Способ определения растворимости кислорода в топливе

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСТВОРИМОСТИ КИСЛСЗРОДА В ТОПЛИВЕ, при котором заданный объем топлива вводят в заполненную инертным газом герметичную е.мкость с последующим газохроматографическим анализом паровой фазы, отбираемой из указанной емкости, отличающийся тем, что, с целью расширения температурного диапазона измерений, в топливо до перевода в емкость с инертным газом вводят антиокислитель и нагревают топливо со скоростью 100-150°С/мин до заданной температуры. (Л СП О5

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3469677/23-25 (22) 29.06.82. (46) 23.02.84. Бюл. № 7 (72) В. А. Астафьев, В. А. Гладких, Л. Н. Козинова и А. П. Мамыкин (53) 543.544 (088.8) (56) I. Гоштидзе А. Д., Логвинюк В. П. и др. Методы оценки эксплуатационных свойств реактивных топлив и смазочных материалов. Сборник М., «Машиностроение», 1966.

2. Авторское свидетельство СССР № 371510, кл. G 01 N 7/14, 1970 (прототип) ÄÄSUÄÄ 1075116 А

Ъ(51) G 01 N 7/14; G 01 N 31/08 (54) (57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСТВОРИМОСТИ КИСЛОРОДА В ТОПЛИВЕ, при котором заданный объем топлива вводят в заполненную инертным газом герметичную емкость с последующим газохроматографическим анализом паровой фазы, отбираемой из указанной емкости, отличающийся тем, что, с целью расширения температурного диапазона измерений, в топливо до перевода в емкость с инертным газом вводят антиокислитель и нагревают топливо со скоростью 100 †1 С/мин до заданной температуры.

1075!16

Изобретение относится к лабораторным методам оценки эксплуатационных свойств моторных и реактивны; топлив, а также специальных жидкостей и может быть использовано в нефтехимической, автомобильной и авиационной промышленности.

Известен способ определения растворимости (предельно-равновесного содержания растворенного в жидкости газа) путем предварительного выделения растворенного в топливе газа с помощью вакуума и последующей периодической подачи исследуемого газа в емкость с дегазированным топливом. Подача газа и замер его объема продолжаются до полного растворения исследуемого газа. По объему поданного газа судят о его растворимости в топливе (1J.

Наиболее близким по технической су щности и достигаемому эффекту к предлагаемому является способ определения растворимости газов в топливах, согласно кото20 рому заданный обьем топлива вводят в заполненную инертным газом герметическую емкость с последующим газохроматографическим анализом паровой фазы, отбираемой из этой емкости (2).

Недостатком этого способа является невозможность термостатирования массообменной ячейки (определение концентрации кислорода в топливе возможно только при комнатной температуре), так как при этом повышается давление паров топлива, в результате чего ячейка теряет работоспо- З0 собность (не выдерживает стеклянный баллон и резиновые детали), выходит из строя цеолит, заполняющий колонки хроматографа.

11елыо изобретения является расширение температурного диапазона измерителей.

Указанная цель достигается тем, что согласно способу определения растворимости кислорода в топливе, при котором заданный объем топлива вводят в заполненную инертным газом герметичную емкость с 40 последующим газохроматографическим анализом паровой фазы, отбираемой из этой емкости, в топливо до перевода в емкость с инертным газом добавляют антиокислитель и нагревают топливо со скоростью 100-150 C/ìèí lo заданной темпера- 45 туры.

На чертеже изображено устройство для осуществления предлагаемого способа.

Устройство содержит массообменную ячейку 1, соединенную с помощью медицинской иглы 2 и сосудом 3 для на -рева топлива, включающим металлический корпус 4, крышку 5, содержащую обратный клапан

6, и подсоединенный к нему шприц 7 с заданным объемом топлива 8, манометр 9 пробоотборного узла, состоящего из запорного крана 10, капиллярной трубки ll с заборным отверстием 12, аккумулятора 13 тепла с утолщенным основанием и центральной с1уненчатой частью, в центре которой размещена стеклянная емкость 14 для заданного об ьема топлива. (1ричем соотношение ступенчатой зауженной части (Д) и емкости с топливом (й ) равно, зона 15 свободного объема в 10-15 раз превышает заданный объем топлива, а масса аккумулятора тепла в 100-150 раз превышает массу заданного объема топлива. Сосуд 3 устанавливается в гнездо термостата 16

Растворимость кислорода в топливе при заданной температуре определяют следующим образом.

Сосуд 3 для нагрева топлива собирают согласно чертежу 1, причем стеклянная емкость 14 топливом не заполняется, а шприц

7 с топливом не соединен с сосудсм 3 для нагрева топлива. Последний устанавливается в гнездо термостата 16, отрегулированного Hd заданную температуру, и выдер кивается в течение времени, необходимого для достижения заданной температуры (для

473 К, ъ = 95 мин). В испытуемое топливо вводят антиокислитель, например ионол в концентрации 0,1 вес. /o Шприц 7 заполняют топливом с антиоксилителем в количестве 10 ем и соединяют с сосудом 3 (после его прогрева). Нажатием на шток шприца заданный объем топлива переводят в сосуд 3. Оно заполняет стеклянную е»кость 14, расположенную вдоль оси аккумулятора !3. Ьлагодаря тому, что масса аккумулятора в 150 раз превышает массу заданного объема топлива, оно достигает заданной температуры за 2-3 мин. В сосуде I103.— нимается давление от испарения топлива, под действием которого производят отбор порций топлива в количестве 1 смз. Для этого с помощью медицинской иглы 2 соединяют массообменную ячейку с сосудом

3 для нагрева топлива. Открывают кран 10 и порция топлива впрыскивается в ячейку l.

Затем массообменную ячейку 1 отсоединяют от сосуда 3 и подсоединяют к хроматографу для проведения определения содержания растворенного B топливе кислорода (не показан). С заданной периодичностью (для т = 473 К, <= 1 мин) производяr отборы порций топлива в массообменные ячейки по 1 ем и определение содержания растворенного в них кислорода. В результате введения антиокислителя в течение 10 мин исключается убыль кислорода на окисление топлива (при t = 473 К), поэтому изменение содержания растворенного кислорода в течение времени определяется только изменением растворимости газа в топливе. Обеспечение высокой скорости нагрева необходимого в связи с повышением скоростей окисления топлива при повышении температуры. В противном случае может одновременно осуществляться два процесса изменение растворимости кислорода и его расход на окисление топлива. Для предо