Устройство для соединения зубчатого колеса с валом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА С ВАЛОМ, содержащее соединенный с колесом зубчатый венец с конической поверхностью, установленной с возможностью взаимодействия с конусом блокирующего кольца, и закрепленную на валу ступицу с перемещаемой в осевом направлении зубчатой муфтой, подпружиненной в радиальном направлении через фиксатор, установленный в сухаре, отличающееся тем, что, с целью сокращения осевого размера устройства, в блокирующем кольце выполнен радиальный паз, сухарь выполнен с выступом, расположенным на его боковой грани и разме 1енным между торцом ступицы и стенкой паза блокирующего кольца. 2. Устройство по п. I, отличающееся тем, что фиксатор выполнен в виде шарика, в сухгре выполнено сквозное радиальное отверстие с кольцевым выступом со стороны муфты, на зубьях муфты со стороны, противоположной блокирующему кольцу, выполнена заходная фаска под щарик, а щарик и установлен между кольцевым выступом су (Л харя и пружиной фиксатора. схэ СП со
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1078153 д(я) F 16 Р 23/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ i
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3417109/25-27 (22) 05.04.82 (46) 07.03.84. Бюл. № 9 (72) А. П. Недялков, Е. Д. Туртанов и В. Г. Выборнов (71) Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (53) 621.825.54 (088.8) (56) 1. Патент США № 4022079, кл. 74—
476, 1976.
2. Заявка ФРГ № 1303437, кл. F 16 D 23/06, 1972 (прототип) . (54) (57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА С ВАЛОМ, содержащее соединенный с колесом зубчатый венец с конической поверхностью, установленной с возможностью взаимодействия с конусом блокирующего кольца, и закрепленную на валу ступицу с перемещаемой в осевом направлении зубчатой муфтой, подпружиненной в радиальном направлении через фиксатор, установленный в сухаре, отличающееся тем, что, с целью сокращения осевого размера устройства, в блокирующем кольце выполнен радиальный паз, сухарь выполнен с выступом, расположенным на его боковой грани и разме енным между торцом ступицы и стенкой паза блокирующего кольца.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что фиксатор выполнен в виде шарика, в сухгре выполнено сквозное радиальное отверстие с кольцевым выступом со стороны муфты, на зубьях муфты со стороны, противоположной блокирующему кольцу, выполнена заходная фаска под шарик, а шарик установлен между кольцевым выступом сухаря и пружиной фиксатора.
1078153
Изобретение относится к устройствам для соединения зубчатого колеса с валом, используемых в частности в коробках передач транспортных машин.
Известно устройство для соединения зубчатого колеса с валом, содержащее соединенный с колесом зубчатый венец с конической поверхностью, имеющей возможность взаимодействия с конусом блокирующего кольца, и закрепленную на валу ступицу с перемещаемой в осевом направлении муфтой (1) .
Такое устройство используют как для соединения двух зубчатых колес с валом, так и одного зубчатого колеса с валом, при этом во втором случае осевой размер устройства велик, поскольку для соединения одного зубчатого колеса с валом используют такое же устройство, как и для соединения двух зубчатых колес с валом. В связи с этим велик и осевой размер коробки передач.
Известно устройство для соединения одного зубчатого колеса с валом, содержащее соединенный с колесом зубчатый венец с конической поверхностью, имеющей возможность взаимодействия с конусом блокирующего кольца, и закрепленную на валу ступицу с перемещаемой в осевом направлении муфтой, подпружиненной в радиальном направлении через фиксатор, установленный в сухаре (2) .
В этом устройстве перемещение сухаря ограничено кольцом, установленным в зубчатой муфте. Осевой размер этого устройства велик, поскольку сухарь выполнен симметричным, относительно оси отверстий, кроме того, в этот размер входит размер кольца.
Цель изобретения — сокращение осевого размера устройства.
Цель достигается тем, что в устройстве для соединения зубчатого колеса с валом, содержащем соединенный с колесом зубчатый венец с конической поверхностью, установленной с возможностью взаимодействия с конусом блокирующего кольца, и закрепленную на валу ступицу с перемещаемой в осевом направлении зубчатой муфтой, подпружиненной в радиальном направлении через фиксатор, установленный в сухаре, в блокирующем кольце выполнен радиальный паз, сухарь выполнен с выступом, расположенным на его боковой грани и размешенным между торцом ступицы и стенкой паза блокирующего кольца.
При этом фиксатор выполнен в виде шарика, в сухаре выполнено сквозное радиальное отверстие с кольцевым выступом со стороны муфты, на зубьях муфты со стороны, противоположной блокирующему кольцу, выполнена заходная фаска под шарик, а шарик установлен между кольцевым выступом сухаря и пружиной фиксатора.
На фиг. 1 показано устройство в сборе; на фиг. 2 — устройство для соединения одного зубчатого колеса с валом, продольный разрез; на фиг. 3 — ступица устройства; на фиг. 4 — сухарь, вид сверху; на фиг. 5— боковая грань сухаря; на фиг. 6 — сухарь, вид с торца; на фиг. 7 — зубчатая муфта; на фиг. 8 — боковая грань сухаря с другим расположением выступов; на фиг. 9— сухарь с другим расположением выступов, вид с торца.
На валу ) (фиг. 1) коробки передач установлено зубчатое колесо 2, с которым соединен зубчатый венец 3 с конической фрикционной поверхностью 4. С валом 1 соединена ступица 5, на которой установлена муфта 6, перемещаемая в осевом направлении и имеющая зубья 7 (фиг. 6). Муфта 6 взаимодействует с фиксаторами 8, установленными в сухаре 9. На ступице 5 установлено блокирующее кольцо 10 с конической фрикционной поверхностью 11. Сухарь 9 снабжен выступами 12 и 13 (фиг. 4), расположенными на его боковых гранях 14 и 15.
Выступы 12 и 13 размещены между торцом 16 ступицы 5 и стенкой 17 паза 18, выполненного в блокирующем кольце 10.
Выступы 12 и 13 препятствуют перемещению сухаря 9 в противоположную от блокирующего кольца 10 сторону.
В сквозном радиальном отверстии 19 сухаря 9, в котором размещен шарик 20, выполнен кольцевой выступ 21, препятствующий выхождению шарика 20 из указанного отверстия под действием пружины 22. Сухарь 9 установлен в направляющих 23, выполненных в ступице 5. На зубьях 7 муфты 6 выполнена заходная фаска 24 для шарика 20.
Сухарь 25 (фиг. 7) снабжен выступами 26 и 27, расположенными на его боковых гранях 28 и 29. Выступы 26 и 27 размещены между торцом 16 ступицы 5 и стенкой 17 паза 18, выполненного в блокирующем кольце 10. Выступы 26 и 27 препятствуют перемещению сухаря 25 в противоположную от блокирующего кольца 10 сторону.
Такое выполнение устройства из-за фиксирования положения сухаря 9 при нейтральном положении муфты 6 и ее перемещении в противоположную от блокирующего кольца 10 сторону, а также из-за фиксирования шарика 20 в сухаре 9 и сухаря 9 в ступице при соединении муфтой 6 зубчатого колеса 2 с валом 1 позволит при его использовании сократить осевой размер устройства, а вместе с тем и осевой размер коробки передач.
Устройство работает следующим образом.
В положении, показанном на фиг. 1, шарик 20 фиксатора 8 входит в лунку муфты 6 и воздействует на сухарь 9, который воздействует на блокирующее кольцо 10. Фрикционная поверхность 11 взаимодействует
1078153
Фаг.2
/8
Zf 6
14 /
1Z
6Ь Г..5 айаг.б
Яб Z7 гв g я5 Фигд Риг.У
Фаг. 7
Составитель В. Ревеко
Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Тираж 913 11одписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор P. Циника
Заказ 907/29 с конической фрикционной поверхностью 4 зубчатого венца 3. После выравнивания угловых скоростей вала 1 и зубчатого колеса 2 муфту 6 перемещают далее, что приводит к соединению зубчатого колеса 2 с валом 1. При выключении муфты 6 шарик 20, взаимодействуя с заходной фаской 24, постепенно перемещается в отверстии 19, давая возможность возвращению муфты в исходное положение.
Предлагаемое устройство при использовании в коробке передач автомобиля
ИЖ-2126 позволит при сокращении расхода металла на 1,8 кг на каждую коробку, при выпуске 450000 автомобилей сократить расход металла на 810 т.