Устройство для стабилизации зазора гидродинамических направляющих
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТЕО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЗАЗОРА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ .НАПРАВЛЯЮЩИХ, содержс цее круговые или лрямол ейны & ваправляюшие с попе речными питающими и разгрузочными канав.. ками,сливнуюМагистраль,упрайяяемый ароссель на сливной машс-фалв, о т л и ч а ю ia е е с я г&л, что, с целью поаьпиения точнобти положения направляioDOix при иаменеини С1шрости скольжения , на направляющей дополнительно ЕОЛподнены пэдродвнамнческие продольные сигнальные .канавкн, при этомглубина сигнальных канавок превышает величину рабочего зазора в направляклшхх, а управглякядие полости дросселя связаны с на- S порными конца Л1 сигнальных канавок. W
СОЮЗ СОВЕТСНИХ социо листичесних
РЕСПУБЛИН
50 А
09) Ol) дц В 23 ® 1/02.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ю%
Вй
° ° гоС ДАРственный комитет Gcop
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИИ (21) 3532402/25-08 (22) 06.01 83 ,, (46) 28.02.84. Бюл. 34 8 (72) И. И. Гамарник, Б. Н. Зехцер, Г. Х. Ингерт, П. Г. Макаров и Б. А. Тростановский (71) Одесское специальное конструкторское бюро специальных. станков (53) 621.941.229(088.8) (56) 1, Детали и механизмы металлорежуших станков. Под ред. Q. Н. Решетова.
Т. 1. М;, "Машиностроение", 1972, с, 297, 305-308.
2, Каталог станков фирмы Эльб-Шлиф, ФРГ, 1980 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛД СТАБИЛИ. ЗАЦИИ ЗАЗОРА ГИДРОДИНАМИЧЕСКИК . НАПРАВЛЯЮЩИХ, содержайее круговые, илн прямолйнейные направлякщие. с поперечными иитаюшнми и разгрузочными канав, ками,сливную магистраль,управляемый аросс сель на сливной магистрали, о т л и— ч а ю in е е с я тем, что, с целью повышения точности положения неправая- ющих при изменении скОрост сколыкения, на на рапляющей дополнительно ааяполнены гидродинамические продольные . сигнальные канавки, при этом. глубина сигнальных канавок превышает величину рабочего зазора в направляющих, а управляющие полости дросселя связаны с на- Я порными концами сигнальных канавок.! 10762
Изобретение относится к станкострое нию и может быть использовано в направляющих прямолинейного и кругового движения.
Известны гидродинамические направляющие скольжения, содержащие питающие канавки и сливные канавки для смазки 1 .
П ри движении указанных направляющих возникает гидродинамическая подъемная сила, величина которой пропорциональна скорости. Под действием гидродинамической подъемной силы происходит всплы, тие направляющих. При изменении скопости изменяется величина гидродинамической подъемной силы и, следовательно, зазор в направлчющих, что неблагоприят» но отражается на точности обработки деталей. для уменьшения всплытия на сливной магистрали устанавливают дроссель (регулятор расхода), величину сопротивления которого настраивают так, чтобы с. одной стороны уменьшить всплытие, а с другой стороны обеспечить достаточную тмдродинамическую подъемную силу при работе на определенном режиме обработ ки детали 52).
Недостатком является то, что указанное устройство стабилизаций зазора требует перенастройки дросселя при изменении режима обработки цля обеспечения одинаковой величины всплытия.на разных скоростях.
Цель изобретения — повышение точности положения направляющих для измене- З5 ния скорости сколыкения, Указанная цель достигается тем, что в устройстве для стабилизации зазора гидродинамических направляющих, содержащем круговые или прямолинейные на40 правляюшие с поперечными питающими и разгрузочными канавками, сливную магистраль, управляемый дроссель, на сливной магистрали, на направляющей дополнительно выполнены гидродинамиче45 ские продольные сигнальные канавки, при этом глубина сигнальных канавок, превышает величину рабочего зазора в направляющих, а управляющие полости дросселя связаны с напорными концами сигнальных канавок.
На чертеже изображена направляющая скольжения.
На направляющей 1 выполнены несу- S5 шие поверхности 2 с питающими поперечными канавками 3, связанные с масляной ванной, разгрузочные канавки 4, 50 2 соединенные продольной канавкой 5 и сливной магистралью с дросселем 6 со. сливной ванной. Дроссель 6 содержит управляющие поршни 7 и 8, пружину 9.
Полости дросселя 6 связаны с нагнетательными концами сигнальных канавок
1О и 11. Всасывающие концы канавок
10 и 11 соединены с масляной ванной каналами 12 и 13.
Работа направляющих происходит следующим образом.
При движении направляющей 1 на ее несущих поверхностях.2 и в примыкающих к ним разгрузочных канавках 4 генерируется гидродинамическое давление. Одновременно генерируется давление в одной иэ канавок 10 и 11 (в
1зависимости от направления движения).При увеличении скорости направлявшей 1 давление. на несущих поверхностях 2 стремится расти, одновременно растет давление в одной из канавок 10 или 11, вследствие чего один из поршней 7 или
8 смещает плунжерный дроссель 6, сжимая пружину 9, и уменьшает сопротивление истечению масла из разгрузочных канавок 4 и 5 на слив. При соответствующем подборе жесткости пружины 9 и профиля плунжерного дросселя 6 можно добиться того, что гидродинамнческое давление на несущих поверхностях стабилизируется в широком диапазоне скоростей направляющей 1 (причем независимо or вязкости масла), что обеспечит стабильность зазора направляющей;
Это достигается тем, что глубина управляющих дросселем 6 канавок 10 и 11 значительно больше рабочего зазора. При зазоре 5-10 мкм глубина канавок составляет 50-100 мкм. Iloегому сравнительно малые изменения рабс чего зазора при переменной нагрузке не отражаются на режиме работы гидродинамических канавок 10 и 11, реагирукицих, таким образом, только на изменение скорости направляющих. С целью снижения порога чувствительности гидравлического привода управления переменным сопротивлением, рабочие полости привода могут быть образованы, например, не поршнями 7 и 8, а мембранами. Следует отметить также, что направляющие будут иметь пониженную угловую жесткость вследствие усредняющего аффекта, вносимого разгрузочной канавкой.
Во избежание этого следует каждую направлятотцую выполнять s виде нескольких самостоятельных опор (число опор не менее двух для направляющей прямолиней107 ного движения и не менее трех для направляющей кругового движения). Каждая опора включает в себя питающие канавки, продольную разгрузочную канавку и переменное сопротивление, управляемое в зависимости от скорости стола.
Предлагаемое устройство для стабили зации зазора гидродинамических направляющих может быть выполнено с электроуправляемым сопротивлением, например, от тахогенератора, связанного с приво6250, дом стола. Напряжение тахогенератора, которое зависит от частоты врашения стола подается к электромагниту. Вели. чина смешения якори электромагнита, 5 управлякииего переменным гидравлич ским сопротивлением (например, арпа сопло-заслонки), зависит от величины напряжения, аследовательно,,от частоты врагиня стола. Кроме того, устройство для стабилизации зазора гидродинамических направляющих может быть с регулятором pacxogs типа сопло-заслонка.
ВНЙИПИ Заказ 601/n
Тираж 767 Подписное
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4