Устройство арретирования гировертикали

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО АРРЕТИРОВАНИЯ П1РОВЕРТИКАЛИ по авт.св. № 843520, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности аррети . iifSS w .-r -:}: y i rS:S: :-e A рования гировертикали, в него введены палец с роликом и цилиндрический кулачок с винтовой линией по торцу, . на конечном участке которой выполнены уступ и впадина, переходящая в начальный участок винтовой линии, при этом цилиндрический кулачок соединен со штоком посредством пальца с роли- j ком, закрепленного на штоке с возможностью перемещения по торцу цилиндрического кулачка.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,Я0.„10774

А2 (ц)5 С 01 С 19/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И CFTHPblTPOM

ПРИ ГКНТ СССР (61) 843520 (21) 3448645/40-23 (22) 19 ° 04.82 (46) 23.07.91. Бюл. У 27 (72) Н.С.Андреев и А.М.Синицын (53) 621.752.4 (088,8) I (54)(57) УСТРОЙСТВО АРРКТИРОВАНИЯ

ГИРОВЕРТИКАЛИ но авт.св. 9 843520, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности арретиИзобретение относится к гироскопическому приборостроению, а именно к устройствам арретирования гировертикалей.

По основному авт.св. N- 843520 известно устройство арретирования гировертикали. Это устройство содержит двигатель арретирования, редуктор, шток, возвратную пружину, реле управления двигателя, концевые выклю" чатели заарретированного и разарретированного состояния гироскопа, реле сигнализации набора оборотов гиромотора.

Недостаток данного устройства заключается в том, что при нажатии штока на концевой выключатель эаарретированного состояния гироскопа в конце арретирования обесточивается обмотка реле управления двигателем .арретирования, двигатель арретирования выключается, и под воэдействи— ем возвратной пружины шток отбрасывается в исходное положение, разарретируя гироскоп и отпуская концевой выключатель заарретированного состоя2 рования гировертикали, в него введе- ны палец с роликом и цилиндрический кулачок с винтовой линией по торцу, на конечном участке которой выполнены уступ и впадина, переходящая в на чальный участок винтовой линии, при этом цилиндрический кулачок соединен со штоком посредством пальца с роли- ком, закрепленного на штоке с возможностью перемещения по торцу цилиндрического кулачка. ния гироскопа, что приводит к повторной подаче напряжения на обмотку реле управления двигателем арретирования, повторному включению двигателя арретирования, арретированию гироскопа, затем снова разарретированию и т.д.

Таким образом, шток будет совершать возвратно-поступательное движе- ©» ние, контакты концевых выключателей эаарретированного и разарретнрован- 3 ного состояния гироскопа и реле уп- 4 равления двигателем арретирования будут многократно перебрасываться из одного положения в другое (автоколебательный режим работы). Это будет продолжаться .в течение времени разгона гиромотора, т.е. до момента 3 срабатывания реле сигнализации набора оборотов гиромотора, что приведет к преждевременной выработке ресурса и снижению надежности концевых выключателей заарретированного и разарретированного состояния гироскопа, реле управления двигателем

1077438 арретирования. А это снижает надежность датчика вертикали в целом.

Цель изобретения - повышение на.дежности арретирования гировертикали.

Это достигается тем, что в устройстве арретирования гировертикали введены палец с роликом и цилиндрическтй кулачок с винтовой линией по торцу, на конечном участке которой выполнены уступ и впадина, переходящая в начальный участок винтовой линии, при этом цилиндрический кулачок соединен со штоком посредством пальца с роликом, закрепленного на штоке с возможностью перемещения по торцу цилиндрического кулачка.

На фиг ° 1 изображена принципиальная схема устройства арретирования датчика вертикали в исходном состоянии; на фиг.2 — часть принципиальной схемы, приведенной на фиг.1, в saарретированном состоянии; на фиг.3—

1 конструктивная t схема редуктора с кулачком и штоком; на фиг.4 — про- 25 филь кулачка в развертке.

Устройство арретирования датчика . вертикали содержит двигатель 1 арретирования, редуктор 2, установленный на выходном валу редуктора, ци-: 30 линдрический кулачок 3 с торцовым .винтовым профилем 4, уступом 5 и впадиной 6, шток 7 с закрепленными на нем пальцем 8 с роликом 9, возвратную пружину 10, реле 11 управления двигателем 1 арретирования концевой выключатель 12 заарретирован.ного состояния гироскопа концевой

° выключатель 13 разарретированного состояния гироскопа, реле 14 сигнализации набора оборотов гиромотора, ди-: од 15.

Устройство работает следующим образом.

При подаче питания на датчик 45 вертикали постоянное напряжение через нормально замкнутые контакты;. реле 14 сигнализации набора оборотов гиромотора и концевого выключателя

12 заарретированного состояния гироскопа поступает на обмотку реле

11 управления двигателем 1 арретирования.. При срабатывании реле 11 управления двигателем 1 арретирова ния его контакты включают двигатель

1 арретирования, который через ре55 дуктор 2 вызывает вращение цилиндрического кулачка 3. Винтовой профиль 4 цилиндрического кулачка 3 входит в соприкосновение с роликом

9, находящимся в исходном положении во впадине 6 цилиндрического кулачка

3, и через палец 8 вызывает посту- пательное перемещение штока 7, отпуская при этом концевой выключатель 13 разарретированного состояния гироскопа и арретируя гироскоп.

В конце арретирования шток 7 на.жимает концевой выключатель 12 заарретированного состояния гироскопа, который размыкает цепь питания обмотки реле 11 управления двигателем 1 арретирования, а контакты реле

11 выключают двигатель f арретирования. В момент выключения. двигателя 1 арретирования ролик 9 перемещаясь по винтовому профилю 4 цилиндрического кулачка 3, попадает на уступ 5 и фиксируется в этом положении, удерживая гироскоп в заарретированном положении на время разгона гиромотора.

После набора гиромотором заданных оборотов подается напряжение на обмотку реле 14 сигнализации набора оборотов гиромотора, его контакты переключаются и на обмотку реле 11 управления двигателем 1- арретирования .подается напряжение. Контакты реле 11 управления двигателем включают двигатель 1 арретирования, который через редуктор 2 поворачивает цилиндрический кулачок 3. Ролик 9 с уступа 5 доходит до впадины 6 и вместе с паль цем 8 и штоком 7 под действием возвратной пружины 10 .отбрасывается в исходное положение, разарретируя гироскоп (фиг.1). Концевой выключатель 12 заарретированного состояния гироскопа возвращается в исходное состряние и обесточивает обмотку реле

11 управления двигателем 1 арретирования. Контакты реле 11 разрывают цепь двигателя 1 арретирования. Концевой выключатель 13 разарретирован" ного состояния гироскопа также возвращается в исходное положение.

Таким образом, выполнение профи ля уступа с подъемом по винтовой линии обеспечивает гашение инерционных моментов редуктора и остановку кулачка. В этом положении гироскоп эаарретирован:. и остается в этом состоянии до поступления сигнала в, систему от реле сигнализации набора оборотов.

1

Таким образом, благодаря наличию

t на. профиле кулачка уступа гироскоп надежно удерживается в заарретированном состоянии до разгона гиромотора до заданных оборотов, при этом полностью исключается автоколебательный режим работы системы.

Тем самьм предложенное устройство повышает надежность входящих элементов коммутации в 6 раз и соот1 ветственно повышает и надежность датчика вертикали в целом.

Ю

Кроме того, предложенное устройство с задержкой заарретированного . положения гироскопа во время разгона

077438 гиромотора устраняет откпонение гироскопа от вертикали за счет установки датчика вертикали (авиагоризонта) на накпонную приборную доску и при запуске прибора на предельно низких температурах (-60 C), когда возможны случаи запаздывания начала вращения гиромотора от момента подачи питания на датчик вертикали. Тем

-самым обеспечивается выполнение заданного времени готовности датчика вертикали без повторного арретирования во всех условиях эксплуатации, что упрощает обслуживание его в эксплуатации.

1077438

Редактор И.Ленина Техред A.Kpas„yz

Корректор Л.Патай

Заказ 3127 Тираж 314 .Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,101