Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий сердечник с пазами, имеющими на периферии шлицы, обмотку, расположенную в пазах, и распорки, установленные в зоне ярма, отличающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения и упрощения, он снабжен дополнительными распорками , установленными в зубцовой зоне, которые имеют высоту, не превышающую высоту шлица, а распорки, установленные в зоне ярма, ориентированы по осям пазов. (О Н -J I Н | СК)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф

° В

° О

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3518261/24-07 (22) 08.12.82 (46) 28.02.84. Бюл. 9 8 (72.) К.В.Белянин, В.В.Беляева, A.Å.Êðóã и Ф.М.Храпков (71) Ленинградское электромашиностроительное объединение "Электросила" им.,С.М.Кирова (53) 621.313.713 (088.8) (56) 1."Высоковольтные двигатели ,переменного тока фирмы Жюмон1

Шнайдер". Каталог 9 121-10 28 А, 1972, с. 11, рис. 8.

2.Алексеев A.Å. Конструкция электрических машин, М., 1958, с. 229-230, рис. 76-77.

gag H 0 2 К 1 3 2 Н 0 2 К 9 0 4 (54) (57) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ ММП(НЫ,) содержащий сердечник с пазами, имеющими на периферии шлицы, обмотку, расположенную в пазах, и распорки, установленные в зоне ярма, о т л ич а ю шийся тем, что, .с целью улучшения охлаждения и упрощения, он снабжен дополнительными распорками, .установленными в зубцовой зоне, которые имеют высоту, не превышающую высоту шлица, а распорки, установленные в зоне ярма, ориентированы по осям пазов.

1077016

Изобретение относится к электромашиностроению и касается короткозамкнутых роторов с шихтованными сердечниками самовентилируемых электрических машин средней и большой мощности.

Известна конструкция ротора, содержащая сердечник с Осевыми вентиляционными каналами и установленными на их выходе изогнутыми трубами сопл ами Q1)

Такой ротор обеспечивает интенсивную циркуляцию охлаждаемого воздуха, однако его конструкция сложна.. и он обусловливает значительные механические (вентиляционные) потери 15 вследствие высокой турбулентности воздуха в зоне лобовых частей обмотки и вращающихся труб-сопел.

Наиболее близок к предлагаемому ротор, содержащий сердечник с пазами, имеющими на периферии шлицы, обмотку, расположенную в пазах, и распорки, установленные в зоне ярма f2) . Известная онструкция обладает простотой, распорки-ветреницы создают напор, обусловливающий определенную интенсивность циркуляции охлаждающего воздуха через радиальные каналы ротора и через машину в целом, однако в силу значитель- ЗО ного аэродинамического сопротивления радиальных каналов на выходе изза резкого сужения сечения в месте между стержнями обмотки, перекрыто го распорками-ветреницами, вентиля торное действие ротора оказывается недостаточным. По этой причине для обеспечения необходимой вентиляции машин приходится снабжать роторы вентиляторами, устанавливаемыми на его валу или сердечнике, а также различ- 40 ными узлами (диффузорами, выгородками и т.д.), направляющими воздух от вентилятора по требуемой траектории.

Цель изобретения - улучшение охлаждения и упрощение конструкции. 45

Поставленная цель достигается тем, что ротор, содержащий сердечник с пазами, имеющими на периферии шлицы, обмотку, расположенную в пазах, и .распорки, установленные в 5р зоне ярма, снабжен дополнительными распорками, установленными в зобцовой зоне, которые имеют высоту, не превышающую высоту шлица, а распорки, установленные в зоне ярма, ориентиро-55 ваны по осям пазов.

На фиг. 1 изображен короткозамкчутый ротор асинхронной машины с ра- диальными вентиляционными каналами, на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1.

Предлагаемый короткозамкнутый ротор асинхронной машины содержит шихтованный сердечник 1, с радиальньн я вентиляционными каналами 2, в которых установлены распорки 3. Короткозамкнутая обмотка 4 уложена в пазах 5 со шлицом 6.

Распорки 3 установлены в ярме 7 и ориентированы по осям пазов.

В зубцовой зоне сердечника на вы,соте, не превышающей высоту шлица, размещены распорки 8. В наиболее узком сечении радиальных каналов 9 распорки отсутствуют.

Распорки 3, расположенные в радиальных каналах вследствие центробежного эффекта создают напор воздуха, который обеспечивает циркуляцию воздуха в машине. Охлаждающий воздух, поступающий в радиальные каналы 2 со стороны вала, проходит по каналам, образованным ветреницами, получает определенную скорость, затем по расширенным каналам между стержнями поступает в каналы зубцовой зоны, где, получив дополнительную скорость благодаря расположенным кралаткам, выходит из каналов ротора и поступает в обычные каналы машины.

Установка распорок в эубцовой зоне по высоте, не превышающей высоту.шлица, и распорок и зоне ярма по осям пазов обеспечивает увеличение сечения радиальных вентиляционных каналов в зоне пазов и, как следствие, уменьшение их аэродинамического сопротивления. Распорки в зубцовой зоне, расположенные на максимально возможном диаметре при вращении ротора создают дополнительный напор вентилируемого воздуха. Увеличение расхода охлаждающего воздуха, обусловленное увеличением сечения радиальных вентиляционных каналов и цополнительным напором, создаваемым (распорками, позволяет упростить конструкцию ротора отказавшись от установки вентилятора, диффузоров, направляющих выгородок и т.д. Последнее обстоятельство приводит к снижению вентиляционных потерь в машине и заметному росту ее КПД.

Использование изобретения не только упрощает конструкцию ротора, но и повышает технико-экономические показатели машины.

1077016

Составитель Л. Карцева

Редактор Л.Пчелинская ТехредМ.Гергель

Корректор С. Черни, Подписное

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4

Заказ 766/51 Тираж 667

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5