Электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий двигатель постоянного тока, подключенный к источнику питания через управляемый ключ, компаратор , один вход которого соединен с источником опорного напряжения, а выход - с входом усилителя, отличающийся тем, что, с целью повышения качества регулирования частоты вращения двигателя, в него введены триггер, демпфирующий элемент и компенсатор , при этом второй вход компаратора через компенсатор соединен с двигателем, демпфирующий элемент шунтирует управляемый ключ, управляющий вход которого через триггер соединен с выходом усилителя. ел СП со сд

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

09) (11) 3(51) . Н 02 P 5 16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 ,ь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3464737/24-07 (22) 07.07.82. (46) 23.02.84. Бюл. № 7 (72) Е. П. Булатников, Ю. С. Карп и Э.Г, Тер-Захарян (53) 621.316.718.5 (088. 8) (56) 1. Патент ФРГ № 1763006, кл. Н 02 P 5/06,1978.

2. Авторское свидетельство СССР № 479209, кл.Н 02 P 5/16, 1975. (54) (57) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий двигатель постоянного тока, подключенный к источнику питания через управляемый ключ, компаратор, один вход которого соединен с источником опорного напряжения, а выход — с входом усилителя, отличающийся тем, что, с целью повышения качества регулирования частоты вращения двигателя, в него введены триггер, демпфирующий элемент и компенсатор, прн этом второй вход компаратора через компенсатор соединен с двигателем, демпфирующий элемент шунтирует управляемый ключ, управляющий вход которого чЕрез триггер соединен с выходом усилителя.

1075359

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока с широким диапазоном регулирования скорости, при изменениях температуры окружающей среды, величины нагрузочного момента и питающего напряжения.

Известно устройство импульсного регулирования скорости электропривода постоянного тока, в котором в качестве датчика скорости используется обмотка последовательного возбуждения (1).

Недостатком такого устройства является наличие дополнительной обмотки возбуждения, а также наличие RC-цепи в обратной связи из-за которых снижается точность регулирования скорости электропривода.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является электропривод постоянного тока, содержащий двигатель постоянного тока, подключенный к источнику питания через управляемый ключ компаратор, один вход которого соединен с источником опорного напряжения, а выход — с входом усилителя (2).

Недостатками известного электропривода являются низкая точность стабилизации скорости из-за влияния изменений температуры окружающей среды, питающего напряжения на элементы электропривода.

Цель изобретения — повышение качества регулирования частоты вращения двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что в электропривод постоянного тока, содержащий двигатель постоянного тока, подключенный к источнику питания через управляемый ключ, компаратор, один вход которого соединен с источником опорного напряжения, а выход — с входом усилителя, введены триггер, демпфирующий элемент и компенсатор, при этом второй вход компаратора через компенсатор соединен с двигателем, демпфирующий элемент шунтирует управляемый ключ, управляющий вход которого через триггер соединен с выходом усилителя.

На чертеже приведена принципиальная электрическая схема электропривода постоянного тока.

Электропривод постоянного тока содержит двигатель 1 постоянного тока, подключенный к источнику 2 питания через управляемый ключ З,компаратор 4, один вход которого соединен с источником 5 опорного напряжения, а выход — с входом усилителя б,триггер 7, демпфирующий элемент 8 и компенсатор 9, при этом второй вход компаратора 4 через компенсатор 9 соединен с двигателем 1, демпфирующий элемент 8 шунтирует управляемый ключ 3, управляющий вход которого через триггер 7 соединен с выходом усилителя 6.

55 тока в цепи и после окончания деиствия переходного процесса дает возможность значительно повысить точность стабилизации частоты вращения.

Для обеспечения стабилизации частоты вращения в схему введен компенсатор 9, корректирующий режим работы компаратора 4, вход которого подключен к нагрузочному резистору 13 компенсатора 9.

Таким образом, электропривод обеспечивает высокое качество регулирования часто-. ты вращения двигателя в широком диапазоне изменения нагрузки на валу двигателя питающего напряжения и температуры ок1 ружающей среды.

Триггер 7 выполнен с фиксированной длительностью импульса. Вход триггера 7 представляет собой делитель на двух резисторах 10 и 11, являющийся одновременна времязадающей цепью. Выход источника 1 опорного напряжения выполнен на резистивном делителе 12. Компенсатор 9 содержит нагрузочный резистор 13.

Электропривод работает следующим образом.

В момент включения источника 2 питания в цепи якоря двигателя 1 ток отсутствует,напряжение на двигателе 1 равно нулю.

Компаратор 4 с помощью триггера 7 выдает сигнал на открывание управляемого ключа 3. Двигатель 1 получает импульс рабочего тока. После прекращения действия импульса тока двигатель 1 вращается по инерции в режиме генератора и в обмотке якоря наводится ЭДС, которая пропорциональна его частоте вращения. ЭДС поступает на

20 активный вход компаратора 4, который срав.нивает ее величину с выбранным уровнем опорного напряжения, поступающего на пассивный вход с резистивного делителя 12.

Если величина ЭДС меньше выбранного уровня опорного напряжения, т.е. частота вращения меньше заданной, последует очередной импульс рабочего тока. Это продолжается до тех пор, пока частота вращения двигателя 1 не превысит заданной величины. При этом сигнал ЭДС больше выбранно30 го опорного уровня напряжения, компаратор 4 закрыт, соответственно закрыты усилитель 6, триггер 7 и управляемый ключ 3 до тех пор, пока частота вращения двигателя 1 не станет ниже выбранной величины, после чего следует такт рабочего тока.

После выключения управляемого ключа

3 имеет место переходной процесс в цепи якоря двигателя 1, характеризующийся выбросом ЭДС. Для того, чтобы исключить влияние переходного процесса на работу компаратора 4 параллельНо управляемому клю40 чу 3 включен демпфирующий элемент 8, выполненный в виде конденсатора. Таким образом, использование информации в виде

ЭДС о фактической частоте вращения электродвигателя в момент отсутствия рабочего