Магнитопровод торцовой электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. МАГНИТОПРОВОД ТОРЦОВОЙ , ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий .витое из ленты ярмо и эубйовую зону с зубцами трапецеидальной формы, выполненную из имеющих наклонные ре$ра перегиба слоев гофрированной ленты , установленной на ребро, о т л Ит чающийс я тем, что, с целыд , повышения энергетических показателей слои гофрированной ленты параллельны между собой, а вершины гофр обращены в сторону пазов, причем участки между наклонными перегибами расположены на цилиндрической поверхности ярма. (Л
(19) (И) СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
1(51) Н 02 К 1/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2943900/24-07 (22) 24.07.80 (46) 28.02. 84, Бюл. Р 8 (72) Я.М.Хант и В.Ф.Горягин(71) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт. электро машиностроения (53) 621,313.042(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 278836 кл. Н 02 К 15/10, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2914674/24-07, кл. Н 02 К 1/06, 1980. (5.4) (57) 1. МАГНИТОПРОВОД ТОРЦОВОЙ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий .витое из ленты ярмо и зуб((овую зону с зубцами трапецеидальной формы, выполненную из имеющих наклонные ребра перегиба слоев гофрированной ленты, установленной на ребро, o r л и ч а ю шийся тем, что, с целью, повышения энергетических показателей; слои гофрированной ленты параллельны между собой, а вершины гофр обращены в сторону пазов, причем участки между наклонными перегибами расположе. . ны на цилиндрической поверхности ярма.
1077010
2 ° Магнитопровод по и. 1, о тл и ч аю щи и с я тем, что обращенная к рабочему зазору торцовая часть зубцовой зоны прикрыта ферромагнитной лентой, навитой на ребро в виде плоской спирали °
Изобрет ение относится к электротехнике, в частности к магнитопроводам торцовых электрических машин переменного тока, Известен беспазовый статор, содержащий ярмо и распределенный магнитный слой, который образуется маг5 нитно и электрически активными сторонами катушечных групп, изготовленных независимо от выполнения ярма (шихтованное или энтое), Катушечные группы монтируются на ярме статора аналогично укладке в открытый паз шаблонных катушек статорных .обмоток обычного исполнения. Составные элементы распределенного активного слоя каждой катушечной группы представляют собой активные пакеты из перемежающихся слоем обмотки и листовой стали (lj .
Листовая сталь должна иметь плюсовой технологический припуск в 20 сторону воздушного зазора, который после сборки статора снимается механ. .ческой обработ кой для обеспечения после сборки статора снимается механической обработкой для обеспечения
1 необходимого воздушного зазора, что ограничивает надежность, так как попадание металлической стружки и пыли в обмотку может привести к электрическому пробою изоляции. Со- 0 бирать катушечную группу иэ отдельных стальных пластин и обмоткой между ними вызывает технологические трудности, поскольку пластины не скреплены между собой. Иэ-за параллельности стенок катушечных групп на перифирии диска ярма появляется неиспользованная площадь, которая затрудняет сборку статора. Недостатком такой конструкции, кроме того, является то, что ее нельзя исполь. зовать в роторе с короткозамкнутой обмоткой . Пазы получаются открытыми, что затрудняет заливку алюминиевым сплавом, Но даже после заливки из-за открытых пазов возникают дополнитель-<5 ные потери вследствие потоков рассеяния, что обуславливает низкие энергетические показатели двигателей.
Известен .также магнитопровод торцовой электрической машины, содер - Я) жащий витое из ленты ярмо и зубцовую
З,.Магнитопровод по пп ° 1 и 2, отличающийся тем, что зазор между витками спирали ферромагнитной ленты выполнен изменяющимся в радиальном направлении до отношению к оси симметрии машины.
2 зону с зубцами трапецеидальной формы, выполненную из имеющих наклонные ребра перегиба слоев гофрированной ленты, установленной на ребро $2).
В известном магнитопроводе зазоры между слоями заполнены магнитодиэлектриком, у которого магнитные характеристики ниже, чем у электротехнической стали, поэтому энергетические показатели машины с таким магнитопроводом являются низкими.
Цель изобретения — повышение энергетических показателей электрической машины.
Поставленная цель достигается тем, что в магнитопроводе торцовой электрической машины слои гофрированной ленты параллельны между собой, а вершины гофр обращены в сторону пазов, причем участки между наклонными ребрами перегиба расположены на цилиндрической поверхности ярма.
Обращенная к рабочему зазору торцовая часть зубцовой зоны прикрыта ферромагнитной лентой, навитой на ребро в виде плоской спирали.
Зазор между витками спирали ферромагнитной ленты может быть выполнен изменяющимся в радиальном направлении по отношению к оси симметрии машины.
На фиг. 1 показан участок зубцовой зоны магнитопровода торцовой электрической машины; на фиг. 2 участок двусторонней эубцовой зоны магнитопровода; на фиг. 3 - магнитопровод торцовой электрической машины.
Зубцы 1 и 2 получены сложением послойно ленты 3. Гребни (вершины гофр) 4 и 5 обращены в сторону паза 6. Слои 7 перпендикулярны торцо вой стороне ярма 8. Зубцы имеют вид трапеции с основаниями 9 и 10. Основание 9 обращено к наружному диаметру ярма, а основание 10 - к внутреннему. Переход 11 соединяет зубцы 1 и 2 и расположен на внутреннем или. внешнем диаметре ярма. Между основанием 10 зубца и переходом 11 расположены наклонные ребра перегибов 1215. Слои гофрированной ленты параллельны между собой. Переходы 16 и 17 от зубца к зубцу расположены
1077010
40
50
55 по одну из сторон ярма, Слои 18, по. лученные сложением ленты в гофру, расположены по радиусу и параллельны слоям ярма. Гребни гофр 19 обращены к пазовому пространству, На противоположной от перехода 16 стороне зубца имеется переход 20, соединяющий зубец 21 с зубцом 22, расположенным по другую сторону ярма, Для обеспечения удобного расположения перехода 20 по периферии ярма лента совершает два перегиба 23 и 24, расположенных на торцах зубцов 21 и 22.
На фиг, 3 показан односторонний магнитопровод торцовой электрической машины в сборе. Ярмо 8 выполнено из стальной ленты, свитой в рулон, Начало ленты 25 находится на внутреннем диаметре, На торцовой части ярма расположены зубцы, между которыми имеются пазы 6. Зубцы и пазы прикрыты третьим элементом 26, выполняющим роль магнитного перекрытия открытых пазов °
Элемент выполнен в виде плоской спирали интегрального синуса или косинуса, у которого начало 27 и конец 28 ленты.
Все элементы магнитной системы крепятся друг к другу с помощью контактной сварки или клея, или любым известным способом.
Магнитопровод предлагаемой конструкции изготавливают следующим образом.
Основным требованием является соблюдение размеров ширины ленты при нарезке рулонной стали, Качество рас кроя влияет на толщину ярма, высоту эубцового слоя, равномерность спирали магнйтного прикрытия и на ве- личину воздушного технологического зазора между ярмом и зубцовым слоем (при изготовлении магнитопровода необходимо стремиться к наименьшему зазору) . Ярмо навивают на специаль.ной цилиндрической onpa&e, изгибая ленту через ее плоскость. Начало ленты крепят к первому слою, а конец - к последнему. Во избежание потерь на вихревые токи между витками применяют сталь с электроизоляционным покрытием. Зубцовую зону изготавливают также из непрерывной ленты электротехнической стали, что обеспечивает непрерывность конструкции и создает значительное удобство при сборке магнитопровода. Ленту ставят на ребро между двумя направляющими, ограничивающими расстояние, равное ширине зубца. В этом пространстве ленту укладывают послойно так, чтобы гребни гофр (изгибы) упи рались в стенки-ограничители . При достижении заданной длины, ленту изгибают. так, чтобы она изменила направление, сохранив параллельность сторон ленты и слоев готового зубца °
Затем ленту еще раз изгибают, и лента образует переход, плоскость которого ложится на крайний слой ярма. Длина перехода равна ширине пазового пространства, После этого лента совершает два изгиба в обратном порядке от предыдущих изгибов.
Достигнув торцовой части ярма, лента входит в индуктор-ограничитель и, изгибаясь послойно, образует следующий зубец. Зубец имеет вид трапеции для того, чтобы обеспечить параллельность стенок в пазу и равномерность катушки при укладке обмотки, В случае если магнитопровод предназ начен для ротора, то открытые пазы прикрывают до заливки их алюминиевым сплавом. Магнитопровод прикрывают плоской спиралью, выполненной из стальной ленты, навитой через ребро в виде интегрального синуса или косинуса. Между витками спирали имеются зазоры, чтобы на плоскости не возникали вихревые токи. Величину зазора можно регулировать и тем самым управлять энергетикой электрической машины, так как изменяется коэффициент Картера. Все элементы магнитопровода крепят друг к другу с помощью контактной сварки .
Изобретение позволяет повысить энергетические показатели электрической машины, так как объем зубца заполнен только сталью, Магнитное прикрытие, выполненное в виде плоской спирали, позволяет регулировать коэффициент воздушного зазора и тем саьым управлять выходными параметрами электрической машины.
Экономическая эффективность предлагаемой конструкции заключается также в применении безотходного магнитопровода, унификации конструкции статора и ротора, малой энергоемкости технологии изготовления,.низкой трудоемкости, так как все операции легко поддаются автоматизации, и рациональном использовании объема мамашины. Кроме того, повышается надежность машины в результате улучшения крепления обмотки в пазу, поскольку пропиточный лак, затекая в выемки между гребнями, повышает монолитность системы.
<Риг. 2 б 6
ВНИИПИ Заказ 7бб/51 Тираж бб7 Подписное филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул.Проектная, 4