Устройство для измерения вязкости жидкостей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЯЗКОСТИ ЖИДКОСТЕЙ, содержащее помещенный в емкость для исследуемой жидкости ротор с центробежным регулятором и винтом, установленным в роторе, а также диск-шкалу, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства , оно снабжено предохранительным клапаном, выполненным в виде стержня с винтовой резьбой и заглу1икой на конце, введенным в цилиндрическое отверстие с винтовой резьбой, выполненное в винте соосно с его вертикальной осью.. СП С
СОЮЗ СО8ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (111
3(511 G 01 N 11/14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И О П.(РЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
К (;() y98Ih е
1 !iAТ 41 т О1(Ф11 14 Ъ".f
S4fi8lI0 i l%> (21) 3483590/18-25 (22) 11.08 ° 82 (46) 15.02,.84. Вюл. М 6 (72) В.В. Старостин, Я.В. Коханый и К.К. Татаринов (53) 532.137(088 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 661298, кл. G 01 N 11/14, 1971.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 3351272/18-25, кл. G 01 N 11/14, 1982 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ
ВЯЗКОСТИ У(ИДКОСТЕЙ, содержащее помещенный в емкость для исследуемой жидкости ротор с центробежным регулятором и винтом, установленным в роторе, а также диск-шкалу, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повьыения надежности работы устройства, оно снабжено предохранительным клапаном, выполненным в виде стержня с BHHTQHQA резьбой и заглу(акой на конце, введенным в цилиндрическое отверстие с винтовой резьбой, выполненное в винте соосно с его вертикальной осью.
1073б26
Изобретение относится к исследованию реологических характеристик жидкостей в производственных условиях с помощью ротационных вискозиметров. йзвестко устройство для измерения 5 вязкости жидкостей, содержащее емкость для исследуемой жидкости с помещенным в кее ротором, снабженным цИлиндрическим отверстием с винтовой нарезкой и винтом с упором, установленным в отверстии ротора, и дискшкалу (1) .
Недостатком этого устройства является низкая точность измерения вязкости жидкости и неудобство эксп- 15 луатации.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для измерения вязкости жидкостей, содержащее помещенный в емкость для исследуемой 20 жидкости ротор с центробежным регулятором и винтом, установленным в роторе„ а также диск-шкалу. Для счи" тывакия показаний навернутый до упора ка винт ротор отпускают и ок скользит по винтовой резьбе, приобретая к моменту расцеплекия резьбы и касания поверхности исследуемой жид. определенную скорость,продолжает затухающее вращение по инерции, погрузившись частично в исследуемую жидкость. Внутри ротора размешен центробежный регулятор, который значительно увеличивает общий вес ротора, поэтому после расцеплекия резьбы ротор значительно погружается в исследуемую жидкость, в результате чего частицы х<идкости попадают ка вкутреккюю резьбовую поверхность pc=cpa что обусловливает необходимость периодической очистки 40 резьбовых поверхностей устройства (21.
Недостатком данного устройства является низкая надежность работы из-за загрязнения рабочих узлов. 45
Целью изобретения является повышекгле надежности работы устройства.
У;<азакная цель достигаGTcH тем, то устройстьо для измерения вязкости жидкостей, содержащее помещенный в емкость для исследуемой жицкости ротор с центробежным регулятором и винтом, установленным в роторе, а также диск-шкалу, снабжено предохракителькы<л клапаном, выполненным в виде стержня с винтовой резьбой и
"-.аглуш1<ой Hа конце, введенным в цилиндрическое отверс-.и-е с винтовой резьбой, выполненное в виде соосно с его вертикальной осью.
На фиг.l прказано предлагаемое Я) устройство, разрез; на фиг, то же, вид сверху.
Устройство содерж..::: емкость l, ротор 2, винт 3, крышку 4, диск-шка" лу 5 стрелку б, упор 7, винтовую резь-65 бу 8, выполненную на внутренней поверхности ротора 2 и внешней поверхности винта 3, штангу 9, подвижно закрепленную на стойке 10 и жестко соединенную с винтом 3, предохранительный клапан 11, упор с амортизатором 12, винтовую резьбу 13, выполненную на внутренней поверхности цилиндрического отверстия в винте 3 и внешней поверхности стержня предохранительного клапана 11, грузы 14, пружины 15 и 16, лунку 17.
Шкала 5 нанесена на крышку 4, а стрелка выполнена на роторе 2.
В центре нижней части ротора 2 выполнено углубление в виде усеченного конуса, а заглушка предохранительного клапана имеет боковую конусообразную поверхность, по типу конусов Морзе.
Устройство работает следующим образом.
С емкости 1 снимают крышку 4 и заливают в нее контролируемую жидкость до определенного уровня. Ротор
2 наворачивается на резьбу 8 винта
3 до соприкосновения упора 7 ротора
2 со штангой 9. Затем в нижнюю часть винта 2 ввинчивается наопределенное число оборотов предохранительный клапан 11, после чего ротор 2 отпускают.
В начальный момент грузы 14 прижаты пружинами 15 и lб к центру вращения, затем они под действием возрастающих центробежных сил, преодолевая сопротивление пружин, расходятся в стороны, при этом происходит увеличение момента инерции ротора 2, в результате чего скорость последнего возрастает незначительно, а его кинетическая энергия продолжает накапливаться.
В момент расцепления резьбы винта 3 и ротора 2 происходит соприкосновение конусных поверхностей, выполненных по типу конуса Морзе, углубления ротора 2 и предохранительного клапана 11. Таким образом, конусообразное углубление ротора 2 плотно закрывается предохранительным клапаном
11, при этом последний начинает вращаться вместе с ротором 2, поэтому к моменту расцепленкя резьбы предохранительного клапана 11, вращающегося совместно с ротором 2, и винта 3 происходит предохранение попадания частиц контролируемой жидкости. ка внутреннюю резьбовую поверхность ротора 2 в момент соприкосновения ротора 2 с контролируемой жидкостью.
Тем самым исключается загрязнение внутренней резьбовой поверхности ротора 2 и изменение действующих величин сил трения. Упор 12 совместно с амортизатором и лункой 17,, выполненной на предохранительном клапане
11, препятствуют возможному черезмерному погружению ротора 2 совмест1073626
Составитель В. Агафонова
Редактор М. Петрова Техред Т.Маточка Корректор В.Бутяга
Тираж 823 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 318/40
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Йо. с предохранительным клапаном ll в контролируемую жидкость,.
К моменту расцепления резьбы 13 предохранительного клапана 11 и касания дном ротора 2 поверхности контролируемой жидкости стрелка 6 на роторе 2 совпадает с первоначаль-. ной риской шкалы 5 на крышке 4, а . ротор 2 продолжает затухающее вращение по инерции,. погрузившись частично в .контролируемую жидкость.
При этом центробежные силы уменьшаются и грузы 14 плавно возвращаются в исходное положение. Момент инерции ротора 2 также уменьшается, что ведет .к увеличению количества его 15 оборотов в среде контролйруемой жидкости
Чем больше вязкость контролируемой жидкости, тем больше сопротивление она оказывает вращению ротора 2 и тем на меньший угол он повернется до своей полной остановки. Шкала 5 может градуироваться в пределах дуги одной окружности {т.е. в пределах
360о) или по спиральной кривой в пределах двух и более оборотов.
Центробежный регулятор стабилизирует вращение ротора 2, выполняющего роль маховика. Применение предохранительного клапана ll при сущестВенном весе ротора 2 позволяет исключить попадание частиц контролируемой жидкости на внутреннюю резьбовую поверхность ротора 2, что повышает надежность .работы устройства. Чистка ротора и предохранительного клапана сводится к очистке плоских поверхностей и не требует значительных затрат времени оператора.
Таким образом, применение предо::— ранительного клапана позволяет такх"е повысить удобство эксплуатации устройства.