Устройство для управления возбуждением синхронной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЕМ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ,содержащее вращающийся силовой выпрямитель с управляемыми анодными или катодными ключами, выходом подключенный к обмотке возбуждения синхронной машины, узел запирания вращающегося силового выпрямителя, состоящий из последовательно соединенных между собой зарядного резистора и конденсатора, свободные выводы которых подключены к выходу вращающегося силового выпрямителя , а соединенные выводы через коммутирующий ключ и разделительные диоды - к его входу, и первый ключ,выходом соединенный с управляющи-м электродом коммутирующего ключа, второй ключ, связанный выходом с управляющими электродами управляемых ключей вращающегося силового выпрямителя, к выходу которого параллельно подключены пускозащитная цепь н блок автоматической подачи возбуждения, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности , а также эффективности гашения поля в анормальных режимах работы, введены вспомогательный выпрямитель, первый и второй резисторы,.подстроечный резистор и стабилитрон, управляемый ключ и узел коммутации, причем к выходу вспомогательного выпрямителя подключен мост, плечами которого являются первый и второй резисторы , подстроечный резистор и стабилитрон, первый конец первого резистора и катод стабилитрона объединены и связаны с положительным выводом вспомогательного выпрямителя, с отрицательным выводом которого соединены вторые концы второго резистора и подстроечного резистора, в диагональ моста включена цепочка из последовательно соединенных управляемого ключа и узла коммутации, при этом вход управляеSS мого ключа соединен с выходом блока авто (Л матической подачи возбуждения, первый и второй выходы узла коммутации подключены соответственно к входам первого, и второго ключей, а входы вспомогательного и вращающегося силового выпрямителей соединены между собой. 2.Устройство ito п. 1, отличающееся тем, что введен дополнительный стабилитрон, включенный между положительным выводом вспомогательного выпрямителя и объеди сд ненными первым концом первого резистора и катодом стабилитрона. оо а 3.Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что введен дополнительный конденсатор , подключенный параллельно стабилитрону .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3526168/24-07 (22) 23.12.82. (46) 23.02.84. Бюл. ¹ 7 (72) А. И. Лищенко, С; В. Колычев, В.А. Лесник и В. Б. Низимов (71) Институт электродинамики АН Украинской ССР (53) 621.316.72 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 898576; кл. Н 02 P 1/50, 1982.
2. Авторское свидетельство СССР № 744892, кл. Н 02 P 9/12, 1980. (54) (57) l. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЕМ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ, содержащее вращающийся силовой выпрямитель с управляемыми анодными или катодными ключами, выходом подключенный к обмотке возбуждения синхронной машины, узел запирания вращающегося силового выпрямителя, состоящий из последовательно соединенных между собой зарядного резистора и конденсатора, свободные выводы которых подключены к выходу вращающегося силового выпрямителя, а соединенные выводы через коммутирующий ключ и разделительные диоды к его входу, и первый ключ, выходом соединенный с управляющим электродом коммутирующего ключа, второй ключ, связанный выходом с управляющими электродами управляемых ключей вращающегося силового выпрямителя, к выходу которого параллельно подключены пускозащитная цепь и блок автоматической подачи возбуждения, отличающееся тем, что, с целью повышения на„„SU„„1075361 A (д1) Н 02 P 9/10; Н 02 P 9/12 дежности, а также эффективности гашения поля в анормальных режимах работы, введены вспомогательный выпрямитель, первый и второй резисторы,.подстроечный резистор и стабилитрон, управляемый ключ и узел коммутации, причем к выходу вспомогательного выпрямителя подключен мост, плечами которого являются первый и второй резисторы, подстроечный резистор и стабилитрон, первый конец первого резистора и катод стабилитрона объединены и связаны с положительным выводом вспомогательного выпрямителя, с отрицательным выводом которого соединены вторые концы второго резистора и подстроечного резистора, в диагональ моста включена цепочка из последовательно соединенных управляемого ключа и узла коммутации, при этом вход управляемого ключа соединен с выходом блока автоматической подачи возбуждения, первый и второй выходы узла коммутации подключены соответственно к входам первого, и второго ключей, а входы вспомогательного и вращающегося силового выпрямителей соединены между собой.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что введен дополнительный стабилитрон, включенный между положительным выводом вспомогательного выпрямителя и объединенными первым концом первого резистора и катодом стабилитрона.
3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что введен дополнительный конденсатор, подключенный параллельно стаби. литрону.
1075361
20
Зо
Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления возбуждением синхронной машины, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, где применяется данный тип электрических машин.
Известно устройство для возбуждения синхронных машин, содержащее вращающийся силовой выпрямитель, связанный с обмоткой возбуждения, силовой тиристор в контуре возбуждения и блок управления, связанный выходом с ключами вращающегося силового выпрямителя (1).
Недостатком данного устройства является необходимость бесконтактной передачи управляющих импульсов для управления блоком управления. Кроме того, устройство не обеспечивает интенсивного гашения поля возбуждения.
Наиболее близким к изобретению является устройство для управления возбуждением синхронной машины, содержащее вра- щающийся силовой выпрямитель. с управляемыми анодными или катодными ключами, выходом подключенный к обмотке возбуждения синхронной машины, узел запирания вращающегося силового выпрямителя, состоящий из последовательно соединенных между собой зарядного резистора и конденсатора, свободные выводы которых подключены к выходу вращающегося силового выпрямителя, а соединенные выводы через коммутирующий ключ и разделительные диоды — к-его входу, и первый ключ, выходом соединенный с управляющим электродом коммутирующего ключа, второй ключ, связанный выходом с управляющими электродами управляемых ключей вращающегося силового выпрямителя, к выходу которого параллельно подключены пускозащитная цепь и блок автоматической подачи возбуждения, а также автономный источник отпирающего сигнала, связанный с узлом запирания (2).
Недостатком известного устройства явля-. ется наличие автономного источника отпирающегося сигнала, работа которого зависит от работы первого и второго ключей. Кроме того система не обеспечивает включения возбуждения в необходимые моменты относительно поля якоря синхронной машины,снижая надежность и синхронизацию.
Целью изобретения является повышение надежности и эффективности гашения поля в анормальных режимах работы.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство для управления возбуждением синхронной машины, содержащее вращающийся силовой выпрямитель с управляемыми анодными или катодными ключами, выходом подключенный к обмЬтке возбуждения синхронной машины, узел запирания. вращающегося силового выпрямителя, состоящий из последовательно соединенных меж35
55 ду собой зарядного резистора и конденсатора, свободные выводы которых подключены к выходу вращающегося силового выпрямителя,а соединенные выводы через коммутирующий ключ и разделительные диоды к его входу, и первый ключ, выходом соединенный с управляющим электродом коммутирующего ключа, второй ключ, связанный выходом с управляющими электродами управляемых ключей вращающегося силового выпрямителя, к выходу которого параллельно подключены пускозащитная цепь и блок автоматической подачи возбуждения, введены вспомогательный выпрямитель, первый и второй резисторы, подстроечный резистор и стабилитрон, управляемый ключ и узел коммутации, причем к выходу вспомогательного выпрямителя подключен мост, плечами которого являются первый и второй резисторы, подстроечный резистор и стабилитрон, первый конец первого резистора и катод стабилитрона объединены и связаны с положительным выводом вспомогательного выпрямителя, с отрицательным выводом которого соединены вторые концы второго резистора и подстроечного резистора, в диагональ моста включена цепочка из последовательно соединенных управляемого ключа и узла коммутации, при этом вход управляемого ключа соединен с выходом блока автоматической подачи возбуждения, первый и второй выходы узла коммутации подключены соответственно к входам первого и второго ключей, а входы вспомогательного и вращающегося силового выпрямителей соединены между собой.
Кроме того, в устройство введен дополнительный стабилитрон, включенный между положительным выводом вспомогательного выпрямителя и объединенными первым кон-. цом первого резистора и катодом стабили.трона.
Кроме того, в устройство введен дополнительный конденсатор, подключенный пар аллел ьно ста б ил и трон у.
На фиг. 1 представлена электрическая схема устройства для управления возбуждением синхронной машины; на фиг. 2— электрическая схема соединения введенных элементов, условно объединенных в блок ограничения возбуждения.
Устройство для управления возбуждением синхронной машины содержит вращающийся силовой выпрямитель 1 с управляемыми анодными или катодными ключами (в данном случае анодными),выходом подключенный к обмотке 2 возбуждения синхронной машины, узел 3 запирания вращающегося силового выпрямителя 1, состоящий из последовательно соединенных между собой зарядного резистора 4 и конденсатора 5, свободные выводы которых подключены к выходу вращающегося силового выпрями1075361 теля 1, а соединенные выводы через коммутирующий ключ 6 и разделительные диоды
7 — к его входу, и первый ключ 8, выходом соединенный с управляющим электродом коммутирующего ключа 6. Второй ключ
9 связан выходом с управляющими электродами управляемых ключей вращающегося силового выпрямителя 1, к выходу которого параллельно подключены пускозащитная цепь 10 и блок 11 автоматической подачи возбуждения. Устройство содержит также блок 12 ограничения возбуждения с входом 13, схема которого показана на фиг, 2.
Устройство сод ржит также (фиг. 2) вспомогательный вь/прямитель 14 и подключенный к его выходным зажимам мост, плечами которого являются первый 15 и второй 16 резисторы, подстроечный резистор 17 и стабилитрон 18, первый конец первого резистора 15 и катод стабилитрона 18 объединены и связаны с положительным выводом вспомогательного выпрямителя 14, с отри- цательным выводом которого соединены вторые концы второго резистора 16 и подстроечного резистора 17. В диагональ моста включена цепочка из последовательно соединенных управляемого ключа 19 и узла 20 коммутации, при этом вход 21 управляемого ключа 19 соединен с выходом блока 11 автоматической подачи возбуждения, первый 22 и второй 23 выходы узла 20 коммутации подключены соответственно к входам первого 8 .и второго 9 ключей. Входы вспомогательного 14 и вращающегося силового 1 выпрямителей соединены между собой.
В устройство могут быть введены дополнительный стабилитрон 24, включенный между положительным выводом вспомогательного выпрямителя 14 и объединенными первым концом первого резистора 15 и катодом стабилитрона 18, и дополнительный конденсатор 25, подключенный параллельно стабилитрону 18.
Устройство работает следующим образом.
При подключении синхронной машины к сети на входы вращающегося силового выпрямителя 1 и блока 12 ограничения возбуждения поступает переменное напряжение от возбудителя. При этом управляемый ключ
19 заперт, напряжение на выходе вспомогательного выпрямителя 14 меньше пороговой величины стабилитрона 18 и первый ключ 8 замкнут, а второй ключ 9 разомкнут. Синхронная машина разгоняется под действием асинхронного момента. Пускозащитная цепь
10 защищает устройство от перенапряжения.
На подсинхронной скорости блок 11 автоматической подачи возбуждения выдает управляющий сигнал на вход 21 управляемого ключа 19. При этом последний открывается и получает питание узел 20 коммутации, выходные сигналы которого поступают на входы первого 8 и второго 9 ключей, соответственно размыкают первый и замыкают второй. При этом подается возбуждение и обеспечивается хорошая синхронизация машины.
При набросе нагрузки на вал синхронного двигателя и соответствующей этому форсировке возбуждения напряжение на входе вспомогательного выпрямителя 1.4 возрастает. Если оно превышает пороговую величину стабилитрона 18, то последний «пробивается» и мост приходит в равновесие: напряжение и ток в его диагонали равны нулю.
Обесточенный узел 20 коммутации выдает сигналы, которые замыкают первый ключ 8 и размыкают второй ключ 9. Коммутирующий ключ 6 открывается, обеспечивая принудительное запирание управляемых анодных ключей вращающегося силового выпрямителя 1 с помощью конденсатора 5.
Происходит интенсивное гашение поля возбуждения.
После исчезновения причины, вызвавшей
Zp торможение машины, начинается ее самозапуск с одновременным включением возбуждения в последовательности, описанной выше. Устройство работает аналогично при кратковременных исчезновениях напряжения в сети, питающей машину, и при коротких замыканиях на ее шинах.
Синхронные машины ряда ответственных механизмов часто теряют устойчивость работы при частичных посадках напряжения в сети, несмотря на форсировку возбуждения.
С целью избежания работы синхронной машины в асинхронном режиме при частичной посадке напряжения в сети, а после его восстановления, обеспечения благоприятного сомазапуска и автоматической синхронизации машины ответственного механизма,вводится дополнительный стабилитрон 24. (фиг. 2). Он обесточивает измерительный мост при снижении напряжения вспомогательного выпрямителя 14 ниже .заданного, определяя соответствующие действия первого 8 и второго 9 ключей.
4 Если в качестве возбудителя используется асинхронный генератор, то вводится дополнительный конденсатор 25. Он предотвращает ложное срабатывание стабилитрона 18 от апериодической составляющей напряже4 ния в начальный момент его восстановления на шинах синхронной машины и асинхронного возбудителя.
Кроме того,при исчезновении напряжения дополнительный конденсатор 25 создает необходимую выдержку времени для узла
20 коммутации, разряжаясь по контуру:
«плюс» дополнительного конденсатора 25, первый резистор 15, управляемый ключ 19, узел 20 коммутации, «минус» дополнительного конденсатора 25.
Узел 20 коммутации, ключи 8,9 и 19 могут выполняться на герконах, оптронах и других бесконтактных элементах. Пускозащитная цепь 10 может быть выполнена в ви1075361 де встречно-параллельно соединенных тиристоров, включенных последовательно с зарядным резистором. Блок 11 автоматической подачи возбуждения может быть выполнен, например,по схеме патента ФРГ № 1945801, Н 02 P 1/50, 1973.
Применение предлагаемого устройства дает по сравнению с базовыми вариантами: электромашннной системой возбуждения и серийным тиристорным возбудителем (типа
ТВУ), возможность значительно улучшить входной момент синхронной машины, ловысить надежность ее самозапуска и ресинхро низа ци и. Устрой ство позволяет осуществить эффективное гашение магнитного поля с одновременным ограничением потолка возбуждения машины (по соображениям теплового нагрева) н минимума ее возбуждения (по соображениям устойчивости работы) при сохранении принципа бесконтактности.
1075361. Составитель А. Вабак
Редактав И. Шулла Техреду И. Вефес Корректор М. Шароши
Заказ 28907 Тираж бб7 Подписное
ВНИИПИ ГЬсударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 l3035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент». г. Ужгород, ул. Проектная, 4