.
Если же обучаемый не допустил ни одной ошибки или допустил одну ошибку (при нахождении переключателя счетчика 9 ошибок в положении 1), то по окончании передачи 50 знаков, импульс переполнения с
f0
35 выхода счетчика 6 отработанных знаков поступит через переключатель 7, на первый вход блока 11 управления, скорость продвижения перфоленты увеличится.
Одновременно импульс переполнения поступит на первый вход счетчика 6 отработанных знаков и на первый вход счетчика
9 ошибок, установив их в исходное состояние, и вход счетчика 5циклов,,зафиксировав отработанный цикл. Обучаемому предьявляют очередной цикл текста, но уже с повышенной скоростью. По числу отработанных. циклов судят об эффективности тренировки каждого обучаемого. ,Г1ри обучении приему на слух знаков кода Морзе переключатель 7 устанавливают в положение 1, переключатель 8 — в положение 11.
Кодовая комбинация, считываемая с перфоленты в виде последовательности импульсов, поступает в блок 2 сравнения и, через переключатель 8 — в регулируемый элемент 12 задержки, а также на звуковой генератор 15. В головных телефонах 16, подключенных к звуковому генератору 15, воспроизводится код Морзе знака, предъявляемого обучаемому для опознания.
Приняв на слух предъявленный знак и опознав его, обучаемый нажимает на соответствующую клавишу блока 1 клавиатуры. На его выходе фиксируется последовательность импульсов, соответствующая опознанному (переданному) знаку, которая поступает на первый вход блока 2 сравнения.
Дальнейшая работа устройства аналогична выше описанному (передаче текстов на клавиатуре), а счетчик 9 ошибок фиксирует ошибки, допущенные при опознании знаков кода Морзе на слух.
1072284
Составитель О. Геллер
Редактор Н. Ковалева Техред И. Верес Корректор О. Тигор
Заказ !585/53 Тираж 635 Г1одписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий! !3035, Москва, Ж вЂ” 35„Раупзская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ную, заранее заданную скорость продвижения перфоленты.
Переключатель 8 (передача-прием) устанавливают либо в положение 1 (передача)при контроле обученности передачи текстов, либо в положение II (прием) — при контроле обученности приема на слух.
Функционирование задействованных узлов устройства аналогично выше описанному при работе в соответствующих положениях переключателя 8.
Использование предлагафифго устройства позволяет повысить эффективность тренировок как при обучении передаче текстов на клавиатуре датчика кода Морзе за счет концентрации внимания на изображении знаков в блоке индикации (исключается слежение за передаваемым текстом, необходимое при обучении на базовом объекте, что приводит к рассеиванию внимания), так и при обучении приему на слух знаков кода Морзе за счет опознания предъявленного знака по мелодии (только фонический метод дает возможность добиться высоких результатов — больших скоростей — в приеме знаков кода Морзе), с последующим его воспроизведением с помощью блока 1 клавиатуры датчика кода Морзе. При этом в начальный период обучения приему на слух допускается подсказка (зрительная) за счет высвечивания в блоке 14 индика1О ции предъявленного для слухового опознания знака. Подсказка вводится в зависимости от обученности радиотелеграфиста в пределах от 0,5 до 1 с после предъявления мелодии знака.
Осуществление текущего (оперативного) контроля также повышает эффективность тренировок, так как позволяет обучаемому видеть результаты тренажа (чило допущенных ошибок) по каждому отработанному. циклу и судить о степени натренированности радиотелеграфиста.