Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШНЫ, содержащий корпус, шихтованный сер .дечник и стяжные ребра, в которых выполнены сквозные продольные прорези и резьбовые отверстия, о т л ич а к щ и и с я тем, что, с целью .повышения надежнЬстк путем равномерного поджатия к сердечнику в процессе эксплуатации всех ребер и обеспечения плотной посадки листов сердечника на верхние ребра, длина прорезей в ребрах, расположенных в верхней части окружности корпуса от 0,6 до 0,8 ее длины, превышает длину прорезей остальных ребер на 15-30%. Ш, (Л о j 4

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

0% (10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ

К ABTOPCNOMV C VHV

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И (ЛИ ЬПИЙ (21) 3460622/24-07 (22) 05.07.82 (46) 28.02.84. Бюл, Я 8 (72) Г,М,Хуторецкий, В.И.Фридманt

Г.А.Загородная, В.Э.Школьник н A.Ä.Èãíàòüåâ (71) Ленинградское злектромашино- . строительное объединение Электросила им, С.М.Кирова (53) 621.313.3(088 ° 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

Я 127316, кл, Н 02 К 1(18 1960 °

2. Авторское свидетельство СССР

Я 803084, кл, Н 02 K 15/02 ° .1973. 3(Д1) Н 02 К 1/181 Н 02 К 5/24 (54) (57) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЯ МАШИНЫ, содержащий корпус, шихтованный сер.дечник и стяжные ребра, в которых выполнены сквозные продольные .прорези и резьбовые отверстия, о т rl ич а ю ц и и с я тем, что, с целью .повыюелия надежности путем равномерного поджатия к сердечнику в процессе эксплуатации всех ребер и обеспечения плотной посадки листов сердечника ва верхние-.ребра, длина прорезей в ребрах, расположенных в верхней части окружности корпуса от 0,6 до 0,8 ее длины, превьипает длину прорезей остальных ребер на 15-30%.

1О77014

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции и технологии изготовления турбогенераторон, а именно к креплению сердечника статора турбогенератора в корпусе.

Известен статор крупного турбоген ерат ор а, содержащий сердеч ник, з акрепленный н корпусе с помощью ребер, в которых с целью предотвращения передачи вибраций сердечника на кор- 10 пус выполнены сквозные продольные прорези. Роль упругого элемента играет часть ребра от конца прорези до места крепления ребра к поперечным стенкам корпуса fl) . 15

Недостаток данной конструкции ослабление посадки листов сердечника на ребра в процессе эксплуатации, что может привести к значительным антономным колебаниям высвобожденных gg ребер, повышению шума, а также поломке самих ребер, Как показывает практика, автономные колебания ребер происходят обычно в верхней части статора, поскольку нижние ребра оказываются более нагруженными собственным весом сердечника.

Наиболее близок к предлагаемому статор электрической машины, содержащей корпус, шихтованный сердечник О и стяжные ребра, в которых выполнены сквозные продольные прорези и реэьбовые отверстия. Резьбовые отверстия используются для установки технологических стяжных болтов, которые осуществляют упругую деформацию ребер в радиальном направлении за счет прижатия пружинящих элементов ребра и их основной части, Предварительное сжатие ребер осуществляют до. приварки их к корпусу статора, а 40 после опрессовки сердечника и уста.нонки нажимных плит стяжные болты удаляют. Ребра, стремясь разжать прорези, прижимаются основной частью ко дну пазов сегментов сердечника и 45 создают напряженную посадку ребер н сердечнике (2) .

В процессе. сборки, когда статср расположен вертикально, создается равномерное по окружности поджатие 5О ребер к сердечнику, в то время как условия работы верхних и нижних ребер неодинаковы. Вес сердечника в рабочем, горизонтальном, положении статора дополнительно поджимает упРугие ребра к сердечнику, что вызывает в них добавочные напряжения и может привести к возникновению пластических деформаций, а в предельйом случае к полному закрытию прорези, потери этими ребрами работоспоспособности и созданию дополнительного источника шума. Недостатком является также трудность создания для мощных турбогенераторов такого щЖдварительного поджатия упругих ре- 65 бер которое безусловно исключило бы освобождение верхних ребер в процессе эксплуатации: большее поджатие при существующей. длине прорезей вызывает значительные.напряжения в упругих элементах, а увеличение данных прорезей приводит к недопустимому опусканию сердечника на упругих элементах относительно корпуса под действием собственного веса.

Опускание сердечника на величину более 2 мм затрудняет сборку турбогенератора из-за расцентровки сердечника и корпуса. Это снижает надежность статора.

Цель изобретения — повышение на% дежности путем равномерного поджатия к сердечнику в процессе эксплуатации всех ребер и обеспечения плотной посадки листов сердечника на верхние ребра.

Указанная цель достигается тем, что в статоре электрической машины, содержащем корпус, шихтованный сердечник и стяжные ребра, в которых выполнены сквозные продольные прорези и резьбовые отверстия, длина прорезей в ребрах, расположенных в верхней части окружности корпуса от 0,6 до 0,8 ее длины, превышает длину прорезей ребер на 15-30%, На фиг. 1 изображена часть статора, продольный разрезу на фиг. 2узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1, Статор турбогенератора содержит корпус 1 с перегородками 2 и стяжные ребра 3 и 4, имеющие продольные сквозные прорези 5 и 6, на которых собран сердечник 7, Стяжные ребра 3 (зона А) имеют резьбовые отверстия, в которых устанавливают болты 8, осуществляющие предварительное сжатие упругих элементов ребер.

Предварительному сжатию подвергают только ребра 3 (зона A) составляющие около 2/3 общего числа ребер и занимающие верхнюю часть окружности корпуса от О, 6 до О, 8 ее длины.

Длина прорезей ребер 3 зоны A больше длины прорезей 4 зоны В на

15-30%, причем соотнсыение длин прорезей ребер обеих зон выполняется таким, чтобы опускание сердечника на упругой подвеске относительно корпуса не превосходило допустимого, Пример, Турбогенератор

ТВ9-320-2ЕУЗ, К корпусу приваринают 22 стяжных ребра. Верхние 14 ребер предварительно поджимают с помощью болтов до сужения прорезей на 5 мм в середи не цепей. Нижние 8 ребер устанавливают в корпус без предварительного поджатия, прйчем они выполнены без реэьбоных отверстий. Затем осуществляют шихтовку сердечника, в процессе которой проводят несколько

1077014

Фиг. 3

Составитель Ф. Подольская

Редактор Л.Пчелинская Техред М.Тепер КоРРектоР С.Черни

Заказ 766/51

Тираж 667 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г.ужгород,ул,Проектная, 4 прессовок. После сборки сердечника устанавливают верхнюю нажимную плиту и окончательно прессуют сердечник. Эатем удаляют болты, сжимающие ребра. . Верхние 14 ребер имеют длину сквозных прорезей 1100 мм, а нижние 900 мм. При этом расчетное опу,скание сердечника относительно корпуса на упругой подвеске составляет

2 ммв

Таким образом, создается по сравнению с известным cTarOpoM более плотная посадка сердечника на реб-, рах, предотвращается ослабление этой посадки в процессе эксплуатации, а также исключаются виброударные .воздействия на ребра и корпус со стороны сердечника.

Выполнение верхних и нижних ребер с различными длинами прорезей обеспечивает плотную посадку сердечника на стяжные ребра без значительной величины опускания сердечника, 10 которая затрудняет центровку ротора относительно статора.

Изобретение обеспечивает высокое качество сборки турбогенератора, что повышает его надежность в работе,