Источник сейсмических сигналов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ импульсного действия, включающий транспортное средство, исполнительный механизм с излучающим элементом и блок управления, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД при излучении сейсмического сигнала в процессе движения, снабжен устройством уплотнения грунта , содержащим контактирующий с грунтом рабочий орган, смонтированный по ,ходу транспортного средства перед исполнительным механизмом. 2. Источник по п.1, отличающий с я тем, что устройство уплотнения грунта снабжено механизмом вертикального перемещения рабочего органа. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (П) ОГ1ИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н 4ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф

Ф

1 7 5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕНТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3506254/18-25 (22) 29.10.82 (46) 15.02 84. Вюл. 9 6 (72) A.C.Øàãèíÿí, A.Ã.Àñàí-Джалалов и В.М.Переплетчиков (71) Специальное конструкторское бюро сейсмической техники (.53) 550.83 (088. 8) (56) 1. Майоров В.В., Шнеерсон М.В.

Наземная сейсморазведка с невзрывными источниками колебаний. М., Недра, 1980, с.73-76.

2. Там же, с.? 7-82, 3. Авторское свидетельство СССР

9894638,кл.G 01 V 1/02,1980 (прототип).

3(50 G 01 V 1/047) G 01 Ч 1/09 (54) (57) 1, ИСТОЧНИК СЕЙСМИЧЕСКИХ

СИГНАЛОВ импульсного действия, включающий транспортное средство, исполнительный механизм с излучающим элементом и блок управления, о т л ич аю щи и с я тем, что, с целью повышения КПД при излучении сейсмического сигнала в процессе движения, снабжен устройством уплотнения грунта, содержащим контактирующий с грунтом рабочий орган, смонтированный по .ходу транспортного средства перед исполнительным механизмом.

2, Источник по п, 1, о т л и ч аю шийся тем, что устройство уплотнения грунта снабжено механизмом вертикального перемещения рабочего со органа.

1073721

Изобретение относится к устройствам для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия на грунт с целью сейсморазведки на нефть и газ.

Известно устройство для возбуждения сейсмических сигналов за счет импульсного воздействия на грунт, содержащее транспортное средство с платформой, блок управления, взаимодействующЙ с рунтом исполнительный 1О механизм, например взрывную камеру, устройство подъема и опускания исполнительного механизма и направляющее устройство, В качестве исполнительного механиз-. l 5 ма в установке используется взрывная камера, Направляющее устройство выполнено в виде подвижной каретки, размещенной в вертикальной направляющей, неподвижно смонтированной на 2О платформе транспортного средства, и связанной с одной стороны со взрывной камерой, а с другой — устройством подъема-опускания (гидроамортизатором) (1 .

Однако невозможность работы устройства во время движения транспортного средства, так как наличие жесткого направляющего устройства исключает возможн ость перемещения исполнительного механизма в момент контакта с грунтом вдоль продольной оси транспортного средства, снижает производительность работы.

Известно также устройство для воэ- 5 буждения сейсмических сигналов, включающие транспортное средство с платформой, блок управления, взаимодействующий с грунтом исполнительный механизм, устройство подъема-опускания исполнительного механизма и направляющее устройство.

При работе устройство устанавливается на точке, исполнительный механизм опускается на грунт посредством устройства подъема-опускания. 45

По сигналу от сейсмостанции произьодится заданное количество воздействий, после чего исполнительный механизм переводится в транспортное положение, и устройство готово к пере- 5О езду на следующую точку P) .

Основной недостаток этого устройства — невозможность возбуждения колебаний во время передвижения источника, что снижает производительность 55 сейсморазведки.

Наиболее близким к изобретению является источник сейсмических сигналов, включающий транспортное средст.-. во, исполнительный механизм с иэлу- 6О чающим элементом и блок управления, Он содержит механизм перемещения направляющего устройства вдоль продольной оси транспортного средства.

Во время контактирования исполнительного механизма указанного источника с грунтом транспортное средство продолжает двигаться, Так как верти кальн ая н аправляющая выполнена с возможностью перемещения вдоль оси транспортного средства, то исполнительный механизм вместе с вертикальной направляющей остаются неподвижными относительно грунта. По сигналу от сейсмостанции через блок управления исполнительный механизм передает в грунт импульс силы, в реэультате чего отрывается от грунта и вместе с вертикальной направляющей возвращается механизмом перемещения в исходное положение, При работе источника на каждой точке производится только одно воздействие на грунт. Из опыта эксплуатации импульсных источников известно, что при первом воздействии на точке практически вся эйергия расходуется на деформацию грунта. Поэтому при использовании наземных источников первое воздействие в заданной точке не суммируется с остальными и служит лишь для предварительного уплотнения грунта, т.е. в процессе работы приходится производить нерабочие воздействия (3) .

Основной недостаток данного источника заключается в том, что он имеет низкий КПД.

Цель изобретения — повышение КПД при излучении сигнала в процессе, движения °

Поставленная цель достигается тем, что источник сейсмических сигналов, включающий транспортное средство,. исполнительный механизм с излучающим элементом и блок управления,, снабжен устройством уплотнения грунта, содержащим контактирующий с грунтом рабочий орган, смонтированный по ходу транспортного средства перед исполнительным механизмом, причем устройство уплотнения грунта снабжено механизмом вертикального перемещения рабочего органа, На чертеже представлен источник сейсмических сигналов, общий вид .

Источник состоит иэ прицепного транспортного средства 1, выполненного в виде кузова 2, установленного на раму 3, на которой смонтированы блок управления 4 и устройство 5 уплотнения грунта, содержащее рабочий орган б и механизм 7 вертикального перемещения рабочего органа 6, Исполнительный механизм 8 выполнен в виде взрывной камеры, "-одержащей подвижно сопряженные гильзу 9 и поршень 10, образующие рабочую камеру

11 и демпферный объем 12, и соединен с одной стороны с устройством подъема-опускания 13, а с другой — c

1073721

Составитель Н.Чихладзе

Техред Il. Гергель

Редактор М.Келемеш

Корректор О.Тигор

Заказ 324/45 Тир аж 71 1 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35., Раушская наб,, д, 4/5

Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä, ул,Проектная, 4 излучающим элементом 14, выполненным, например, в виде полозьев и связанным при помощи шарниров 15 с ходовой частью 16 транспортного средства 1. Ходовая часть 16 виброиэолирована от рамы 3 посредством, например, н 17.

Работа источника сейсмических сигналов осуществляется следующим образом.

Источник, смонтированный на транс- lO портном средстве 1, непрерывно перемещается по профилю. Рабочий орган 6 уплотнительного устройства 5 удерживается над поверхностью грунта механизмом 7 его вертикального пере- 15 мещения, С сейсмостанции через блок управления 4 поступает сигнал на уст— ройство 5 уплотнения грунта, после чего рабочий орган 6 опускается на грунт и уплотняет его. Когда излучаю- ъО щий элемент 14 исполнительного механизма 8 окажется на уже уплотненном участке грунта, поступает сигнал на подрыв газовой смеси во взрывной камере. Промежуток времени между подачей сигналов на устройство уплотнения грунта и на подрыв газовой смеси зависит от расстояния между геометрическими центрами контактирующих с грунтом поверхностей рабочего органа уплотнительного устройства и излучающего элемента и скорости перемещения транспортного средства.

После подрыва газовой смеси давление в рабочем объеме 11 резко возрастает, прн этом через излучающий элемент 14 импульс силы передается на грунт. Геометрические размеры опорной поверхности рабочего органа

6 устройства уплотнения грунта 5 выполнены больше геометрических размеров опорной поверхности излучающего элемента 14 исполнительного механиэ— ма 8, так что в процессе передачи импульса под всей поверхностью иэлуаемого элемента 14 грунт будет уплотнен.

Поршень 10, перемещаясь после подрыва газовой смеси вверх, сжимает воздух в демпферном объеме 12, При этом взрывная камера вместе с излучающим элементом 14 поднимается над грунтом, а затем опускается на грунт.

Чтобы колебания грунта через ходовую часть 16 не передавались на раму 3, последняя развязана виброопорами 17 от ходовой части 16 транспортного средства 1 источника.

Изобретение позволяет повысить

КПД предлагаемого источника за счет того, что колебания передаются в предварительно уплотненный грунт.