Образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОБРАЗЕЦДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ . ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СОЕДИНЕНИЯ ПРИ ОТРЫВЕ, вьтпо.).не 1ньтй в виде штифта, охватываю -ей штифт обой№ 1 и двухслойного покрытия, нижний слой которого нанесен на торец штифта, а верхний - на торец обоймы и нижний слой, отличающий с я тем, что. с целью повышения точности при испытании путем обеспечения чисто адгезионного отрьша мехзду слоями двухслойного покрытия, торец 1-1ТИфта выполнен полусферическим, у основания полусферы на штифте выполнена кольцевая канавка, полусфера выступает над торцом обоймы на 0,3 - 0,5 ее высоты, а периферийная часть нижнего слоя покрытия размерена в кольцевой канавке. ) %Ж1;5Я

СВОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(5D

I, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,.; н авторском свидетельств

3 7

j ц

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3501191/25-28 (22) 18.10.. 82 (46) 15. 02. 84. Бюл. Р 6 (72) Е.П.Гении, В;В. Бродко, В.С.Ивашко и В.В.Голубев (71) Белорусское республиканское научно-производственное объединение порошковой металлургии (53) 620. 1?9. 4 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Р 65912, кл. Q 01 N 19/04, 1936.

2. Суденков Е.Г., Румянцев С.Н.

Восстановление деталей плазменной металлизацией. М., Высшая школа

1980, с. 20, рис. 9 (прототип) . (54 ) (57) ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРОЧНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ЭЛЕИЕНТОВ СО—

il9) @ (ll) gg P Д

ЕДИНЕНИЯ ПРИ ОТРЫВЕ, выполненный в виде tITHATcl, охватывадгей штифт обоймы и двухслойного покрытия, них:ний слой которого ":ëíåñ"-s на торец штифта, а верхний — на торец обоймы и ни><ний слой, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности при испытании путем обеспечения чисто адгезионного отрыва ме>сцу слоями двухслойного покрытия, торец штифта выполнен полусферическим, у основания полусферы на штифте выполнена кольцевая канавка, полусфера выступает над торцом обоймы на О, 3 - О, 5 ее высоты, а периферийная часть нихнего слоя покрытия размещена в кольцевой канавке.

1073637

10

Изобретение относится к испытаниям материалов, а именно к образцам для определения прочности сцепления элементов соединений при отрыве.

Известен образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве, выполненный в виде штифта, охватнвакщий штифт обоймы и покрытия, нанесенного на установленные заподлицо торць штиф— та и. обоймы (1) .

Недостатком этого образца является ограниченность его применения из-за невозможности определения прочности сцепления слоев двухслой- 15 ных покрытий.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является образец для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве, выполненный в виде штифта, охватывакщей штифт обоймы и двухслойного покрытия, нижний слой которого нанесен на торец штифта, а верхний на торец обоймы и нижний слой.

При этом торец штифта, с нанесеннья иа него Нижним слоем покрытия установлен заподлицо с торцом обоймы (2) .

Недостатком этого образца является низкая точность определения

30 прочности сцепления между слоями покрытия при испытании из-за возникновения когеэионного разрушения покрытия в центральной части торца штифта, появления срезакщей нагрузки при прогибе верхнего слоя покрыл. ия и отрыва штифта от нижнего

СЛОЯ ПОКРЫТИЯ

Целью изобретения является повышение точности определения прочнос- 40 ти сцепления элементов соединения при испытании-на отрыв. путем обеспечения чисто адгезионного отрыва между слоями двухслойного покрытия.

Для достижения этой цели в образ- 45 це для определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве, выполненном в виде штифта, охватывающей штифт обоймы и двухслойного пОкрытия нижний слой KGTopoI o нанесен на торец штифта, а верхнийна торец обоймы и нижний слой, торец штифта выполнен полусферичес,ким, у основания полусферы на штифте выполнена кольцевая канавка, полусфера выступает над торцом обой-. мы на 0,3 — 0,5 ее высоты, а периферийная часть нижнего слоя покpEI тия размещена в кольцевой канавке.

На чертеже изображена схема пред- 60 лагаемого образца.

Сбразец выполнен в виде штифта 1, охватывающей штифт 1 обоймы 2 и двухслойного покрытия 3. Торец штифта 1 выполнен полусферическим, 65 у основания полусферы 4 на штифте 1 выполнена кольцевая канавка 5, а полусфера 4 выступает над торцом 6 обоймы 2 на О, 3 — О, 5 ее внсотн.

Нижний слой 7 покрытия 3 нанесен на полусферу 4, а верхний слой 8 покрытия 3 нанесен на торец 6 обоймы 2 и нижний слой 7, при этом периферийная часть 9 нижнего слоя 7 покрытия 3 размещена B кольцевой канавке 5.

Сбразец испытывают следукщим образом.

На поверхность полусферы 4 наносят слой 7 испытуемого покрытия.

При этом периферийную часть 9 слоя

7 покрытия размещают в кольцевой канавке 5. Устанавливают штифт 1 в обойме 2 таким образом, чтобы полусфера 4 выступала над торцом 5 обоймн 2 на 0,3 — 0,5 ее высоты.

На торец 6 обоймн 2 и слой 7 пок1ытия наносят верхний слой 8 испытуемого покрытия. обойму 2 устанавливают на опору 10 и к штифту 1 прикладывают отрывающую силу P. 11ежслойный отрыв покрытия 3 обеспечивается большей площадью контакта между нижним слоем 7 и полусферой 4 по сравнению с площадью контакта между слоями 7, 8 покрьтия 3. Выполнение торца штифта 1 полусферическим придает жесткость испытуемым слоям 7, 8 покрытия 3 и обеспечивает чисто адгезионное разрушение между ними по всей площади их сцеп .ления путем перераспределения напряжений, возникакщих при отрыве, от центра к периферии. Установка штифта 1 в обойме 2 с внступанием полусферы 4 более, чем на 0,5 ее внсотн, нецелесообразно, поскольку увеличивается площадь контакта слоев 7,8 покрытия 3, что приводит к срезу менее прочногo слоя испытуемого покрытия 3, в то же время внступание полусферы менее, чем HB 0,3 ее высоты, не обеспечивает достаточной жесткости верхнего слоя 8 .покрытия 3 и приводит к его прогибу в процессе нагру>кения. Выполнение на штифте 1 у основания полусферн 4 кольцевойканавки 5 и размещение в ней периферийной части 9 нижнего слоя 7 покрытия 3 обеспечивает повышение прочности сцепления нижнего слоя 7 покрытия 3 со штифтом 1 и гарантирует ад гезионный отрыв по плоскости сцепления слоев 7, 8 покрытия 3 при пги" ложении отрнвакщей нагрузки к штифту

1. При отрыве штифта 1 со слоем 7 покрытия от слоя 8 измеряют величину отрывакщей нагрузки и по известной формуле определяют адгезионную проч- ность сцепления слоев 7, 8 испытуемого покрытия 3.

1073637

Составитель В.Свиридов

Редактор С.Тимохина Техред М.Гергель

Корректор Г.Решетняк

Заказ 319/41 . Тираж 823

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Образец позволяет повысить точность определения прочности сцепления элементов соединения при отрыве за счет исключения когеэионного отрыва в слоях двухслойного покрытия.