Ручка управления тормозом несущего винта вертолета

Реферат

 

РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащая рукоятку с рычагом, выполненным составным из двух частей, соединенных между собой с возможностью перемещения одна относительно другой, и закрепленным в кабине с помощью горизонтально расположенного шарнира, и механизм фиксации частей рычага между собой, отличающийся тем, что, с целью увеличения свободного пространства в кабине, одна часть рычага выполнена в виде вилки, на конце которой закреплена рукоятка, а другая часть рычага выполнена в виде полого стержня, размещенного внутри вилки, причем обе части рычага смонтированы на общем горизонтально расположенном шарнире, а механизм фиксации выполнен в виде подпружиненного штока с защелкой, установленного в полом стержне, и зубчатого сектора, размещенного в сквозных пазах, выполненных в стержне и штоке, а в рукоятке рычага смонтирован подпружиненный толкатель, торец которого контактирует с торцом штока.

Изобретение относится к авиационной технике и касается выполнения рычагов управления вертолетом, в частности ручки управления тормозом несущего винта вертолета. Известна ручка управления вертолетом от оператора, установленная перед его сиденьем, предназначенная для управления вертолетом и имеющая возможность разъединения с системой управления и перевода ее из рабочей зоны в убранное положение. Ручка состоит из рычага ручки и разъединяющейся телескопической тяги с электрогидравлическим управлением. Недостатком этого устройства является то, что оно не обеспечивает фиксации проводки управления в момент отсоединения ручки от системы управления и содержит сложное разъединительное устройство. Известна также ручка управления общим шагом несущего винта вертолета, содержащая рукоятку с рычагом, выполненным составным из двух частей, соединенных между собой с возможностью перемещения одна относительно другой путем перемещения одной части рычага по другой, при этом они выполнены трубчатыми. Рычаг закреплен в кабине с помощью горизонтально расположенного шарнира. Ручка управления снабжена механизмом фиксации соединения частей рычага между собой. В этом устройстве предусмотрена возможность уменьшения размеров ручки управления общим шагом несущего винта путем перемещения частей ручки одна по другой. Однако это позволяет уменьшить размеры ручки примерно вдвое, что не полностью освобождает пространство в кабине. Этот недостаток особенно проявляется, когда это касается ручки управления тормозом несущего винта, потому что этой ручкой пользуются после посадки вертолета и выключения двигателей. В заторможенном состоянии ручка поднята вверх и может препятствовать выходу летчика из кабины. Целью изобретения является увеличение свободного пространства в кабине. Сущность изобретения заключается в том, что в ручке управления тормозом несущего винта, содержащей рукоятку с рычагом, выполненным составным из двух частей, соединенных между собой с возможностью перемещения одна относительно другой, и закрепленным в кабине с помощью горизонтально расположенного шарнира, и механизм фиксации частей рычага между собой, одна часть рычага выполнена в виде вилки, на конце которой закреплена рукоятка, а другая часть рычага выполнена в виде полого стержня, размещенного внутри вилки, причем обе части рычага смонтированы на общем горизонтально расположенном шарнире, а механизм фиксации выполнен в виде подпружиненного штока с защелкой, установленного в полом стержне, и зубчатого сектора, размещенного в сквозном пазу, выполненном в стержне и штоке, а в рукоятке рычага смонтирован подпружиненный толкатель, торец которого контактирует с тормозом штока. На фиг. 1 показана установка ручки управления тормозом несущего винта вертолета в кабине; на фиг.2 ручка вертолета с частичным разрезом (увеличено); на фиг.3 элементы ручки в разобранном виде, в перспективе. Ручка управления тормозом несущего винта вертолета состоит из рукоятки 1 и рычага, выполненного составным из двух частей. Одна часть выполнена в виде вилки 2, а другая часть в виде полого стержня 3. Оба части 2 и 3 рычага смонтированы на общем горизонтально расположенном шарнире 4 кронштейна 5, закрепленного в кабине 6 вертолета. Стержень 3 размещен внутри вилки 2; на конце стержня 3 выполнен рычаг 7, соединенный проводкой 8 с тормозом несущих винтов. Стержень 3 выполнен полым, в этой полости размещен шток 9 механизма фиксации частей 2 и 3 рычага ручки между собой. Шток 9 опирается на пружину 10. В паз, выполненный в штоке 9, вставлена защелка 11, которая проходит через окна 12 стержня 3. Защелка взаимодействует с зубьями сектора 13, прикрепленного к кронштейну 5. Зубчатый сектор 13 проходит через пазы 14 и 15, выполненные в штоке 9 и стержне 3 соответственно. Стержень 3 на конце, противоположном шарниру 4, имеет упор 16, взаимодействующий с вилкой 2, а на другом конце упор 17, взаимодействующий с концевым выключателем 18 системы запуска двигателей вертолета. В рукоятке 1 установлен толкатель 19, опирающийся на пружину 20. Конец толкателя 19 выходит из рукоятки 1 и служит кнопкой, а другой конец толкателя взаимодействует с торцом штока 9 в зафиксированном положении частей 2 и 3 рычага при нажатом толкателе 19. Устройство работает следующим образом. При торможении несущего винта летчик нажимает на толкатель 19 и сжимает пружины 20 и 10. При этом плоскость стыка штока 9 и толкателя 19 смещается относительно стыка плоскости вилки 2 и стержня 3, обеспечивая фиксацию и соединение вилки 2 и стержня 3 в одно целое. При дальнейшем нажатии на толкатель 19 шток 9 выводит защелку 11 из зацепления с зубчатым сектором 13. Усилием руки летчика вилка 2 переводится в верхнее заторможенное положение, передавая усилие на стержень 3 ручки через упор 16, разгружающий штыревое соединение частей рычага ручки. В верхнем положении ручки летчик отпускает толкатель 19. При этом защелка 11 стопорит стержень 3 относительно зубчатого сектора 13, а шток 9 и толкатель 19 возвращаются под действием пружин 10 и 20 в исходное положение, совмещая стык деталей 19 и 9 со стыком вилки 2 и стержня 3 ручки и обеспечивая расфиксирование ручки. В этом положении вилка 2 освобождается от стержня 3 и обе части рычага ручки разъединяются. При этом вилка 2 ручки переводится летчиком в нижнее положение, освобождая тем самым занимаемое пространство в кабине летчика перед дверью кабины. Для того, чтобы произвести растормаживание, летчик поднимает вилку 2 до упора 16 стержня 3, после чего нажимает на толкатель 19 и, не отпуская его, переводит вилку 2 со стержнем 3 в нижнее положение. Затем летчик отпускает толкатель 19, обеспечивая стопорение стержня 3 защелкой 11 в нижнем положении, из которого оно не может быть выведено без предварительного нажатия на толкатель 19. В этом положении упор 17 нажимает на концевой выключатель 18, обеспечивая возможность запуска двигателей. Реализация изобретения дает возможность увеличить свободное пространство в кабине летчика.

Формула изобретения

РУЧКА УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащая рукоятку с рычагом, выполненным составным из двух частей, соединенных между собой с возможностью перемещения одна относительно другой, и закрепленным в кабине с помощью горизонтально расположенного шарнира, и механизм фиксации частей рычага между собой, отличающийся тем, что, с целью увеличения свободного пространства в кабине, одна часть рычага выполнена в виде вилки, на конце которой закреплена рукоятка, а другая часть рычага выполнена в виде полого стержня, размещенного внутри вилки, причем обе части рычага смонтированы на общем горизонтально расположенном шарнире, а механизм фиксации выполнен в виде подпружиненного штока с защелкой, установленного в полом стержне, и зубчатого сектора, размещенного в сквозных пазах, выполненных в стержне и штоке, а в рукоятке рычага смонтирован подпружиненный толкатель, торец которого контактирует с торцом штока.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3