Станция метрополитена
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА, включающая путевые тоннели с обделками, состоящими из отдельных колец, смонт рованных из сборных элементов, и средний зал с лотком, колоннами и перекрытием, отличающаяся тем, что, с целью уменьщения трудоемкости и сокращения сроков строительства при мелком заложении станции , перекрытие выполнено из плоских плит, каждая из которых снабжена жестко соединенными с ней наклонными консолями с обращенными к породе выступами на свободных концах, на которые через продольные распределительные балки оперты обделки путевых тоннелей. 2. Станция метрополитена по п. 1, отличающаяся тем, что на наружной стороне каждого примыкающего к соответствующему выступу консоли сборного элемента обделки образованы сквозные каналы, причем каждая распределительная балка размещена в каналах сборных элементов колец об§ делки путевого тоннеля. л 00 со 00 ел
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
1073385 А (19) (11) З(51).E 02 D 29/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3462324/29-33 (22) 05.07.82 (46) 15.02.84. Бюл. № 6 (72) Ю. С. Фролов, Ю. А. Лиманов и Н. И. Кулагин (71) Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им. акад. В. Н. Образцова (53) 624. 193 (088.8) (56) 1. Тоннелй и метрополитены. М., «Транспорт», 1975, с. 408 †4.
2. Лиманов Ю. А. Метрополитены. М., «Транспорт», 1971, с. 139 †1 (прототип) . (54) (57) СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА, включающая путевые тоннели с обделками, состоящими из отдельных колец, смонтнрованных из сборных элементов, и средний зал с лотком, колоннами и перекрытием, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и сокращения сроков строительства при мелком заложении станции, перекрытие выполнено из плоских плит, каждая из которых снабжена жестко соединенными с ней наклонными консолями с обращенными к породе выступами на свободных концах, на которые через продольные распределительные балки оперты обделки путевых тоннелей.
2. Станция метрополитена по п. 1, отличающаяся тем, что на наружной стороне каждого примыкающего к соответствующему выступу консоли сборного элемента обделки образованы сквозные каналы, причем каждая распределительная балка размещена в каналах сборных элементов колец обделки путевого тоннеля.
107ЗЗ
Изобретение относится к подземному строительству, а именно к строительству станций метрополитена мелкого заложения в неустойчивых грунтах.
Известны конструкции станций мелкого заложения колонного типа прямоугольного сечения с плоскими или сводчатыми перекрытиями, содержащие плиту основания из монолитного железобетона, сборные и монолитные железобетонные элементы стеновых блоков, колонн и ригелей, на которые уло- 1р жй ы плиты перекрытия (1).
Недостатками этих конструкций являются сооружение станции в открытом значительном по объему котловане, изменение конструкций путевых тоннелей в пределах станции, что приводит к необходимости демонтажа щитовых комплексов перед станцией и последующего монтажа их за ее пределами, а также низкий коэффициент использования подземной выработки (отношение полезного объема станцйи к объему грунта, разработанного при ее сооружении) .
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является станция метрополитена, включаюшая путевые тоннели с обделками, сос- 25 тоящими из отдельных колец, смонтированных из сборных элементов, и средний зал с лотком, колоннами и перекрытием (2).
Однако известная станция характеризуется повышенной трудоемкостью и низкими темпами строительства при ее мелком 40 заложении в неустойчивых грунтах.
Цель изобретения — уменьшение трудоемкости и сокращение сроков строительства при мелком заложении станции.
Поставленная цель достигается тем, что в станции метрополитена, включающей путевые тоннели с обделками, состоящими из отдельных колец, смонтированных из сборных элементов, и средний зал с лотком, колоннами и перекрытием, перекрытие выполнено из плоских плит, каждая из кото- 4О рых снабжена жестко соединенными с ней наклонными консолями с обращенными к породе выступами на свободных концах, на которые через продольные распределительные балки оперты обделки путевых тоннелей. 45
Кроме того, на наружной стороне каждого примыкающего к соответствующему выступу консоли сборного элемента обделки образованы сквозные каналы, причем каждая распределительная балка размещена в каналах сборных элементов колец обделки путевого тоннеля.
На чертеже схематически изображена предлагаемая станция метрополитена, поперечныйй разрез.
Станция включает путевые тоннели 1 с обделками, состоящими из отдельных колец, смонтированных из сборных элементов 2 — 4 и средний зал 5 с лотком 6, ко- лоннами 7 и перекрытием. Перекрытие выполнено из плоских плит 8, каждая из которых снабжена жестко соединенными с ней наклонными консолями 9 с обращенными к породе выступами 10 на свободных концах, на которые через продольные распределительные балки 11 оперты обделки, путевых тоннелей 1. На наружной стороне каждого примыкающего к соответствующему выступу 10 консоли 9 сборного элемента 3 обделки образованы сквозные каналы, в которых размещены распределительные балки 11.
Станцию сооружают следующим образом.
Перегонным механизированным щитом проходят перегонные тоннели 1 с обделками из сборных элементов 2 — 4. На всю длину станции в путевых тоннелях 1 устанавливают временные подкрепления 12. Разрабатывают котлован 13 на ширину среднего вала 5 и демонтируют сборные элементы 3 и 4 обделок со стороны оси станции. Бетонируют лоток 6 станции, устанавливают колонны 7 и ригели 14, по которым монтируют плиты 8 перекрытия с консолями 9 и выступами 10. На последние устанавливают сборные элементы 3, в каналах которых бетонируют распределительные балки 11. Производят засыпку котлована 13.
Использование изобретения обеспечивает следующие преимущества: повышается коэффициент использования подземной выработки за счет уменьшения размеров путевых тоннелей и сооружения их без вскрытия земной поверхности; не прекращается технологический процесс по сооружению перегонных тоннелей на линии, так как путевые тоннели станции сооружаются щитовыми комплексами перегонных тоннелей; обделка перегонных тоннелей, возведенная на протяжении станции, является ее конструктивными элементом; появляется возможность нового архитектурного оформления станции; сокращаются материалы и трудозатраты на крепление котлована, так как крепят только верхнюю его часть, составляющую менее половины глубины котлована; сокращаются сроки работы в открытом котловане, в связи с уменьшением объемов работ по устройству открытым способом только платформенного зала станции; возможно сооружение станции на действующей линии метрополитена, а также в условиях плотной городской Застройки, вследствие уменьшения ширины котлована.
ВНИИПИ Заказ 11799/28 Тираж 644 Подписное
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4