Устройство для охлаждения ротора турбогенератора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Л 107473

Класс 21d,; ов, ) 0 о(? 4

f".FÃ(ß Ц,. ?l q

Ав Т6 1, il-.;, .

5?

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Г. М. Хуторецкий, H. П, Иванов, P. А. Лютер, В. В. Титов, Н, А, Чернов, Г. П. Вартаньян, H. М, Третьяков, Ю. В, Арошидзе и Г. П. Езовит

УСТРОЙСТВО ДЛ Ч ОХЛА)КДЕ!1 И?л POTOPA

ТУРБОГЕИЕРАТОРА

Заявлено 5 ноября 1956 г. за Ка 560378 в !комитет ??o делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Мощные турбогенераторы имеют большую длину ротора, вследствие чего охлажден?!е роторной обмотки сопряжено с большими конструктивными труд:-?Остями даже при непосрелст вешзо ? охлаждении меди водоро 105?. В большинстве устройств для нспосредствеш?ого охлаждения мели ротора водород продувается вдоль асей пли половины длины бочки ротора под действием компрессоров, уста! оглснных !?а валу машины. !!едостатком этих устройств является неравномерность температурь! вдоль бо;ки ротора (т. с. средняя тс:??Пера?тv р?! 3!?а !Ителы?0 меньше з???кс?(ь1?!.1ы!ОЙ) . Kp0iv?c ТОГО, при увеличении длины охлаждаемого у?астка, величину мощности компрессора необходимо возвести в третью степеш..

Известны разли шые устройства для охлаждения обмотки ротора с подводом газа нз зазора между статором и ротором машины в паз ротора пропусканием его на относительно нсоольших участках по канвlлаз! Б наз?!х pOT0p?1 вдоль IlpOводников послед??его и выпуском также в зазор машины.

13 этих устройствах используют отверс?ня в клиньях и зубцах ротора, наклоне??ные вперед так же, как захватывающие ковши, и отверстия, наклоне?III?)Ic назад так же, как Bblбрасывающие ковши элементарного нагнстающе-высасывающего вентилятора.

Основ!!ая 0000,??l?0còü предлагаемого устройства, принадлежащего к этому жс типу устройств, основанных:?а самовентиляцни ротора, состоит 13 том, что каналы для npolIуска водорода внутри обмотки образованы стенкам?1 паза н накло?щыми шлицами, выфрезерованными по боковым поверхностям катушки, и сообщаются между собой у дна паза. Такое выполнение каналов упрощает конструкцию обмотки ротора, обеспечивая, в частности, возможность применения мсдп любой конфигурации и повышает эффективность охлаждения.

Фиг, 1 изобр?!>кает поперечный разрез катушки ротора; фиг. 2— продольный разрез (в!?д по стрелке

¹ 1074/3

Л на фиг. 1); фиг. 3 — вид сверху

111 и г. 2; фиг.:1- — cxcF I K о хл 1 ждеп ия к11т 1 1ПК11 BO30уЖдСIIIIFI, в Пязовои части ротора.

Здесь: 1 — клип; 2 — входные отверстия; 8 — выходные отверстия; 4— медь катушки ротора; 5 — передняя стенка паза; 6--задняя стенка паза;

7 — входная ветвь наклонного канала; 8 — выходная ветвь наклонного канала; 9- — кя tnл у дна паза; 10— изоляционнFlsl прокладка.

Водород пз входных отверстий 2 в клине 1 псlпр является 110 ОДIIОЙ сто роне пязя по наклош1ы"I и оси машины входным ветвям .7 каналов равного сечения до дна пязя, зятем перепускается под катушкой по каналу 9 на другую сторону паза и по наклонной выходной ветви 8 канала поднимается вверх до выходного отверстия 8. Расход охлаждя1ощего газа через обмотку в значительной степени определяется гидравлическим сопротивлением пути внутри пазов. Так как предлагаемое устройство имеет минимальное число местных сопротивлений †поворот, расширений и т. д., то оно обеспечивает возможность получения при прочих равных условиях максимального расхода газа.

Как и в известных устройствах, входные и выходные отверстия группируются согласованно с секционированием статора, и газ пз входного отверстия направляется в оое стороF!bI по оси машины. Однако в отличие от известных устройств, подача водорода в ка кдую сторону производится от отделы1ого отверстия, чем дост1п.ается равномерность r!одачи газа в обе стороны.

Существенной особенностью устройства является то, что водород подается через одно отверстие на одну сторону катушки (фиг. 2 и 3), а через другое, рядом лежащее, на другую сторону ее; при прохождении половины дл1шы вентиляционного отсека водород перепускается на другую сторону, как описано выше. Такое устроиство создает, пр11 достаточном числе входных и выходных отверстий, часту1о вс1ггиляцион11ую сетку, в которой катушка возбуждения обдув яется Встречными ст1)1 ям и с Обеих сторон, как это показано на фиг.4, на которой сплошными линиями обозначено течение водорода по передней степке 5 паза, я пунктирными линиями — по его задней степке 6. Каждый элемент охлаждаемой меди соприкасается с водородом, подогретым с кяхкдой сторопы до различной степени, и поэтому распределение температуры вдоль обмотки оказывается достаточно равномерным.

Предмет из о оретения

1. Устройство для охлаждения ротора турбогенератора водородом, подводимым из зазора между статором и ротором через отверстия в клиш.ях или зубцах последнего, прохо.1ящпм через каналы в пазах ротора и выпускаемым в тот же зазор, отличающееся тем, что, с целью упрощения обмотки ротора и повышения эффективности охлаждения, каналы для пропуска водорода образованы стенками паза

I1 наклонными шлицами, выфрезерованными по боковым поверхностям катушки, и сообщаются между сооой через канал у дна паза.

2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что канал у дна паза расположен на половине расстояния между входным и выходным отверстиями.

3. Устройство по пп. 1 и 2, в котором входные ветви двух смежных по длине пазов каналов расположены по разные стороны от оси паза и направлены по Оси машины в разные стороны, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью ооеспечения равномерности подачи водорода в обе стороны, указанные каналы имеют отдельные для каждого из них входное и выходное отверстия,