Разъемный магнитопровод электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РАЗЪЕМНЫЙ МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий цилиндрическое ярмо, витое из ленты, намотаниой на ребро, и зубцовую зону, образованную из слоев гофрированной ленты, ширина которой равна высоте зубца, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления, зубцовая зона выполнена из непрерывной ленты, крайние слои каждого зубца в торцовых частях изогнуты, образуя ребра перегиба, лежащие под углом 45° к продольной оси ленты, и участки, расположенные под прямым углом к крайнему слою зубца. W ел со ел

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„Я0„,1075350 А з($р Н 02 К 1 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2911784/24-07 (22) 15.04.80 (46) 23.02.84. Бюл. № 7 (72) Б. Я. Гусев, Я. М: Хант, В. М. Петров и Е. П.Бойко (53) 621.3.042 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹ 584392, кл. Н 02 К 1/06, 1976.

2. Авторское свидетельство по заявке

Ж 2904263/24-07, кл. Н 02 К 1/06, 03.04.80. (54) (57) РАЗЪЕМНЫЙ МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий цилиндрическое ярмо, витое из ленты, намотанной на ребро, и зубцовую зону, образованную из слоев гофрированной ленты, ширина которой равна высоте зубца, отличсиощийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления, зубцовая зона выполнена из непрерывной ленты, крайние слои каждого зубца в торцовых частях изогнуты, образуя ребра перегиба, лежащие под углом 45 к продольной оси ленты, и участки, расположенные под прямым углом к крайнему слою зубца.

1075350

Изобретение относится к электротехнике, а конкретно к конструкции магнитопроводов электрических машин переменного и постоянного тока.

Известен разъемный статор электрической машины, содержащий ярмо, витое из ленты, намотанной на ребро и зубцовую зону с пазами, открытыми со стороны ярма, в которых размещена обмотка, причем зубцовая зона выполнена из гофрированной ленТы с радиальными ребрами, направленными вдоль оси статора (1).

Однако при изготовлении зубцовой зоны в виде гофры необходимо получить линейный размер (высоту зуба) с достаточно высокой точностью, а из-за различных механических свойств по длине полосы этот размер выдержать весьма сложно. Кроме того, полное закрытие паза с обмоткой со стороны воздушного зазора снижает энергетические характеристики магнитопровода. Гребни гофр являются «тяжелым местом» для прохождения магнитного потока, так как потоки, проходя по параллельным стенкам, встречаются на гребне, в результате чего часть зубца перенасыщается,что приводит к искусственному увеличению воздушного технологического зазора между зубцовой зоной и ярмом и- увеличению тока намагничивания.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является магнитопровод электрической машины, который содержит ярмо и зубцовый слой, образованный лентой, изогнутой в гофру, в ячейки которой уложены зубцы, выполненные из ленты гофрированной по высоте, а зубцы расположены вдоль магни.тонровода. Зубцовый слой крепится к ярму с помощью сварки или клея. После сборки пакет растачивается по внутреннему диаметру,, чтобы в местах зубцов удалить гофру (2).

Однако для изготовления зубцового слоя необходимо иметь две технологические цепочки, по одной изготовление зубцов — это гибка и порезка ленты на мерные отрезки, а по другой — формирование гофры и сворачивание ее в цилиндр, после чего вотеки еходятся и производится сборка зубцов в гофре. Такая сложная технологическая цепочка подходит лишь к штучному производству, а поскольку подобные магнитопроводы риемлемы лишь вмалых машинах,,..катарые..вы-. пускаются крупными сериями, то подобная технология не приемлема. Кроме того, необходима операция «шлифовка», после которой для зубцов появляются благоприятные магнитные условия, которая как дополнительная технологическая операция в массовом производстве не желательна, ее надо производить после того, как -будет -уложена обмотка в пазы, поэтому возможно повреж» дение изоляции стружкой. Крепление гофрь к ярму осуществляется по всей поверхности соприкосновения, контролировать величину

:зазора между ярмом и зубцовым слоем.сложно, поэтому при нарушении его равномерности ухудшаются энергопараметры электрической машины. У гофры тангенциальные участки не активны с магнитной точки зрения, конструкция недоиспользованная, а после шлифовки лишних участков магнитопровод становится не безотходный, а малоотходный.

Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления магнитоцрювода

Указанная цель достигается тем, что в разъемном магнитопроводе электрической машины, содержащем цилиндрическое ярмо, витое из ленты, намотанной на ребро, и зубцовую зону, образованную из слоев гофрированной ленты, ширина которой равна высоте зубца, зубцовая зона выполнена из непрерывной ленты, крайние слои каждого зубца в торцовых частях изогнуты, образуя ребра перегиба, лежащие под углом 45 к продольной оси ленты, и участки, расйоложенные под прямым углом к крайнему слою зубца.

На фиг. 1 показана часть зубцовой зоны; на фиг. 2 — магнитопровод электрической машины.

Гладкая лента 1, постепенно изгибаясь

«змейкой» 2, формируется в магнитоактивный элемент магнитопровода, называемый зубцом 3. Затем лента, изменяя свое направление, складывается на краю зубца образуя ребра 4 перегиба, на уровне торца ленты имеется еще один изгиб 5.

Ребра перегиба расположены под углом 45 к продольной,оси ленты.

При изгибе ленты образуются также участки 6, расположенные под прямым углом к крайнему слою зубца и выполняющие функцию перехода от зубца к зубцу.

Таким образом, лента 1, меняя свою плоскостность, образует непрерывную связь между всеми зубцами зубцовой зоны 7 магнитопровода. Между ярмом 8 ы зубцовой зоной 7 имеется технологический воздушный зазор 9.

Производство маги итопро вода осуществляется следующим - образом.

Из рулона электротехнической стали вырезается лента, ширина которой является высотой зубца. Зубцовая зона магнитопровода изготавливается на.специальном при= способлении, лента укладывается на ребро, а изгиб производится, на расстоянии от начала, равном длине магнитопровода. После того, как зубец принял-свою задаыную-толщину (т.е. получено несколько слоев),лента изгибается на 90, меняя ось плоскости. На расстоянии, равном ширине паза, лента виол .изгибается на 90- -в свое прежнее-н ыюженифи вновь идет иЗготовление зубцов, и тая. ,далее. Установка зубцовой зоны во внутренней части ярма (если это статор) или на внешней части (если это ротор) производитl075350

Составитель Ф. Подольская

Редактор И. Шулла .Техред И. Beðåñ Корректор И. Муска

Закан За9/47 Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ся обычным способом — клеется. Переходы, между зубцами выполняют две функции:

;:поглошают поля рассеяния лобовых частей, ;, чем улучшают энергопараметры машины и :является тепловодами, удаляя тепло с об мотки через магнитопровод к периферии. Возможно изготовление зубцов и без пере ходов, а отдельными магнитоактивными секциями. Кроме того, конструкцию зубцовой зоны можно использовать в качестве плюсов в машинах постоянного тока и других.

Экономическая эффективность предлагаемой электрической машины определяется простотой в изготовлении (технологичностью), безотходностью, высоким использова, йием активного материала, удобством при монтаже и универсальностью по применению в электротехнике.