Предельный электромеханический гайковерт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ГАЙКОВЕРТ, содержащий корпус с рукояткой и размещенные в нем электродвигатель, шпиндель с головкой под ключ на конце, торсионный вал, кинематически связывающий выходной вал двигателя со щпинделем, и датчик крутящего момента, взаимодействующий с торсионным валом, отличающийся тем, что, с целью повыщения надежности и удобства эксплуатации , он снабжен бесконтактным выключателем , установленным на корпусе с возможностью перемещения вдоль его оси так, что его чувствительный элемент обращен в сторону торсионного вала, а датчик крутящего момента выполнен в виде косозубой муфты, каждая из полумуфт которой связана с соответствующим концом торсионного вала, одна из полумуфт подпружинена в сторону другой и имеет кольцевой экран, взаимодействующий с чувствительным элементом выключателя.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(59 В 25 В 23 14 ю

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2!) 3536054/25-28 (22) 12. 11.82 (46) 07.03.84. Бюл. № 9 (72) Л. И. Фридман (71) Московское специальное конструкторское бюро автоматических линий и агрегатных станков (53) 621.883 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 204260, кл. В 25 В 23/14, 1965.

2. Авторское свидетельство СССР № 612783, кл. В 25 В 23/14, 1975 (прототип) . (54) (57) ПРЕДЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ГАЙКОВЕРТ, содержащий корпус с рукояткой и размещенные в нем электродвигатель, шпиндель с головкой под

„„SU„„1077777 A ключ на конце, торсионный вал, кинематически связывающий выходной вал двигателя со шпинделем, и датчик крутящего момента, взаимодействующий с торсионным валом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и удобства эксплуатации, он снабжен бесконтактным выключателем, установленным на корпусе с возможностью перемещения вдоль его ocu так, что его чувствительный элемент обращен в сторону торсионного вала, а датчик крутящего момента выполнен в виде косозубой муфты, каждая из полумуфт которой связана с соответствующим концом торсионного вала, одна из полумуфт подпружинена в сторону другой и имеет кольцевой экран, взаимодействующий с чувствительным элементом выключателя.

1077777

Изобретение относится к ручному механизированному инструменту с регулируемым моментом затяжки и может быть использовано при сборке и разборке резьбовых соединений.

Известен гайковерт, содержащий корпус, размещенный в нем двигатель, шпиндель с головкой под ключ на конце и два передаточных механизма, первый из которых предназначен для свободного завертывания гайки с большой скоростью и выполнен в виде фрикционной конусной муфты, второй предчазначен для затяжки гайки с малой скоростью и повышенным крутящим моментом и выполнен в виде кодового винта, втулки с двумя винтовыми пазами, охватывающими винт, и гайки, размещенной на кодовом винте и имеющей два радиальных выступа, взаимодействующих с пазами корпуса, и муфты, связывающей второй механизм со шпинделем (1) .

Недостатками этого гайковерта являются сложность его конструкции и нестабильность передаваемого крутящего момента.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является предельный электромеханический гайковерт, содержащий корпус с рукояткой и размещенные в нем электродвигатель,,шпиндель с головкой под ключ на торце, торсионный вал, кинематически связывающий выходной вал двигателя со шпинделем, и датчик крутящего момента, взаимодействующий с торсионным валом (2) .

Датчик крутящего момента выполнен в виде коаксиально расположенного на торсионном валу электроконтактного устройства, включающего нерегулируемый контакт, жестко связанный с входным концом торсионного вала, и контакт с угловой регулировкой, связанный с выходным его концом.

Контакты связаны с фрикционным электромагнитным тормозом, размещенным на конце вала электродвигателя.

Недостатком этого гайковерта является то, что элементы регулировки крутящего момента, т.е. взаимного положения контактов, располагаются на вращающихся деталях, что затрудняет процесс регулировки, так как требуется частичная разборка гайковерта и, кроме того, невозможно осуществить подналадку крутящего момента в процессе работы гайковерта.

Цель изобретения — повышение надежности и удобства эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что предельный электромеханический гайковерт, содержащий корпус с рукояткой и размещенные в нем электродвигатель, шпиндель с головкой под ключ на конце, торсионный вал, кинематически связывающий выходной вал двигателя со шпинделем, и датчик крутящего момента, взаимодействующий с торсионным валом, снабжен бесконтактным выключателем, установленным на корпусе с воз5

ЗО

55 можностью перемещения вдоль его оси так, что его чувствительный элемент обращен в сторону торсионного вала, а датчик крутящего момента выполнен в виде косозубой муфты, каждая из полумуфт которой связана с соответствующим концом торсионного вала, одна из полумуфт подпружинена в сторону другой и имеет кольцевой экран, взаимодействующий с чувствительным элементом выключателя.

На чертеже изображен предельный электромеханический гайковерт, продольный разрез.

Предельный электромеханический гайковерт содержит корпус 1 с рукояткой (не показана), размещенные в нем двигатель 2, шпиндель 3 с головкой 4 под ключ на конце, торсионный вал 5, связывающий шпиндель 3 с выходным валом 6 двигателя 2.

На корпусе 1 с возможностью перемещения вдоль его оси установлен бесконтактный выключатель 7 так, что его чувствительный элемент 8 обращен в сторону торсионного вала 5.

На конце торсионного вала 5 со стороны двигателя 2 жестко закреплена зубчатая полумуфта 9 с косыми зубьями 10 на конце, угловое перемещение которой относительно торсионного вала 5 ограничено шпонкой 11. На другом конце торсионного вала 5 жестко закреплена втулка 12, на которой с возможностью осевого перемещения размещена вторая зубчатая полумуфта !3 с ответными косыми зубьями 14 на конце, взаимодействующими с зубьями 10 полумуфты 9. Полумуфта 13 поджата пружиной 15 в сторону полумуфты 9.

На полумуфте 13 закреплен кольцевой экран 16, взаимодействующий с чувствительным элементом 8 выключателя 7.

Полумуфты 9 и 13 совместно с кольцевым экраном 16 образуют датчик момента. Зубчатая полумуфта 13 связана с втулкой 12 через шпонку 17.

Бесконтактный выключатель 7 закреплен на планке 18, которая имеет возможность перемещения вдоль оси корпуса 1 и фиксируется на нем при помощи винтов 19.

Предельный электромеханический гайковерт работает следующим образом, Предварительно бесконтактный выключатель 7 закрепляется при помощи винтов

19 на корпусе 1 в положении, соответствующем требуемому моменту затяжки резьбового соединения.

После этого гайковерт устанавливается головкой 4 на затягиваемое резьбовое соединение (не показано) и включается двигатель 2, при этом вращение от двигателя через торсионный вал 5 передается на шпиндель 3 с головкой 4 под ключ и далее на затягиваемое резьбовое соединение. По мере затяжки резьбового соединения, возрастает крутящий момент, передаваемый торсионным валом 5, под действием этого момента

1077777

3 торсионный вал скручивается, причем тем больше, чем больше передаваемый крутящий момент. Одновременно с этим начинают поворачиваться относительно друг друга зубчатые полумуфты 13 и 9. Однако, так как они жестко связаны с разными концами торсионного вала, то их поворот возможен лишь за счет отжатия в осевом направлении полумуфты 13, которая сжимает пружину 15. Отжатие становится возможным за счет того, что применены косые зубья, при этом зубья 14 полумуфты 13 скользят относительно зубьев 10 полумуфты 9.

Совместно с зубчатой полумуфтой 13 перемещается и кольцевой экран 16. По мере возрастания передаваемого момента увеличивается скручивание торсионного вала и соответственно величина перемещения зубчатой полумуфты 13 с экраном 16, и по достижении заданного крутящего момента экран 16 располагается в зоне действия чувствительного элемента 8 бесконтактного

4 выключателя 7, который и производит отключение электродвигателя. Затем гайковерт перемещается на другое затягиваемое резьбовое соединение, и весь цикл повторяется вновь в указанной последовательности.

За счет введения в конструкцию гайковерта бесконтактного выключателя, установленного на корпусе с возможностью перемещения вдоль его оси так, что его чувствительный элемент обращен в сторону торсионного вала, и выполнения датчика крутящего момента в виде косозубой муфты, каждая из полумуфт которой связана с соответствующим концом торсионного вала, при этом одна из полумуфт подпружиненна

15 в сторону другой и имеет кольцевой экран, взаимодействующий с чувствительным элементом выключателя, повышается надежность передачи требуемого крутящего момента на затягиваемое резьбовое соединение, и удобство эксплуатации.

Редактор А. Химчук

За каз 840/10

Составитель Ю. Сергеев

Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи

Тираж 1033 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4