Способ получения дорожного битума
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА путем деасФальтизации нефтяного гудрона бензиновой Фракцией с последующим смешением асфальта деасФальтизации с нефтяными остатками , отличающийся тем, что, с целью повышения трещиностойкости битума, в качестве нефтяного гудрона используют высокопарафинистый нефтяной гудрон, который окисляют перед деасфальтизацией до температуры размягчения по КиМ 100-110°С.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) МЮ С 10 С 3 08 С 1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
OllMGAHHE HSOEPETEHHR
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3498360/23-04 (22) 12.10.82 (46) 15.02.84. Бюл. 9 6 (72) Д.Ф.Варфоломеев, Э.Р.Рамазанов, Б.Г.Печеный И.Р.Хайрудинов и Б.М.Коробкова (53) 665.637.88(088.8) (56) 1. Гун P.Б. Нефтяные битумы.
М,, Химия, 1973, с.104.
2. Авторское свидетельство СССР
9 213657, кл. С 10 С 3/02, 1965 (поототип).
Ъ (54)(57) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ.ДОРОЖНОГО
БИТУМА путем деасфальтизации нефтяного гудрона бензиновой Фрак;,ией с последующим смешением асфальта деасфальтизации с нефтяными остатками, отличающийся тем, что, с целью повышения трещиностойкости битума, в качестве нефтяного гудрона используют высокопарафинистый неФтяной гудрон, который окисляют перед деасфальтизацией до температуры размягчения по
КиИ 100-110 С.
1073278
45
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу получения дорожного битума путем окисления высокопапафинистого нефтяного гудрона до температуры размягчения по
КиШ 100-110 С, последующей деасфальтизации его бензиновой фракцией и смешения полученного асфальта деасфальтиэации с нефтяными остатками, Пример 1 (известный).
Гудрон арланской нефти обрабатывают бензином фракции 28-60 С при 160 С и массовом соотношении гудрон:бензин равном 1 .7,6. Выход асфальта составляет 11,0 мас.%. Данные по 60 соотношению гудрон:бензин и выходу. асфальтита приведены в табл .1, По-. .лученный асфальт компаундируют с гудроном арланской нефти в соотношении асфальт:гудрон равном 29:71., 65
Изобретение относится к способу получения битумов из нефтяных остатков, а именно из высокопарафинистых неФтяных остатков, и может найти применение в неФтеперерабатывающей промышпенности.
Известен способ получения битумов путем окисления неФтяных остатков Г13.
Однако битумы, полученные этим способом из остатков высокопарафинистых нефтей, имеют низкую растя.жимость и высокую температуру хрупкости.
Наиболее близким .к изобретению является способ получения дорожно- 15 го битума путем деасфальтизации неФтяного гудрона бензиновой фракцией с последующим смешением асфальта деасфальтизации с экстрактами селективной очистки масел и гудро- 20 ном (2 3.
В- качестве неФтяного гудрона используют гудсон высокосернистой парафинистой высокосмолистой нефти.
При деасфальтиэации бензином остатка указанной нефти соотношение остаток:бензин составляет 1:7,6, а выход асфальта 10-12 мас.%.
Этот способ;становится малопроизводительным при получении битумов из остатков высокопарафинистых нефтей, так как при деасфальтизации остатков высокопарафинистых нефтей, содержащих 5-11% парафина, выход асфальта составляет не более 5%, Кроме того, битумы, полученные по известному способу, обладают невысоким качеством, имеют понижен ную трещиностойкость, т.е. высокую температуру хрупкости, низкие пока- 40 эатели растяжимости и глубины проникания иглы при О С.
Цель о изобретения является повы шение трещиностойкости битума.
Показатели качества полученного битума приведены в табл.2.
Л р и м е р.2. Битум приготавливают по примеру 1, но вместо гудрс на арланской неФти берут гудрон высокопарафинистой неФти Сангачалыморе, выкипающий при температуре выше 500ОС с исходной температурой размягчения по КиМ 40 С. Этот гудрон обрабатывают бензином фракции
28-60 С при 160 С и массовом соотношении гудрон:бензин равном 1:7,6.
Выход асфальта составляет 5,1 мас.% (табл.1). Компаундируют полученный асФальт с малопарафинистым остатком нефти Нефтяные камни, выкипающим при температуре выше 500 С в соотношении 15:85 при 160 С. Показатели качества получаемого битума приведены в табл.2.
Пример 3 (предлагаемый). Битум приготавливают по предлагаемому способу, но гудрон высокопараФинистой нефти Сангачалы-море подвергают окислению до температуры размягчения по КиМ 50 С. Полученный продукт окисления обрабатывают бензином фракции 28-60 С при 160ОС и массовом соотношении продукт окисления:бензин составляющем 1:5. Выход асФальта составляет 12,0 мас.% (табл.1). Компаундируют полученный асфальт с малопараАинистым остатком нефти Нефтяные камни, выкипающим при температуре выше 500 С в соотношении 15:85 при,160 С. Показатели качества битума приведены в табл.2.
П о и м е р 4 (предлагаемый).
Гудрон высокопарафинистой нефти подвергают окислению до температуры размягчения по Ки11 75 С. Полученный продукт окисления обрабатывают аналогично примеру 3 бензином в соотношении продукт окисления:бензин, составляющем 1:5 ° Выход асфальта составляет 18,4 мас.% (табл.1). Компаундируют полученный асфальт с малопарафинистым остатком нефти Нефтя- ные Камни, выхипающим при температу.ре выше 500 С в соотношении 10г90 аналогично примеру 3. Показатели ка- . чества битума приведены в табл.2.
Пример 5 (предлагаемый) .
Гудрон высокопарафинистой нефти Сангачалы-море подвергают окислению при 250 С воздухом до получения продукта окисления с температурой размягчения по КиИ 100 С. Полученный продукт окисления обрабатывают бензином Фракции 28-60 С при 160 С и массовом соотношении продукт окисления:бензин равном 1:5. Выход асфальта составляет 28,1 мас.% (табл.1).
Полученный асфальт компаундируют с малопарафинистым остатком нефти
Нефтяные Камни, выкипающим при температуре выше 500 С, при 160 С в со
1073278
Таблица 1
1 (известный) 1:7,6
11,0
2 (известный) 1 7,6
5,1
1:5
12,0
1:5
18,4
5 (предлагаемый) 1:5
28,2
100
6 (предлагаемый) 1:5
28,4
100
7. (предлагаемый) 110
28 5 отношении 10:90. Показатели качества полученного битума прйведены в табл.2.
Пример 6 (предлагаемый).
Приготовление битума проводят по примеру 5 с той разницей, .что полученный асфальт компаундируют с ос атком нефти Нефтяные Камни, выкипащим при температуре выше 500 С в оотношении 15:85. Показатели каества полученного .битума и выход ас- 10 альта приведены в табл.l.и 2..
Пример 7 (предлагаемый) .
Приготовление битума проводят по примеру 5 с той разницей, что гудрон 15 высокопарафинистой нефти Сангачалыморе окисляют до температуры размягчения по КиЧ 110 С. ДеасфальтиЭацию продукта окисления бензином ведут в условиях примера 7. Выход ас- 2() фальта составляет 28,5 мас.В (табл.l). Полученный асфальт компаундируют с малопарафинистым остатком нефти Нефтяные Камни, выкипающим при температуре выше 500 С, 75 в соотношении. 15:85. Показатели качества полученного битума приведены в табл.2.
Окисление высокопарафинистых нефтяных остатков до 100-110 С обусо ловлено тем, что по мере окисления в режиме автоокисления идет образование свободных радикалов, что приводит к росту суммарной скорости окисления ароматических углеводородов. По мере накопления соединений типа фенолов, обладающих способностью реагировать со свободными радикалами с образованием неактивных феноксильных радикалов, скорость окисления ароматических углеводородов постепенно падает и процесс окисления затухает, поэтому дальнейшее окисление не будет приводить к росту температуры размягчения (loo-llo c). уменьшение соотношения продукт .окисления:бензин при деасфальтиэации окисленного высокопарафинистого остатка 1:5 по сравнению с известным способом (1:7,6) связано с тем, что наличие в продукте окисления до 40% парафино-нафтеновой.фракции не требует предварительного разбав ления -сырья для окисления и допускает в силу того, что парафинонафтены в этих условиях не окисляются, снизить массовое соотношение продукт окисления:бензин до 1:5.
Как показывают табл.1 и 2, предлагаемый способ получения дорожных битумов позволяет увеличить производительность способа,.т.е. Уве личить выход асфальта с 5.,1
1l 0 мас.Ъ до 28,5%, а также улучшить качество получаемого битума, понизить его температуру хрупкости c (-15) †(-18) С до (-20) -(-23) С, увеличив интервал пластичности с
63-66 до 71 С, растяжимость с 84100 до 100 см.
Проведение дополнительной операции предварительного глубокого окисления высокопарафинистого сырья до температуры размягчения по КиШ
100-110 С позволяет получать битум улучшенного качества из высокопарафинистого нефтяного сырья, считающегося пригодным для получения битумов.
1073278
Табли ца 2
Пенетрация
0„1 мм при, С
Растяжимость см
Битум по примеру
250
1 (известный) 48 > 100
23
-15. 2 (известный) 15:85
-18
90
1 5: 8.5
26
63
-16
10:90
-17
65
47 . > 100
32
-23
10."90
5 (предлагаемый) 6 (предлагаемый) 15!85 71
50 > 100
-20
7 (предлагаемый) 15з85 76
-21
50 > 100
Составитель Е.Рорлов
Редактор Н.Швыдкая Техред И.йсталош КоРРектоР A.Èëüèí
Заказ 270/23 . Тираж 489 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская.наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Соотношение асфальт: разбавитель
Температура размягчения, С
Температура хрупкости по
Фраасу, OC
Интервал пластичности, С