Сердечник статора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИг ЧЕСКОЙ МАШИНЫ, выполненный из набора листов стали, имеющих отверстия, образукоие аксиальные каналы для прохода хладагента, предназначенные для соединения с подводящими и отводящими хладагент элементами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения утечки хладагента из каналов , отверстия в соседних листах имеют разные диаметры и соседние листы расположены с образованием канавок между ними, заполненных склеива{а4им электроизоляционным материалом. (Л с 00 ас сд

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(59 Н 02 К 1 20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ йФЫ; (21 ) 3409754/24-07 (22) 19.03.82 (46) 15.02.84. Бюл. М 6 (72) Ю.А. Бобков и Л.А. Суханов (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромашиностроения (53) 621.313 ° 713(088.8) (56) 1. Патент Англии Р 1132997, кл. Н 2 A 1968.

2. Электрические машины. Обзорная информация. И., "Информзлектро", 1977.

„.SU„„1073845 А (54 ) (57 ) СЕРДЕЧНИК CTATOPA ЭЛЕКТР РИ-.

ЧЕСКОИ ИАШИНЬ3, выполненный из набора листов стали, имеицих отверстия, образукщие аксиальные каналы для прохода хладагента, предназначенные для соединения с подводящими и отводящими хладагент элементами, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем исключения утечки хладагента из каналов, отверстия в соседних листах имеют разные диаметры и соседние листы расположены с образованием канавок между ними, заполненных склеивающим электроизоляционньак материалом.

1073845

Изобретение относится к области электромашиностроения, и преимущественно может быть использовано в машинах с непосредственным водяным охлаждением обмотки статора.

Известен сердечник статора, в 5 котором используют плоские радиальные элементы, радиальные элементы, равномерно запрессованные между пакетами сердечника вдоль его длины. Указанные элементы включают полые змеевики, залитые теплопроводным материалом (силумин, алюминий ), по которым циркулирует очищенная вода 1 ).

Недостатком этого устройства является увеличение аксиальной длины сердечника, повышение трудоемкости и стоимости его изготовления (производство специальных Форм для литья-элементов ), появление добавочных потерь в охладительных элементах.

Наиболее близким к предлагаемому является сердечник статора электрической машины, выполненный из набора листов стали, имеющих отверс- 25 тия, образущцие аксиальные каналы для прохода хладагента, предназначенные для соединения с подводящими и отводящими хладагент элементами. B указанных каналах рас- 30 положены трубки (21.

Главным недостатком указанного устройства является техническая сложность обеспечения надлежащего теплового контакта между трубками 35 и листами сердечника статора. Этому препятствует неровность стенок каналов, возникающая в процессе шихтовки сердечника. Кроме того, нежелательно появление электричес- 40 ких замыканий между изолированными листами электротехнической стали, которые создают трубки. В самих трубках будет индуцироваться от вращающего основного магнитного потока 45 машины напряжение, поэтому водоприсоединительные устройства не должны электрически замыкать трубки между собой и на сердечник..

Пель изобретения — повышение на дежности путем исключения утечки хладагента из каналов. При этом необходимо обеспечить охлаждение сердечника статора хладагентом (жидкостью, в частности, водой ), не допустив электрических замыканий листов электротехнической стали сердечника. между собой в поперечном .(аксиальном I направлении.

Поставленная цель достигается тем, что в сердечнике статора элек- 60 трической машины, выполненном из набора листов стали, имеющих отверстйя, образующие аксиальные канали для прохода хладагента, предназначенные для соединения с подводящи- g5 ми и отводящими хладагент элементами, отверстия в соседних листах имеют разные диаметры.и соседние листы расположены с образованием канавок между ними, заполненных склеивающим электроизоляционным материалом.

На фиг. 1 показан сердечник статора, продольный разрез; на фиг. 2 - вырыв I на фиг. 1.

Шихтованный сердечник 1 статора с аксиальными каналами 2, подводящими 3 с отводящими 4 очищенную воду. элементами. Каналы равномерно. распределяются по окружности сердечника статора, например, в его спинке. Для предотвращения утечки хладагента из каналов между листами сердечника и попадания воды на изоляцию обмотки отверстия в соседних листах выполнены разных размеров, в частности, при круглых отверстиях - различных диаметров. Диаметр отверстия лнста 5 меньше диаметра соседнего .листа б. Образующиеся при.сборке сердечника кольцевые канавки между листами заполняются склеива щими электроизоляционным материалом 7, например компаундом .

ЭТ-10, нерастворимом в горячей воде.

В указанном варианте половина листов сердечника непосредственно соприкасается с хладагентом. Отвод тепла из сердечника производится вдоль его листов непосредственно к Йладагенту. С целью физико-химической защиты стальной поверхности канала !т.е. выступающие в канал

Ребра ) от воды и сохранения химической чистоты воды в зоне вокруг отверстия листов с меньшими диаметрами наносится до сборки сердечника тонкое антикоррознйное покрытие.

Устройство. работает следу|маям образом.

Вода циркулирует по герметизированным каналам в сердечнике статора, которые объединены напорным и сливньал коллекторами с входными и выходными герметическими устройствами. Тепло от сердечника непосредственно передается к циркулирующей в каналах воде и выводится из машины. Заполнение склеивающим веществом кольцевых канавок надежно предотвращает утечку жидкости из герметизированных указанным способом каналов.

Одним из примеров реализации предлагаемого устройства является попакетиая сборка сердечника статора. Она отвечает современным требованиям прогрессивной технологии, так как пакеты изготовляются на

Специализированных участках. Пакеты набираются из сеГментов электротехнической стали на специальных калибрах, причем сегменты склеивают845

Составитель Л. Карцева

Редактор О. Колесникова Техред О.Неце Корректор

Заказ 358/51 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

1073 ся между собой в пакеты по обычной технологии, но с тем отличием, что при укладке сегментов между калиброМ и листом сегмента с большим диаметром отверстия образуется коль-, цевая выточка. Она заполняется спе- 5 цнальным склеивающим материалом, химически стойким к горячей воде,о например компаундом ЭТ-10. Набран.ный пакет сердечника статора подвергается онрессовке и запечке скле-.. 1О ивающего материала н компаунда.

Аналогичная технология используется при сборке сердечника из пакетов

s корпусе статора..

Опыт исполь"ования клееных сер. дечников показывает, что из-за коробоватости .и разнотолщинности листов сегментов происходит местное вьщав-. ливание клея при опрессовке, в ре4

| зультате чего была бы нарушена герметизация канала, если бы он выполнялся обычной конструкции. Использование йредложенных кольцевых канавок в серде =нике с последукщим их запол нением специальным склеивающим материалом предотвращает выдавливание компаунда при опрессовке пакетов и сердечника,в сборе и обеспечивает получение герметичной конструкции внутреннего канала с хорошей теплопроводйостью между охлаждающим агентам и сердечником статора.

Техническим преимуществом предло« женного устройства охлаждения сердечника статора является повышение

его магнитной проводимости и эффективности охлаждения без добавочных потерь за счет применения элементов охлаждения.