Узел крепления деталей на валу
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ НА ВАЛУ, содержащий вал с резьбовым хвостовиком и установленные на нем охватывающую деталь, гайку и стопорный элемент , размещенный между гайкой и валом, отличающийся тем, что, с целью иовьппсння надежности стопорения узла креплспия путем предотвращения углового перемещения охватывающей детали, он снабжен центрирующей шайбой,, на торце охватывающей детали со стороны гайки выполнено фигурное гнездо и внутренняя кольцевая tipoточка , в которой установлена центрирующая щайба, а стопорный элемент выполнен в виде пластины с фигурной головкой, размещенной в фигурном гнезде охватывающей детали . ( (Л о СА СЛ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1073500 з(я) F 16 В 39 10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2997279/25-27 (22) 23.10.80 (46) 15.02.84.Бюл. № 6 (72) Ю. А. Лукин (53) 624.882.54 (088.8) (56) 1. Орлов П. И. Основы конструирования. М., «Машиностроение», т. 3, 1977, с. 317) рис. 658.
2. Авторское свидетельство СССР № 490956, кл. F 16 В 39/10, 1974 (прототип). (54) (57) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
НА ВАЛУ, содержащий вал с резьбовым хвостовиком и установленные на нем охватывающую деталь, гайку и стопорный элемент, размещенный между гайкой и налом, отличающийся тем, что, с целью повьппсния надежности стопорения узла крепления путем предотвращения углового перемещения охватывающей .детали, он снабжен центрирующей шайбой,. на торце охватывающей детали со стороны гайки выполнено фигурное гнездо и внутренняя кольцевая проточка, в которой установлена центрирующая шайба, а стопорный элемент выполнен в виде пластины с фигурной головкой, размещенной в фигурном гнезде охватывающей детали.
1073500
Составитель М. Жеглнчева
Редактор М. Дылын Техред И. Верес Корректор Л. Тяско
Заказ 11786/34 Тираж 772 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н от крытнй
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Фнлнал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изоб1/етение относится к машиностроению и может быть использовано в других областях, в частности в авиационной тех-, нике.
Известно устройство для стопорения гаек на валу с помощью лепестковых шайб с отогнутым лепестком в наружный паз гайки (1).
Недостатком данного устройства является ослабление гайки в результате отгиба фиксирующего лепестка под действием центробежной силы.
Нимболее близким решением к изобретению является узел крепления деталей на валу, содержащий вал с резьбовым хвостовиком и установленные на нем охватывающую деталь, гайку и стопорный элемент, размещенный между гайкой и валом (2).
Недостатком указанного узла является отсутствие стопорения охватывающей детали от углового перемещения.
Цель изобретения — повышение надежности стопорения узла крепления путем предотвращения углового перемещения охватывающей детали.
Поставленная цель достигается тем, что узел крепления деталей на валу, содержащий вал с резьбовым хвостовиком и установленные на нем охватывающую деталь, гайку и стопорный элемент, размещенный между гайкой и валом, снабжен центрирующей шайбой, на торце охватывающей детали со стороны гайки выполнено фигурное гнездо и внутренняя кольцевая проточка, в которой установлена центрирующая шайба, а стопорный элемейт выполнен в виде пластины с фигурной головкой, размещенной в фигурном гнезде охватывающей детали.
На фиг. 1 представлен узел крепления деталей на валу, общий вид; на фиг. 2— вид А на фиг. 1; на фиг. 3 конструкция стопорного элемента.
Узел крепления деталей, на валу содержит установленные на валу 1, заканчивающиеся резьбовым хвостовиком с осевым пазом гайку 2 с торцевыми пазами, охватывающую деталь 3 с внутренней кольцевой проточкой а и фигурным гнездом б, стопорный элемент 4, выполненный в виде
15 пластины с фигурной головкой5, и центрирующую шайбу для прижатия стопорного элемента и обеспечения совпадения его лепестка с прорезью на гайке при ее затяжке на необходимый момент.
Совпадение лепестка стопорного элемента с прорезью гайки осуществляется подбором толщины шайбы 6, изготовленных с отличием по толщине на 0,1 — 0,2, двухтрех групп размеров.
Поскольку шайба 6 может быть изготовлена с той же твердостью, что и соединяемые детали, ослабление затяжки в процессе длительной работы исключено.
Использование данного изобретения позволит повысить надежность стопорения
30 ox Bd TblBBlolllg H детали относительно вал а.