Гидросистема навески трактора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ГИДРОСИСТЕМА НАВЕСКИ ТРАКТОРА, содержащая бак, гидронасос, магистрали напорную и управления, клапан разгрузки конечный и сливной клапан, гидроцилиндр, а также сервозолотник, с дросселями, отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей и повышения надежности, она снабжена гидроцилиндром двухстороннего действия и , { 53 2819 ЗОЛОТНИКОМ, который установлен в напорную магистраль гидронасоса между клапаном разгрузки и сливным клапаном, причем одна из полостей золотника связана магистралью управления со сливным клапаном , а другая его полость - с напорной магистралью, при этом подъемная пйлость гидроцилиндра двухстороннего действия связана со сливным клапаном, а его полость опускания через золотник - с напорной магистралью, магистраль управления через сливной клапан и одна из полостей серволотннка через распределитель соединены с баком. 2. Гидросистема по п. 1, отличающаяся тем, что одна из полостей сервозолотника посредством конечного клапана соединена с баком при транспортном положении сельскохозяйственного орудия. S1 47 43 /III/
СО1ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(5D А 01 В 63/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3509328/30-15 (22) 04.11.82 (46) 07.03.84. Бюл. № 9 (72) С. Д. Ярош, С. А. Канаев, Я. Г. Грибец и А. Л. Бобровничий (53) 531,3.073-3-82 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 441881, кл. А 01 В 63/10, 1972.
2. Патент ФРГ № 2931782, кл. А 01 В 63/111, 1980. (54) (57) 1. ГИДРОСИСТЕМА НАВЕСКИ
ТРАКТОРА, содержащая бак, гидронасос, магистрали напорную и управления, клапан разгрузки конечный и сливной клапан, гидроцилиндр, а также сервозолотник, с дросселями, отличающаяся тем, что, с целью расширения технологических возможностей и повышения надежности, она снабжена гидроцилиндром двухстороннего действия и
„„SU„„1077589 А золотником, который установлен в напорную магистраль гидронасоса между клапаном разгрузки и сливным клапаном, причем одна из полостей золотника связана магистралью управления со сливным клапаном, а другая его полость — с напорной магистралью, при этом подъемная пОлость гидроцилиндра двухстороннего действия связана со сливным клапаном, а его полость опуска ния через золотник — с напорной магистралью, магистраль управления через сливной клапан и одна из полостей серволотника через распределитель соединены с баком.
2. Гидросистема по п. 1, отличающаяся тем, что одна из полостей сервозолотника посредством конечного клапана соединена с баком при транспортном положении сельскохозяйственного орудия.
1077589
Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к гидравлическим системам, предназначенным для управления механизмом навески трактора.
Известна гидросистема навески трактора, содержащая связанные между собой магистралями насос, бак, распределитель, клапан разгрузки, золотник, с системой механических связей с датчиками регулируемых параметров (1).
Наличие механических связей между золотником и датчиками снижает эффективность работы гидросистемы из-за наличия потерь на трение и деформаций в механических связях 7. Кроме того, механические связи накладывают ограничения на компоновочные возможности узлов гидросистемы.
Известна также гидросистема навески трактора, содержащая бак, гидронасос, магистрали напорную и управления, клапан разгрузки конечный и сливной клапан, гидроцилиндр, сервозолотник, с дросселями (2) .
Однако данная гидросистема не обеспечивает работу с цилиндром двухстороннего действия, чем ограничиваются технологические возможности гидросистемы. При этом распределитель и конечный клапан непосредственно встроены в магистраль управления клапаном разгрузки и работают под давлением, создаваемым насосом гидросистемы, что снижает надежность названных узлов.
Целью изобретения является расширение технологических возможностей и повышение надежности гидросистемы.
Указанная цель достигается тем, что гидросистема снабжена гидроцилиндром двухстороннего действия и золотником, который установлен в напорную магистраль гидронасоса между клапаном разгрузки и сливным клапаном, причем одна из полостей зоолотника связана магистралью управления со сливным клапаном, а другая его полость — с напорной магистралью, при этом подъемная полость гидроцилиндра двухстороннего действия связана со сливным клапаном, а его полость опускания через золотник — с напорной магистралью, магистраль управления через сливной клапан и одна из полостей сервозолотника через распределитель соединены с баком.
Кроме того, одна из полостей сервозолотника посредством конечного клапана соединена с баком при транспортном положен и и сел ьск охозяйствен ного орудия.
На фиг. 1 изображена гидросистема навески трактора в позиции распределителя
«зона регулирования»; на фиг. 2 — то же, при уменьшении силы сопротивления сельскохозяйственного орудия; на фиг. 3 — то же, при увеличении силы сопротивления сельскохозяйственного орудия; на фиг. 4 — то же, в позиции «подъем»; на фиг. 5 — то же, при транспортном положении орудия;
4О
55 на фиг. 6 — то же, в позиции «принудительное опускание».
Гидросистема состоит из насоса 1, бака
2, золотника 3, установленного в корпусе
4, распределителя 5 с управляемым от руки золотником 6, установленном в корпусе 7, сервозолотника 8 в корпусе 9, конечного клапана 10 с корпусом 11 и золотником 12, клапана 13 разгрузки насоса в корпусе 14, сливного клапана 15 в корпусе 16, постоянных дросселей 17 — 20, переменных дросселей 21 и 22, вспомогательного насоса 23 с низким давлением, цилиндра 24, имеюгцего полость подъема 25 и полость опускания 26. Золотник 3 удерживается пружиной
27 в крайнем правом положении, а золотник 12 пружиной 28 — в левом. Клапаны
13 и 15 при отсутствии потока масла удерживаются в закрытом положении пружинами 29 и 30, сервозолотник 8 центрируется в среднем положении пружинами 31 и 32.
В корпусе 4 выполнены проточка 33, связанная с полостью подъема 25 цилиндра
24 через образный клапан 34, и проточка
35, связанная с полостью опускания 26. Золотник 3 имеет проточку 36, связанную с напорной магистралью 37 насоса и с правым торцом золотника 3, и проточку 38, связанную с баком 2. В корпусе 7 распределителя 5 выполнены проточки 39, 40 и
41, а в золотнике 6 проточки 42 и 43. Корпус 11 конечного клапана 10 имеет проточку 44, связанную магистралью 45 с левой полостью сервозолотника 8, через дроссель
19 с напорной магистралью 46 насоса 23, через дроссель 20 с баком 2. Сервозолотник
8 имеет проточку 47, связанную магистралью
48 с проточкой 41 корпуса 7 распределителя 5, с заклапанной полостью сливного клапана 15, с левым торцом золотника 3 и через дроссель 18 с полостью подъема
25 цилиндра 24, и проточку 49, связанную магистралью 50 с заклапанной полостью клапана 13 разгрузки и через дроссель 17 с . магистралью 37. Проточки 51 и 52, выполненные в корпусе 9, проточки 39 и 40 в корпусе 7 распределителя 5 и проточка
53 в золотнике 12 конечного клапана 10 сообщены с баком 2.
Проточка 42 золотника 6 распределителя 5 связана магистралью 54 с правой полостью сервозолотника 8, через переменный дроссель 21 с баком 2 и через переменный дроссель 22 с магистралью 46.
Переменный дроссель 21 связан с датчиком регулируемого параметра, например с упругим элементом навески при силовом регулировании. Переменный дроссель 22 управляется от руки и создает на дросселях 19, 20 и 21 различные перепады давлений, что обеспечивает совокупность различных настроек цепи регулирования, или зону регулирования. Концевой клапан кинематически связан с навеской трактора и открывается тоолько при транспортном
1077589
3, положении орудия. Распределитель 5 имеет позиции «зона регулирования», «подъем» и
«принудительное опускание».
Гидросистема навески трактора работает следующим образом.
При установке распределителя 5 в позицию «зона регулирования» (фиг. 1) магистрали 48 и 54 перекрываются золотником
6 от бака 2, и управление навеской осуществляется дросселем 22. Насос 23 через магистраль 46 подает масло под давлением 1g через дрооссели 19 — 22 в бак 2. 3а счет падения давлений на дросселях создается разность давлений в левой и правой полостях сервозолотника 8. При равенстве давлений в магистралях 45 и 54, связанных с полостями сервозолотника 8, последний удер- 15 живается пружинами 31 и 32 в среднем положении. При этом магистраль 50 сообщена с баком 2 проточкой 49 сервозолотника и проточкой 52 корпуса 9. Масло от насоса 1 через дроссель 17 поступает через магистраль 50 в бак 2, на дросселе появляется перепад давления, под действием которого клапан 13 разгрузки насоса открывается, перепуская поток масла от насоса 1 в бак 2. Магистраль 48 перекрыта сервозолотником 8 от бака 2 и, так как через дроссель 18 отсутствует расход масла, клапан оказывается закрытым под действием пружины 30, не позволяя вытекать маслу из полости подъема 25 цилиндра 24.
В случае, когда сила сопротивления сель скохозяйственного орудия становится ниже 30 заданной дросселем 22, например при наезде на менее плотный участок, дроссель 21, связанный с упругим элементом навески, прикрывается. Давление в магистрали 54 становится выше давления в магистрали
45 и сервозолотник смещается влево (фиг. 2) M
При этом магистраль 48 сообщается через проточку 47 в сервозолотнике 8 и проточку
51 в корпусе 9 с баком 2. На дросселе
18 появляется перепад давлений, и клапан
15 открывается, сообщая полость подъема 4О
25 цилиндра 24 с баком 2. Происходит заглубление рабочих органов сельскохозяйственного орудия и увеличение силы сопротивления до заданной.
При увеличении силы сопротивления сверх заданной дроссель 21 открывается, 45 давление в магистрали 54 становится ниже, чем в магистрали 45, и сервозолотник смещается под действием разности давлений вправо (фиг. 3), перекрывая магистрали 48 и 50 от бака 2. Клапаны 13 и 15 под действием пружин 29 и 30 закрываются. Масло от насоса 1 через магистраль
37, проточки 36 и 33, клапан 34 поступает в подъемную полость 25 цилиндра 24, а масло из полости опускания 26 вытесняется через проточки 35 и 38 в бак 2. Так как магистраль 48 перекрыта от бака 2, то давление в левой полости золотника 3 через дроссель 18 уравнивается с давлением в полости
4 подъема, магистрали 37 и правой полости золотника 3. Поэтому золотник 3 удерживается в правом положении пружиной 27 и не может сдвинуться влево от давления в магистрали 37. Таким образом происходит выглубление рабочих органов сельскохозяйственного орудия до восстановления заданной силы сопротивления.
При установке распределителя 5 в позицию «подъем» (фиг. 4) магистраль 54 и правая полость сервозолотника 8 сообщаются через проточку 42 золотника 6 и проточку 39 корпуса 7 с баком 2. Давление левой полости сервозолотника 8, создаваемое давлением потока масла, поступающего от насоса 23 через магистраль 46, на дросселях 19, 20 и 22, смещает сервозолотник 8 вправо, сжимая пружину 32. Магистраль 50 перекрывается сервозолотником 8 от бака 2, расход через дроссель 1? прекращается, клапан 13 под действием пружины
29 перекрывает напорную магистраль от бака 2. Так как магистраль 48 не сообщена с баком 2, то клапан 15 также оказывается закрытым. Поток масла от насоса 1 через магистраль 37, проточку 36 золотника 3, проточку 33 корпуса 4 и клапан
34 поступает в полость подъема 25 цилиндра 24. Масло из полости опускания 26 через проточку 35 корпуса 4, проточку 38 золотника 3 вытесняется в бак 2. Происходит подъем навески.
При достижении навеской крайнего верхнего положения, она посредством кинематическоой связи сдвигает золотник 12 конечного клапана 10 вправо (фиг. 5), преодолевая усилие пружины 28. При этом магистраль 45 проточкой 44 в корпусе 11 и проточкой 53 в золотнике 12 соединяется с баком 2. Давления в левой и правой полостях сервозолотника 8 сравниваются, и он под действием пружины 32 возвращается в среднее положение, сообщив проточками 49 и 52 магистраль 50 с баком 2. На дросселе 17 проявляется перепад давлений и клапан 13 направляет масло из магистрали 37 в бак 2.
При установке распределителя 5 в позицию «принудительное опускание» (фиг. 6) золотник 6 проточкой 43 сообщает проточку
41 в корпусе 7, связанную с магистралью
48, с проточкой 40, связанной с баком 2, а проточкой 42 сообщает магистраль 54 и правый торец сервозолотника 8 с баком 2 через проточку 40. Сервозолотник 8 перемещается в правое положение, перекрывая магистраль 50 от бака 2. Клапан 13 закрывается, и масло под давлением от насоса
1 через магистраль 37 поступает в правую полость золотника 3, перемещает золотник
3 в левое положение, преодолевая усилие пружины 27, так как магистраль 48 сообщает левую полость золотника 3 с баком 2, под указанной полостью отсутствует давление, препятствующее перемещению зо1077589
Ю1 4 7 Ã1
5 лотника 3. Проточка 36 золотника 3 открывается в проточку 35 корпуса 4, а проточка 33 запирается золотником 3. Масло из магистрали 37 через проточки 36, 35 и клапан 34 поступает в полость опускания 26 цилиндра 24. Масло из полости подъема 25 через клапан 15, открытый вследствие того, что магистраль 48 соединена с баком 2, вытесняется в бак 2. Таким образом происходит принудительное опускание .навески под давлением масла, подаваемого насосом 1.
Таким образом, позиция «принудительноое опускание» в распределителе наделяет гидросистему трактора дополнительными функциями: позволяет осуществлять принудительное заглубление рабочих органов сельскохозяйственных орудий; дает возможность работы с сельскохозяйственными орудиями, имеющими цилиндр двухстороннего действия, подключаемый к гидросистеме параллельно основному цилиндру.
Установка распределителя и конечного клапана в магистралях низкого давления уменьшает вероятность заклинивания золотников этих узлов, позволяет уменьшить количество маслопроводов управления клапаном разгрузки насоса, работающих под высоким давлением основного насоса.
1077589 гт
1077589
1077589
Редактор М. Бандура
Заказ 802/!
Составитель В.Жуков
Техред И. Верес Корректор О. Тигор
Тираж 722 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4