Коробка передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА преимущественно для большегрузны.х авто.мобилей, содержащая входной, промежуточный и вы.ходной валы с шестернями постоянного зацепления и неподвижную ось с двумя промежуточными шестернями заднего хода, причем шестерни выходного вала установлены на валу свободно и соединяются с ним посредством синхронизаторов и управляемых .муфт. J 32 2 10 51 2i 5 -ЦV М TV 7V отличающаяся тем, что, с це.чью расширения диапазона передач, между двумя крайнимп шестернями выходного вала размещен на подшипниках блок двух шестерен, зацепленных с шестернями промежуточного вала , одна из которых соединена жестко с валом , другая установлена с возможностью свободного вращения и связана управляемой муфтой с шестерней про.межуточного вала, при этом последняя установлена на подшппниках, промежуточные шестерпи заднего хода выполнены в виде двух отдельных LnecTepen с возможностью соединения их управ,тяемой мус|)той, первая из которых введена в зацеп.тение с первой из крайних пестерен выходного вала, а вторая - с 1пестерней промежуточного ва,па, введенной в зацепление с упомянутым блоком шестерен . 33 2Ь J7 Jf -55 35 к i 1 )5 в}б1о Г
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ (РЕСПУБЛИК
„„SU„„1073137 А 511 В 60 К 1 i0(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3518634/21-11 (22) 06.12.82 (46) 15.02.84. Бюл. № 6 (72) В. А. Миронов (53) 629. 113. 585 (088. 8) (56) 1. Revue Techkiique Diesei, ¹ 106, 1980, р. 64.
2. 1Орковский И. М., Толтыгин В. А.
Автомобиль КАМАЗ. М., ДОСААФ, 1975. (54) (57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА преиму1цестве11но для большегрузных автомобилей, содержащая входной, промежуточный и выходной валы с шестернями постоянного зацепления и неподвижную ось с двумя промежуточными шестернями заднего хода, »ричем шестерни выходного вала установлены на валу свободно и соединяются с ним посредством синхронизаторов и управляемых муфт, от.1нчаю ща.чсч те и. I To, с цел ьк1 ряс ш и рени я д» а» Язона »ерсд<1ч, х!сж lv двм м я K()cui"
11»х1» шестерням» вь1ходного вала размещс» на подл»пи»ках олок двух 1»естерсн, зацепленных с шестернями промежуточного вала. 03»а пз которых соединена жестко с валом, другая установлена с возможностью свобо ного вра1цения и связана управляемой муфтой с шестерней промежуточного вала, nрп этом последняя установлена нll
ПО:1Ш»»»ИКаХ, »РОх1ЕжУтО ibbie ШЕСтЕР Ц зад»его хода вы»олнены в виде двух от ельиых шестерен с возможностью соединения их управляемо11 муфтой, первая из которых введс»11 в зацеп,feline с первой пз крайних
lпсстсреli выходного вала, а вторая — с шестерней промежуто1ного вала, введенной в зацепление с упомянутым блоком шестере:l. 52 22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1073137
Изобретение относится к транспорт.ному чашиностроению и может быть использованo преимуьцестве IHD в трансмиссиях большегрузных автомобилей.
Известна коробка передач большсгрузHblx автомобилей, содержащая основной ре, 1Y ктор с в .Одньlм, прОMея> Tочным и выходным валом, шестернями постоянного зацепления, узлом заднего хода. синхронизаторами передач и управляемыми муфтами для переключения передач, и дополнительный планетарный редуктор, обеспечивающий увеличение диапазона передач (до 11--14) и уменьшение интервала между передачами за счет увеличения числа передач (1).
Однако наличие дополнительного планетарного редуктора значительно увеличивает металлоемкость и трудоемкость указанной коробки передач.
Наиболее близкой к изобретению по Технической сущности является коробка передач с передним делителем, обеспечивающая увеличение числа передач и уменьшение интервала между ними. Она содержит вход1н>й, промежуточный и выходной Bd.сы с шестернями постоянного зацепления и неподl1POA IC>K > T0LIiIbl Xl H LUP.C тернями заднего хода, выполненными в виде б.юка. Шестерни постоянного зацепления на проме>куточном валу жестко закреплены, 3 H3 BXO 1íîì H BbIXOJHOXI B3;13Y >;становL >Hbl свободно и соединяются с валами посредствоч синхронизаторов передач и управляемых зубчатых муфт. Коробка передач имеет шестерни задне(î .Yî 13 выходного и прочежуточного валов. Указ iHH3ÿ коробка передач обладает меньшей металлоемкостью и трудоемкостью при одинаковом количестве передач Но сравнению с вышеупомянутой (2).
Однако известная коробка передач пе
ooEcIIc÷è B3åT широкого диапазона передач (более 10-ти) для работы большегрузных автомобилей при движении в тяжелых дорожных условиях.
Увеличение диапазона передач путем увеличения передаточного отношения низших передач не представляется возможным, так как привело бы к увеличению меяцентрового расстояния, габаритов и металлоемкости коробки передач.
Цель изобретения — расширение диапазона передач.
Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства преимущественно для большегрузных автомобилей, содержащей входной, промежуточный и выходной валы с шестернями постоянного зацепления и неподвижно ось с двумя промежуточными шестернями заднего хода, причем шестерни выХодного вала установлены на валу свободно и соединены с ним посредством синхронизаторов и управляемых муфт, между двумя крайними шестернями выходного вала размещен на подшип5
55 никах блок IB) x шестерен, зацеп.н. нных с шестернями прочеяуг<>нного вала. одна из которых соединена жестко с ва IO», другая установлена с возможностью свободного вращения и связана > правляемой муфтой с шестерней промежуточного вала, при этом последняя установлена Н3 подшипниках, промежуточные шестерни заднего кола выполнены в виде двух отдельных Ii>e(Tepeff с возможностью соединения их управляемой муфтой, первая из которых введена в зацепление с первой из крайних п(естерен выходного вала, вторая — с шестерней промежуточного вала, введенной в зацепление с упомянутым блоком ц>естерен.
На фиг. 1 показана предлагаечая коробка передач, общий вид; на фиг. 2 — — узел заднего хода; на фиг. 3 — вилки переключения 1 передачи и заднего хода; 1 а фиг.:1 —— сечение А — А на фиг. 3 (по лапкам, входящим в паз муфты включения 1 передачи и заднего хода) .
Коробка передач содержит вхо спой вал 1
> промежуточный вал 2 и вы: одной 1(ал 3. установленные на подшипнипках 4 — !).
На BxoJHQM валу установлена на роликовом подшипнике шестерня 10, на промежуточном валу кроме жестко закр ilленных или выполненных за одно целое с ва.юч п1естерен 11 — 15 установлены Hd (юдшипниках 16 и 17 шестерни 18 и 19 с возчожпостью соединения их зубчатой муфтой 20.
На выхс>дном валу выполнены с возможностью свободного вращения шестерни 21, 22 и 23, блок 2-X шестерен 24 и 25, а также шестерня 26 1 передачи и заднего:..ода.
Шестерни 24 и 25 блока выходного вала находятся в зацеплении с шестернями 15 и 18 промежуточного вала, одна из которых, как отмечено выше, выполнена за одно целое с валом или соединена жестко с пим, другая свободно вращающаяся и может быль cneTIIиена зубчатой муфтой 20 с шестерней 19 1 передачи промежуточного вала, зацс пленной с шестерней 26 передачи и заднего хода вторичного вала.
Узел заднего xoJа включает неподвижную ось 27, свободно установленные па ней шестерни 28 и 29 и управляемук> муфту 30.
Шестерня 28 зацепляется с Hl(ñòåðíåé 1 передачи и заднего хода выходног0 вала, шестерня 29 — с шестерней 18, находящейся в зацеплении с блоком шестерен вь<ходного вала.
Соединение шестерен с входным и ьч(ходным валами осуществляется синхронизаторами 31, 32 и 33 и муфтой 34.
Шестерни 10, 11, 21 и 12 с clffI: рош,затором 31 образуют передний делитель.
Муфта 34 включения 1 передачи и заднего хода, установленная на зуочаLOxl венце шестерни 26 выходного вала. выполнена с двумя внутренними зус>ч ггычи ве ;шчп, »ежду которыми с торцовы>1 зазорс>ч p;ill:оло107З1З7 жена зубчатая муфта 35, жестко соединенная с выходным валом. Перемещение муфты 34 осуществляется вилкой 36, закрепленной на штоке 37. Благодаря отмеченному обеспечивается соединение шестерни с валом при обоих ее крайних положениях (как левом, так и правом).
Для перемещения двух других подвижных зубчатых муфт 20 и 30 выполнена дополнительная вилка 38 (фиг. 3) с тремя рожками, установленная в нижней части картера на двух подвижных штоках 39 с фиксацией винтами 40. При этом лапки верхнего рожка вилки 38 вместе с лапками вилки 36 входят в паз муфты 34, что и обеспечивает движение вилки 38 от штока 37.
Лапки двух других рожков входят в пазы зубчатых муфт 20 и 30 свободно вращающихся шестерен промежуточного вала и промежуточных шестерен заднего хода.
Принцип работы коробки передач состоит в следующем. — Соединение одной из шестерен (10 или
21) делителя с входным валом и выходного вала с одной из установленной на нем шестерен (21, 22, 23, 24, 26) обеспечивает получение пяти передач прямого хода. При включении в кинем атическую цепь шестерен 18 и 26 промежуточных шестерен зад-. него хода 28 и 29 обеспечивается передача заднего хода. При этом благодаря наличию двух ступенчатых делителей каждая из передач имеет высшую и низшую передачи, коробка передач имеет десять передач прямого хода и две передачи заднего хода.
Переключение передач делителя осуществляется синхронизатором 31, переключение основного редуктора синхронизаторами 32, 33 и муфтами 34, 20 и 30. 35
Для включения 1 передачи необходимо муфту 34 переместить вправо, что обеспечивает соединение выходного вала 3 с шестерней 26. При этом одновременно муфта 20 шестерни 18 дополнительно входит в зацепление с шестерней 19. Зубчатая муфта 30
40 промежуточных шестерен заднего хода наоборот в этом случае отходит дальше от другой шестерни.
В образовании 1 передачи участвуют четыре пары шестерен: 11 и 10 (или 21 45 и 12), 24 и 15, 18 и 25, 26 и 19, что и о6еспечивает осуществление IlIHpoK01.0 диапазона передач.
Передаточные отношения на низшей и высшей ступени передачи соответствуют
Zl% а 2га.
21О 21S 2Ы 7,И
1 Ъа 2- ZÆ -гб
2г1 Z(s ZlsZig
При включении заднего хода шестерня
26 соединяется с выходным валом при движении зубчатой муфты 34 влево. При этом шестерни 18 и 19 разъединяются, а промежуточные шестерни заднего хода соединяются между собой.
В образовании передач заднего хода участвуют пять пар шестерен.
2 1 Z> Z 18 219 Ъб
1 з.х. Z1o 7.15 гб 2и 7.г8
l . В; и Ег Ещ ÅZÄ Егб х . 2., Z1s Zls Z1g гб
Предлагаемая конструкция коробки передачч обес печ и ва ет: уменьшение трудоемкости освоения и изготовления за счет исключения сложного заднего демультипликатора и осуществления узла заднего хода без шестерен заднего xo3,à вторичного и промежуточного вала, применяемых в известных коробках передач; уменьшение металлоемкости конструкции; повышение КПД коробки передач благодаря наличию только двух передач, образованны.» зацеплением
4-х пар шестерен, вместо 4-х пар в 9-и 10ступенчатых коробках передач с задним демультипликатором; повышение надежности работы коробки передач за счет наличия в каждом передаточном ряду более широкого диапазона передаточных чисел; более простой и более легкий в освоении механизм переключения передач. Кроме того, по сравнению с распространенными 9-ти ступенчатыми коробками передач с задним демультипликатором уменьшается интервал между передачами, что повышает среднюю скорость автомобиля и его топливную экономичность.
Составитель В. Мам .(0B
Редактор М. Бандура Техред И. Верее Корректор И. арденн
Заказ 11767/16 Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4