Фрикционная предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА по авт. св. № 1016586, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена дополнительными телами качения, ведущая полумуфта выполнена в виде диска со сквозными отверстиями под регулировочные болты, ступицы, жестко связанной с ведущим валом и диском, и охватываемых ведомыми полумуфтамиподпружиненных один к другому элементов с коническими поверхностями трения, установленных на ступице по разные стороны от диска с возможностью их осевого перемещения в направлении к диску, причем на обращенных одна к другой торцовых п6верхноцтях охватываемых элементов и диска на разных расстояниях выполнены конические углубления, а дополнительные тела качения установлены в конических углублениях между каждой парой торцовых поверхностей диска и охватываемых элементов.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ.
РЕСПУБЛИК за в Г 16 Р 7/02 (-ИО ОЕ ;. . йА 1 1Т1щ» !
3 внвщотцц
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
СР 3
Cr4
СТ
Ю 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 1016586 (21) 3533218/25-27 (22) 07.01.83 (46) 15.02.84. Бюл. № 6 (72) В. Р; Карамышев (71) Воронежский лесотехнический институт (53) 621.825 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 1016586, кл. F 16 D 7/02, 1981 (прототип). (54) (57) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА по авт. св. № 1016586, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена дополнительными телами качения, ведущая полумуфта выполнена в виде диска со сквозными отверстиями
„„SU„„1073507 A под регулировочные болты, ступицы, жестко связанной с ведущим валом и диском, и охватываемых ведомыми полумуфтами подпружиненных один к другому элементов с коническими поверхностями трения, установленных на ступице по разные стороны от диска с возможностью их осевого перемещения в направлении к диску, причем на обращенных одна к другой торцовых поверхностях охватываемых элементов и диска на разных расстояниях выполнены конические углубления, а дополнительные тела качения установлены в конических углублениях между каждой парой торцовых поверхностей диска и охватываемых элементов.
1073507
35
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах приводов различных машин и станков.
По основному авт. св. № 1016586 известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую и охватывающие ее ведомые полумуфты, поджатые пружинами, установленными на регулировочных болтах, и контактирующие по конусным поверхностям трения с разными средними радиусами трения, углы наклона которых обращены друг к другу, а между охватывающими ведомыми полумуфтами устайовлены тела качения 11).
Такая муфта защищает от перегрузок два рабочих объекта и передает на них различные крутящие моменты. Однако она обладает недостаточной точностью срабатывания, а следовательно, и недостаточной надежностью в работе.
Целью изобретения является повышение надежности муфты.
Поставленная цель достигается тем, что фрикционная предохранительная муфта снабжена дополнительными телами качения, ведущая полумуфта выполнена в виде диска со сквозными отверстиями под регулировочные болты, ступицы, жестко связанной с ведущим валом и диском, и охватываемых ведомыми полумуфтами, подпружиненных один к другому элементов с коническими поверхностями трения, установленных на ступице по разные стороны от диска с возможностью их осевого перемещения в направлении к диску, причем на обращенных одна к другой торцовых поверхностях охватываемых элементов и диска на разных расстояниях выполнены конические углубления, а дополнительные тела качения установлены в конических углублениях между каждой парой торцовых поверхностей диска и охватываемых элементов.
На фиг. 1 изображена фрикционная предохранительная муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Фрикционная предохранительная муфта состоит из ведущей полумуфты, выполненной в виде диска 1 со ступицей 2, неподвижно установленной на ведущем валу 3 при помощи шпонки 4, и охватываемых элементов 5 и 6, установленных свободно с возможностью осевого перемещения на ступице 2 с обеих сторон диска 1. Диск 1 и охватываемые элементы 5 и 6 соединены между собой шариками 7 и 8, установленными на разных диаметрах Di u Di и помещенными в конические углубления 9 и 10, 11 и 12, выполненные на торцовых поверхностях диска 1 и охватываемых элементов 5 и 6. Охватываемые элементы 5 и 6 контактируют по конусным поверхностям трения с разными средними радиусами трения с охватывающими их ведомыми полумуфтами (шкивами) 13 и 14, углы наклона которых обращены друг к другу. Контактирующей паре 5 и 13 с меньшим средним радиусом трения соответствует и меньший диаметр D< установки шариков 7,.а контактирующей паре 6 и 14 с большим средним радиусом трения— больший диаметр Dz установки шариков 8.
Охватывающие ведомые полумуфты 13 и 14 разделены телами качения 15. Тела качения 15 размещены в сепараторе и установ-. лены в дорожках качения ведомых полумуфт 13 и 14. Пружины сжатия 16, смонти1о рованные на регулировочных болтах 17, создают давление на контактирующих конусных поверхностях трения. Усилие пружин регулируется гайками 18. Для прохода регулировочных болтов 17 в диске 1 выполне.ны сквозные 4тверстия 19.
Фрикционная предохранительная муфта работает следующим образом.
Крутящий момент от ведущего вала 3 через диск 1, шарики 7 и 8 и охватываемые элементы 5 и 6 передается за счет сил трения на ведомые охватывающие полумуфты
13 и 14, а затем на рабочие объекты. При этом в месте контакта шариков 7 и 8 с коническими углублениями 10 и 12 охватываемых элементов 5 и 6 возникают разжимающие осевые усилия, которые разгружают поверхности трения от усилия нажимных пружин, обеспечивая тем самым автоматическое регулирование передаваемых моментов. В силу различия средних радиусов трения конусных поверхностей охватываемого
gp элемента 5 с полумуфтой 13 и охватываемого элемента 6 с полумуфтой 14 при одной и той же силе сжатия пружин сжатия 16 каждая фрикционная пара передает различные по величине крутящие моменты. Так как шарики 7 и 8 установлены на разных диаметрах, то и разжимающие осевые силы зависят от передаваемых моментов каждой фрикционной пары.
При перегрузке одного из объектов, связанного, например, с охватывающей полумуфтой 14, последняя останавливается, разжимающие осевые силы в месте контакта шариков 8 с коническими углублениями 12 охватываемого элемента 6 возрастают, а сила трения на конических фрикционных поверхностях для данной пары уменьшается, момент настройки ее уменьшается, в результате происходит срыв контактирующих поверхностей с последующей пробуксовкой охватывающей ведомой полумуфты 14. Точность срабатывания в этом случае повышается. В то же время охватываемый элемент 5 и охватывающая ведомая полумуфта 13 замкнуты (при условии отсутствия перегрузок в данный момент для этой пары) и, опираясь на тела качения 15, продолжают совместно вращаться и передавать отличный от первой пары крутящий момент на второй объект.
Вследствие того,,что средние радиусы трения каждой фрикционной пары разные, 1073507 г.2
Составитель В. Розанов
Редактор М. Дылын - Техред И; Верес Корректор А. Зимокосов
Заказ 11800 35 Тираж 917 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам .изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 то и моменты срабатывания их также будут разными.
При передаче номинального крутящего момента и при перегрузках диск 1 несколько смещается относительно охватываемых элементов 5 и 6 в ту или другую сторону (в зависимости от направления вращения).
Поэтому, чтобы регулировочные болты 17 . не мешали перемещению диска 1, диаметры сквозных отверстий 19 должны быть больше диаметра регулировочных болтов на суммар4 ную величину перемещений. В противном случае (если диск 1 касается болтов) муфта не будет обладать повышенной точностью срабатывания, а превратится в обычную предохранительную муфту.
Использование изобретения позволит повысить надежность работы муфты, так как повысится точность передаваемых. от редуктора различных по величине крутящих моментов.