Радиально-поршневой гидромотор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
РАДИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ ГИДРОМОТОР, содержащий блок цилиндров с поршнями и цапфенным распределителем , выходной вал и конический зубчатый преобразователь крутяш,его момента, включаюш ,ий неподвижное зубчатое колесо и установленное с возможностью контакта с ним ведуш,ее колесо, расположенное под углом к оси его враш.ения на самоустанавливаюшемся сферическом подшипнике, средние плоскости тел качения которого проходят через центр прецесионного движения ведущего колеса, причем неподвижное и ведущее зубчатые колеса выполнены с разным числом зубьев, торец блока Цилиндров, обращенный к ведущему колесу, выполнен под углом к оси вращения блока, равным углу расположения оси ведущего колеса, а между последним и блоком цилиндров установлен взаимодействующий с ними подщипник качения, оглычающийся тем, что, с целью сокращения осевого габарита, ведущее колесо со стороны,обращенной к блоку цилиндров, снабжено кольцевой проточкой для размещения подщипника качения, а блок цилиндров снабжен осевой глухой проточкой для размещения сферического подшипника ведущего колеса, при этом средние плоскости тел качения под (Л щипника, установленного между блоком цилиндров и ведущим колесом, также проходят через центр прецесионного движения последнего.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Уд1) - F 03 С 1/04
1 (!
1 (7 («з
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3458848/25-06 (22) 25.06.82 (46) 28.02.84. Бюл. № 8 (72) И. А. Бостан, А. Г. Корчмарь и П. Д. Плешко (71) Кишиневский политехнический институт им. С. Лазо (53) 621.651 (088.8) (56) 1. Патент США № 3675539, кл. 91-477, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР № 826069, кл. F 03 С 1/04, 1979. (54) (57) РАДИАЛЬНО-ПОРШНЕВОЙ
ГИДРОМОТОР, содержащий блок цилиндров с поршнями и цапфенным распределителем, выходной вал и конический зубчатый преобразователь крутящего момента, включающий неподвижное зубчатое колесо и установленное с возможностью контакта с ним ведущее колесо, расположенное под углом к оси его вращения на самоустанавливающемся сферическом подшипнике, сред„„Я0„„1076616 А ние плоскости тел качения которого проходят через центр прецесионного движения ведущего колеса, причем неподвижное и ведущее зубчатые колеса выполнены с разным числом зубьев, торец блока цилиндров, обращенный к ведущему колесу, выполнен под углом к оси вращения блока, равным углу расположения оси ведущего колеса, а между последним и блоком цилиндров установлен взаимодействующий с ними подшипник качения, отличающийся тем, что, с целью сокращения осевого габарита, ведущее колесо со стороны, обращенной к блоку цилиндров, снабжено кольцевой проточкой для размещения подшипника качения, а блок цилиндров снабжен осевой глухой проточкой для размещения сферического подшипника ведущего колеса, при этом средние плоскости тел качения подшипника, установленного между блоком цилиндров и ведущим колесом, также проходят через центр прецесионного движения последнего.
1076616
20
Изобретение относится к гидромашиностроению, в частности к поршневым гидромоторам, имеющим зубчатый преобразователь крутящего момента.
Известен поршневой гидромотор, содержащий корпус, блок цилиндров с поршнями и узлом распределения и конический зубчатый преобразователь крутящего момента, включающиЙ ведущее колесо, входящее в зацепление с двумя концентрично расположенными зубчатыми колесами-неподвижным, связанным с корпусом, и подвижным, связанным с выходным валом (1).
Недостатком данного гидромотора является его относительно большой осевой габарит, что обусловлено аксиальным расположением поршневой и распределительных золотников в блоке цилиндров.
Известен радиально-поршневой гидромотор, содержащий блок цилиндров с поршнями и цапфенным распределителем, выходной вал и конический зубчатый преобразователь крутящего момента, включающий неподвижное зубчатое колесо и установленное с возможностью контакта с ним ведущее колесо, расположенное под углом к оси его вращения на самоустанавливающемся сферическом подшипнике, средние плоскости тел качения которого проходят через центр прецессионного движения ведущего колеса, причем неподвижное и ведущее зубчатое колеса выполнены с разницей в числе зубьев по меньшей мере на один зуб, а торец блока цилиндров, обращенный к ведущему колесу, выполнен под углом к оси вращения блока, равном углу расположения оси ведущего колеса, и между последним и блоком цилиндров установлен взаимодействующий с ними подшипник качения (2).
Известный гидромотор имеет сравнительно большой осевой габарит, так как блок цилиндров, подшипники качения и ведущего колеса конического зубчатого преобразователя крутящего момента установлены последовательно друг за другом.
Цель изобретения — сокращение осевого габарита.
Указанная цель достигается тем, что в радиально-поршневом гидромоторе, содержащем блок цилиндров с поршнями и цапфенным распределителем, выходной вал и коническиЙ зубчатый преобразователь крутящего момента, включающий неподвижное*зубчатое колесо и установленное с возможностью контакта с ним ведущее колесо, расположенное под углом к оси его вращения на самоустанавливающемся сферическом подшипнике, средние плоскости тел качения которого проходят через центр прецесионного движения ведущего колеса, причем неподвижное и ведущее зубчатые колеса выполнены с разницей в числе зубьев
5S по меньшей мере на один зуб, а торец блока цилиндров, обращенный к ведущему колесу, выполнен под углом к оси вращения блока, равным углу расположения оси ведущего колеса, и между последним и блоком" цилиндров установлен взаимодействующий с ними подшипник качения, ведущее колесо со стороны, обращенной к блоку цилиндров, снабжено кольцевой проточкой для размещения подшипника качения, а блок цилиндров снабжен осевой глухой проточкой для размещения сферического подшипника ведущего колеса, при этом средние плоскости тел качения подшипника, установленного между блоком цилиндров и ведущим колесом, также проходят через центр прецесионного движения последнего.
На фиг. 1 — изображен радиально-поршневой гидромотор, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.
Радиально-поршневой гидромотор содержит корпус 1, блок цилиндров 2 с поршнями 3 и цапфовым распределителем 4, имеющим гидролинии 5 и 6 для подвода и отвода рабочей жидкости, и снабжен коническим зубчатым преобразователем крутящего момента, включающим неподвижное зубчатое колесо, выполненное из цевок 7, закрепленных в корпусе 1, и установленное с возможностью контакта с ним ведущее колесо 8, расположенное под углом к оси вращения на самоустанавливающемся сферическом подшипнике 9, средние плоскости тел качения которого проходят через центр
10 прецесионного движения ведущего колеса 8, причем неподвижное колесо из цевок 7 и ведущее зубчатое колесо 8 имеют разницу в числе зубьев по меньшей мере на один зуб. Сферический подшипник 9 установлен на выходном валу 11, а связь ведущего колеса 8 с выходным валом 11 осуществляется через компенсирующую муфту 12. Торец блока цилиндров 2, обращенный к ведущему колесу 8, выполнен под углом к оси вращения блока, равным углу расположения оси ведущего колеса 8, и между последним и блоком цилиндров 2 установлен взаимодействующий с ними подшипник 13 качения, размещенный в кольцевой проточке 14, выполненной в ведущем колесе 8 со стороны, обращенной к блоку цилиндров 2. Блок цилиндров 2 снабжен осевой глухой проточкой 15 для размещения сферического подшипника 9 ведущего колеса 8; Средние плоскости тел качения подшипника 13, установленного между блоком цилиндров 2 и ведущим колесом 8, также проходят через центр 10 прецессионного движения ведущего колеса 8.
Гидромотор работает следующим образом.
Рабочая жидкость под давлением подается в одну из гидролиний 5 и 6 в зависи 1 э мости от требуемого направления вращения выходного вала 11 и далее по каналам распределителя 4 поступает в рабочие камеры блока цилиндров 2, где воздействует на поршни 3, что обеспечивает вращение блока цилиндров 2. Вращение блока цилиндров 2 через подшипник 13 качения передается ведущему колесу 8 и оно совершает прецессионное движение относительно центра 10, при этом венец ведущего колеса 8 взаимодействует с неподвижным колесом из цевок 7 и выходному валу 11 компенсирующей муфтой 12 сообщается вращательное движение.
0766 16
Передаточное отношение конического зубчатого преобразователя крутящего момента определяется по формуле
29
5 н-2в где 2в — число зубьев ведущего колеса;
Хн — число зубьев неподвижного колеса.
Изобретение позволяет уменьшить осевой габарит гидромотора за счет рациональ О ного размещения сферического подшипника ведущего колеса и подшипника качения, установленного между торцом блока цилиндров и ведущим колесом.
107б 616
Рог. 2
Составитель В. Чашкин
Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Тираж 465 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород,. ул. Проектная, 4
Редактор Ю. Ковач
Заказ 703/31