Установка для вентиляции карьеров

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. УСТАНОВКА ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ КАРЬЕРОВ, содержащая стрелу с тепловыделителями , насосными агрегатами, ходовой стойкой с самоустанавливгиощи мися по направлению движения стойки колесами и ходовую тележку, связанную со стрелой механизмом поворота, отличающаяся тем, что, с целью повышения мобильности установ ки, путем увеличения ее маневренности , ходовая стойка снабжена фиксатором углового положения оси ее колес , а механизм поворота - приспосо лением для размыкания его силовой передачи. 2.Установка по п. 1, о т л и чающаяся тем, что механизм поворота выполнен в виде вертикального вала, венцового колеса и конической шестерни, установленной с возможностью перемещения вдоль оси вертикального вала. 3.Установка по п. 1, отличающаяся тем, что приспособление для раз ыкания силовой передачи механизма поворота выполнено в виде винта, установленного с возможностью углового поворота в стакане, и втулки, связанной с винтом посредством резьбового соединения и непод- Q вижно закрепленной на корпусе при- S способления.|// 4.Установка по пп. 1-3, о т л чающаяся тем, что корпус приспособления для размыкания силовой передачи механизма поворота жестко связан с конической шестерней, а стакан неподвижно закреплен на вертикёшьном валу.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (И) 3(51) Е 21 F 1 00 Е 21 4

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3466450/22-03 (22) 01.07.82 (46) 23.02.84.. Бюл. 9 7 (72) Г.И.Матвеев и С.B,Øåëàõàåâ (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (53) 622.46(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 311009, кл, E 21 С 47/00, 1970, 2. Авторское свидетельство СССР

9 1016529, кл, E 21 F 1/00, 1980 (прототип) . (54) (57) 1, УСТАНОВКА ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ

КАРЬЕРОВ, содержащая стрелу с тепловыделителями, насосными агрегатами, ходовой стойкой с самоустанавливающимися по направлению движения стойки колесами и ходовую тележку, связанную со стрелой механизмом поворота, отличающаяся тем, что, с целью повышения мобильности установки, путем увеличения ее маневренности, ходовая стойка снабжена фиксалением для размыкания его силовой передачи .

2. Установка по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что механизм поворота выполнен в виде вертикального вала, венцового колеса и конической шестерни, установленной с возможностью перемещения вдоль оси вертикального вала.

3, Установка по и, 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что приспособление для разьыкания силовой передачи механизма поворота выполнено в виде винта, установленного с возможностью углового поворота в стакане, и втулки, связанной с винтом посредством резьбового соединения и непод- д вижно закрепленной на корпусе при- ) способления.

4. Установка по пп. 1-3, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что корпус при- у способления для раэмыкания силовой передачи механизма поворота жестко связан с конической шестерней, а

1075004

Изобретение относи ся к горно-рудной промышленности, а именно к устройствам, применяемлм при раэработке полезных ископаемых открытым способом, и может найти применение при вентиляции глубоких карьеров. 5

Известна установка для вентиляции карьеров, включающая платформу на полозьях, стрелу с тепловыделителями и насосными агрегатами, связанную с платформой поворотным устройством С13.

Недостатками устройства являются необходимость применения ручного разворота стрелы в процессе вентиляции, а также низкая мобильность уста- новки, смонтированной на полозьях, Известна установка для проветривания арьеров, включающая стрелу с тепловыделителями, насосные агрегаты, ходовую стойку с самоустанав-. ливающимися по направлению движения стойки колесами и ходовую тележку, связанную со стрелой механизмом поворота.

Для вентиляции карьера установку размещают на нижних горизонтах, При работе тепловщ-„елителей образуется конвективная струя, выносящая загрязненный воздух эа пределы карьера °

По мере прогрева атмосферы включени ем механизма поворота стрела с теп- 30. ловыделителями перемещается в гориЗснтальной плоскости циклически по дуге. Колеса ходовой стойки при этом самоустанавливаются по направлению ее движения j2), 35

Недостатком известной установки является низкая мобильность, При транспортировке вследствие наличия жесткой связи между стрелой и ходовой тележкой при отключенном управ- 40 ленни механизмом поворота исключен их взаимный разворот, и габаритная полоса движения недопустимо велика.

Целью изобретения является повышение мобильности установки путем увеличения ее маневренности.

Цель достигается тем, что в установке для вентиляции карьеров, содержащей стрелу с тепловыделителями, насосными агрегатами, ходовой стойкой с самоустанавливающимися по направлению движения стойки колесами и ходовую тележку, связанную со стрелой механизма поворота, ходовая стойка снабжена фиксатором углового положения оси ее колес, а механизм поворота — приспособлением для раз.мыкания его силовой передачи.

При этом механизм поворота выпол-.-. нен в виде вертикального вала, венцового колеса и конической шестерни, 6О установленной с возможностью перемещения вдоль оси вертикального вала.

Приспособление для размыкания силовой передачи механизма поворота выполнено в виде винта, установленного с воэможностью углового поворота в стакане, и втулки, связанной с винтом посредством реэьбового соединения и неподвижно закрепленной на корпусе приспособления °

Причем корпус приспособления для раз мык ани я силовой передачи мех аниэма поворота жестко связан с конической шестерней, а стакан неподвижно закреплен на вертикальном валу.

На фиг. 1 изображена установка для вентиляции карьеров, общий вид; на фиг. 2 и 3 — механизм поворота стрелы; на фиг, 4 — приспособление для размыкания силовой передачи механизма поворота; на фиг. 5 — ходовая стойка с ; на фиг. 6 разрез A-A на фиг, 5, Установка для вентиляции карьеров включает поворотную стрелу 1 с ходовой стойкой 2, связанную посредством механизма поворота с ходовой тележкой 3, снабженной дышпом 4, Поворотная стрела 1 выполнена в виде пространственной трубчатой ферьы 5 с тепловыделителями 6 и насосными агрегатами 7, Механизм поворота включает привод в виде электродвигателя 8,,фрикционной муфты 9, тормоза 10, редуктора 11 с шестерней 12, а также конич скую шестерню 13, установленную с возможностью осевого перемещения на вертикальном валу 14, Цилиндрическая шестерня 15, жестко связанная с вертикальным валом 14, входит в зацепление с венцовым колесом 16, неподвижно закрепленном на ходовой тележке 3. Механизм поворота снабжен приспособлением 17 для размыкания силовой передачи между редуктором 11 и вертикальным валом 14. Это приспособление состоит из винта 18, установленного с воэможностью вращения в стакане 19, неподвижно закрепленном на вертикальном валу 14 болтами 20. От выпадания из стакана 19 винт 18 предохраняет крышка 21, жестко связанная со стаканом 19 болтами 20, На винт 18 навинчена втулка 22, неподвижно закрепленная болтами 20 через корпус 23 на конической шестерне 13. Для удобства работы винт 18 снабжен рукояткой 24, Ходовая стойка 2 выполнена в виде цилиндра 25, неподвижно крепящегося к поворотной стреле 1 и соосного с ним поршня 26, на котором жестко закреплена ось 27 с колесами 28. На цилиндре 25 соосно с ним смонтирован хомут 29 с воэможностью его поворота относительно цилиндра 25 вокруг их общей оси, Смещение хомута 29 относительно цилиндра 25 вдоль их общей оси невозможно ° Хомут 29 через верхнее звено 30 и нижнее звено 31 шарнирно связан с поршнем 26, причем звенья 30 и 31 допускают осевое сме1075004 щение поршня 26 относительно хомута 29 и не допускают их взаимного углового поворота относительно общей оси. Ходовая стойка 2 снабжена фиксатором 32. Фиксатор 32 состоит из корпуса 33, неподвижно прикреплен- 5 ного к цилиндру 25 болтами 34 через проушины 35 цилиндра 25, стержня 36, смонтированного с возможностью осевого хода в корпусе 33, и седла 37 °

Седло 37 и полукольцо 38 охватывают 1О цилиндрическими посадочными поверхностями хомут 29 и стягиваются между собой болтами 39, обеспечивая неподвижное соединение седла 37 и хомута

29, Для удобства работы стержень 36 снабжен рукояткой 40 °

Стержень 36 фиксируется в седле

37, обеспечивая неподвижное соединение корпуса 33, жестко укрепленного на цилиндре 25, и седла 37, неподвижно укрепленного на хомуте 29. В этом положении невозможен поворот хомута 29 относительно цилиндра 25, т.е. зафиксировано угловое положение оси 27 с колесами 28 относительно цилиндра 25. При подъеме стержня 36 он выходит из зацепления с седлом 37, допуская свободный поворот хомута 29 с седлом 37 относительно цилиндра 25 вокруг их общей оси, т,е. возможно изменение углового положения оси 27 с колесами 28 относительно цилиндра 25.

Устройство работает следующим образом, При загазовывании карьера установ-З5 ку размещают на нижних горизонтах карьера, Силовая передача механизма поворота между редуктором 11 и конической шестерней 13 вертикального вала 14 замкнута, Фиксатор 32 ходо- 4Q вой стойки 2 расстопорен,т.е, обеспечена возможность изменения углового положения оси 27 колес 28 относительно ходовой стойки 2.

Топливо от внешнего источника по- 45 ступает в стрелу 1, затем насосными агрегатами 7 подается к тепловыделителям 6. .Распыленное ими топливо сгорает, образуя конвективную струю, которая выносит загрязненный воздух за пределы карьера.

В процессе вентиляции по мере разрушения первоначальной инверсии температуры для повышения эффективности вентиляции тепловыделители 6 перемещают в горизонтальной плоскости по дуге, для чеro вращают стрелу 1 относительно ходовой тележки 3 посредством механизма поворота.

При этом включают электродвигатель 8 и автоматически растормажива- 6О ется тормоз 10, Вращение с двигателя 8 передается через муфту 9, редуктор 11, коническую шестерню 13 на вертикальный вал 14 с цилиндрической шестерней !5, который, обегая вен-, 65 цовое колесо 16, вращает стрелу 1 относительно вертикальной оси ходовой тележки 3. Колеса 28 ходовой стойки 2 самоустанавливаются по направлению ее движения. Реверс стрелы 1. осуществляется реверсом электродвигателя 8, в этом случае ось 27 колес 28 поворачивается на 180 относительно ходовой стойки 2 и колеса 28 опять устанавливаются по направлению движения стойки 2.

При окончании процесса вентиляции для прекращения циклического движения стрелы 1 электродвигатель 8 механизма поворота обесточивают и .автоматически срабатывает тормоз 10, препятствующий передаче вращения от двигателя 8, Взаимный поворот стрелы 1 и ходовой тележки 3 становится невозможным. Затем отключаются насосные агрегаты 7, тепловыделение прек- ращается °

При необходимости транспортировки установку переводят в исходное положение. Колеса 28 разворачи ают относительно оси цилиндра 25 до совпадения оси стержня 36 с осью седла 37 и затем, опуская стержень 36, фиксируют его в седле 37. -Угловой поворот поршня 26 относительно цилиндра 25 становится невозможным.

Следовательно угловое положение оси 27 колес 28 зафиксировано относительно ходовой стойки 2, Затем, вращая винт 18 в стакане 19, неподвижно закрепленном на вертикальном валу 14, перемещают вверх навинченную на винт 18 втулку 22, неподвижно закрепленную через корпус 23 на конической шестерне 13. Коническая шестерня 13 перемещается вверх по вертикальному валу 14, например по шлицам (не показаны), выходя из зацепления с шестерней 12 редуктора 11 и обеспечивая возможность вращения стрелы 1 с ходовой стойкой 2 относительно ходовой тележки 3. После этого установка через дышло 4 соединяется с тягачом и транспортируется по карьерным дорогам.

При необходимости маневрирования на ограниченной площадке фиксатор 32 ходовой стойки 2 расстопаривают, обеспечивая возможность изменения углового положения оси 27 колес 28.

Тяговое и управляющее усилие от тягача через дышло 4 передается ходовой тележке 3. Требуемое угловое положение оси 27 колес 28 ходовой стойки 2 достигается ее ручным разворотом, Снабжение механизма поворота приспособлением для разьыкания силовой передачи и введение в конструкцию ходовой стойки фиксатора углового положения оси ее колес позволяет повысить маневренность установки, Замыкая или размыкая силовую передачу

1075004 механизма поворота и фиксируя положение оси колес ходовой стойки, либа допуская свободный ее поворот относительно последней, можно в зависимости от конкретных условий эксплуатации добиваться оптимальной степени подвижности ходовых элементов (стрелы с ходовой стойкой и ходовой тележки) . При этом возможны варианты работы:

- силовая передача механизма поворо та замкнута и обеспечена возможность изменения углового положения оси колес ходовой стойки (их самоустановка по направлению движения стойки) . Этот режим применяется при вентиляции, обеспечивая горизонтальное циклическое движение стрелы с тепловыделителями по дуге, а также при движении установки задним ходом (при осаживании тягачом);

- силовая передача механизма поворота разомкнута и зафиксировано угловое положение оси колес ходовой стойки. Применяется в качестве основного варианта при транспортировке установки тягачом по карьерным дорогам, При этом обеспечивается минимальная габаритная полоса движения; силовая передача разомкнута и обеспечена возможность изменения угловсго положения оси колес ходовой стойки, Этот режим рационально применять при маневрировании на ограни5 ченных площадях, при этом тяговое и управляющее усилие от тягача передается ходовой тележке, а изменение углового положения оси колес ходовой стойки осуществляется вручную;

10 силовая передача механизма поворота замкнута и завиксировано угловое положение оси колес ходовой стойки. Режим нерационален при транспортировке иэ-эа сильного бокового

15 скольжения колес ходовой стойки, а при вентиляции из-за невозможности обеспечения горизонтального циклического движения стрелы с тепловыделителями по дуге.

Конструкция установки вентиляции карьеров обеспечивает оптимальную степень подвижности ее ходовых элементов при любых условиях эксплуатации, а следовательно высокую мобильность, что повышает эффективность ,использования установки в условиях открытых горных работ.

1075004

1075004

A-А

Ц ик, 6

Заказ 475/29

Тираж 427 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП .Патент ., г.ужгород, ул,Проектная, 4

Составитель Л,Серова

Редактор Н,Бобкова Техред И.Метелева корректор В. Гирняк