Подъемник запасного колеса транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПОДЪЕМНИК ЗАПАСНОГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий барабан с тросом, пружину, приводной вал с рукояткой, снабженный вилкой для взаимодействия с пружкной, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и удобства в эксплуатации путем исключения динамических нагрузок на пружину и обеспечения ее плавного растормаживания , барабан свободно установлен на оси, которая жестко закреплена на раме транспортного средства, и снабжен захватным элементом, установленным с возможностью взаимодействия с вилкой при вращении приводного вала, причем пружина смонтирована на указанной оси с натягом, один конец пружины жестко закреплен на барабане, а другой отогнут для взаимодействия с вилкой при вращении приводного вала в сторону отпускания колеса. (Л СП О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК у > Л

)

1

-к (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3349413/27-11 (22) 26.10.81 (46) 23.02.84. Бюл. № 7 (72) В.М. Ляутов (53) 629.1 1.3.012.38 (088.8) (56) 1. Патент Великобритании № 1440869, кп. В 7 J,1976.

2. Авторское свидетельство СССР по заяв. ке № 3325535/27-11, кл. В 62 D 43/00, 27.07.81 (прототип) .

I (54) (57) ПОДЪЕМНИК ЗАПАСНОГО КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий барабан с тросом, пружину, приводной вал с рукояткой, снабженный вил,„SU„„1074756 A кой для взаимодействия с пружиной,отличающий ся тем, что, с целью повышения надежности и удобства в эксплуатации путем исключения динамических нагрузок на пружину и обеспечения ее плавного растормаживания, барабан свободно установлен на оси, которая жестко закреплена на раме транспортного средства, и снабжен захватным элементом, установленным с возможностью взаимодействия с вилкой прй вращении приводного вала, причем пружина смонтирована на указанной оси с натягом, один конец пружины жестко закреплен на барабане, а другой отогнут для взаимодействия с вилкой при вращении приводного вала в сторону опускания колеса.

1074756.Изобретение относится к транспортному машинреГр нию, в частности к подъемникам запасн о колеса транспортного сред- ствф:;:.

Известен дъемник запасного колеса, ", с9держащий -, у тановленный в кронштейне

,ббраб@н c: трбс,выполненный в виде вала,.на котарыу навита с натягом пружина, о)виним концбм Закрепленная на кронштейне, а второй :конец пружины отогнут по касательйбй к;.валу, и съемную рукоятку (1).

Недостатком такой конструкции является в0зможность травмирования случайно оставленной съемной рукояткой при опускании запасного колеса.

Кроме того, в конце опускания колеса необходимо воздействовать на свободный конец пружины и вращать одновременно съемную рукоятку, что усложняет эксплуатацию.

Наиболее близким к изобретению техничесКим решением является подъемник запасного колеса транспортного средства, содержащий барабан с тросом, пружину, приводной вал с рукояткой, снаб.кенный вилкой для взаимодействия с пружиной (2).

Растормаживание барабана при опускании колеса в известной конструкции подъемника осуществляется путем сжатия пружины осевым перемещением приводного вала. При этом происходит резкое растормаживание и неконтролируемое опускание колеса, при котором попытка притормаживания барабана опусканием приводного вала или случайное отпускание последнего приводят к резкому затормаживанию и высоким динамическим нагрузкам на пружину. Невозможность. постоянного контроля за опусканием колеса вызывает неудобство в эксплуатации, а динамические нагрузки на пружину могут привести к поломке, что снижает надежность.

Цель изобретения — повышение надежности и удобства эксплуатации путем исключения динамических нагрузок на пружину и обеспечения ее плавного расторма-,. живания.

Указанная цель достигается тем, что в подъемнике запасного колеса транспортного средства, содержащем барабан с тросом, пружину, приводной вал с рукояткой, снабженный вилкой для взаимодействия с пружиной, барабан свободно установлен на оси, которая жестко закреплена на раме транспортного средства, и снабжен захватным элементом, установленным с возможностью взаимодействия с вилкой при вращении приводного вала, причем пружина смонтирована на указанной, оси с натягом, один конец пружины жестко закреплен на барабане, а другой отогнут для взаимодействия с вилкой при вращении приводного вала в сторону опускания колеса.

На фиг.1 изображен подъемник запасного колеса, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.

Подъемник запасного колеса содержит сваренные между собой и закрепленные болтами на раме транспортного средства кронштейн 1, ребро 2 и ось 3. Барабан 4 с тросом 5 свободно установлен на оси 3.

На этой же оси с натягом смонтирована пружина 6, один конец 7 которой закреплен болтом 8 на барабане 4,а другой конец 9 отогнут в радиальном (фиг. 2) или в касательном направлении. На барабане 4 жестко закреплен, например приварен, захватный элемент 10, выполненный в виде

П-образной скобы.

На конце оси 3 установлена шайба 11, зафиксированная от осевого перемещения шплинтом 12. Шайба 11 своими выступами поддерживает вилку 13 приводного вала 14, . имеющего четырех — или шестигранный ко20 нец для съемной рукоятки (не показана).

Подъемник запасного колеса работает следующим образом.

При подъеме запасного колеса, прикрепленного к тросу 5, вращают приводной вал

14 съемной рукояткой по часовой стрелке.

При этом боковые грани А, вилки 13 упираются в грани Б захватйого элемента 10 и увлекает за собой барабан 4. Конец 7 пружины б, увлекаемый барабаном, стремится раскрутить пружину, вследствие чего последняя вращается вместе с барабаном 4. При прекращении вращения приводного вала 14 барабан 4 под, действием веса запасного колеса стремится повернуться против часовой стрелки, увлекая в ту же сторону конец 7 пружины б, которая при этом закручивается на оси 3 и препятствует вращению барабана 4.

Для опускания запасного колеса вращают прйводной вал 14 против часовой стрелки. При этом грань А вилки 13, преж. де чем встретиться с гранью Б захватного

4О элемента, будет взаимодействовать с отогнутым концом 9 пружины 6 и раскручивать последнюю, в результате чего пружина 6 по мере вращения приводного вала против часовой стрелки вращается от взаимодей45 ствия вилки 13 на конец 9 пружины в ту же сторону, причем барабан 4, не удерживаемый в это время концом 7 пружины, также вращается в сторону опускания колеса. Прекращение вращения приводного вала 14 против часовой стрелки вызывает

50 прекращение раскручивания пружины . б за ее конец 9,остановку пружины и затормаживание барабана 4 концом 7 пружины, как было рассмотрено выше.

Предлагаемое устройство позволяет по высить надежность эксплуатации путем исключения динамических нагрузок на пружину, поскольку растормаживание и затормаживание барабана пружиной возможно

1074756 фиг.2

Составитель И. Антропова

Редактор А. Шандор Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 211/17 Тираж 626 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 только плавное, в соответствии с темпом вращения и остановки приводного вала водителем. По этой же причине процесс, опус4 кания запасного колеса является полностью контролируемым на любом этапе, что повышает удобство в эксплуатации.