Комбинированное уплотнение вращающегося вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КОМБИНИРОВАННОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА, содержащее установленную на валу манжету из антифрикционного материала и эластичное кольцо, размещенное между манжетой и валом , отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности и увеличения долговечности уплотнения, манжета выполнена Н-образной формы, при этом уплотнение снабжено дополнительным эластичным кольцом, размещенным между манжетой и корпусом. Ф (Л сх О) j;
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1078164
3(Я) F 16 J 15/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТ0РСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 3
ОЪ
Рь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3308908/25-08 (22) 26.06.81 (46) 07.03.84. Бюл. № 9 (72) H. И. Гуревич, А. В. Чинахов и В. E. Изоткин (53) 62-762 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 637583, кл. F 16 J 15/32, 1978.
2. Макаров Г. В. Уплотнительные устройства. М.-Л., «Машиностроение», 1965, с. 26, фиг. 23 (прототип). г (54) (57) КОМБИНИРОВАННОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА, содержащее установленную на валу манжету из антифрикционного материала и эластичное кольцо, размещенное между манжетой и валом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения долговечности уплотнения, манжета выполнена Н-образной формы, при этом уплотнение снабжено дополнительным эластичным кольцом, размещенным между манжетой и корпусом.
1078164
Составитель! . Бутома
Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Тираж 913 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Реда кто р A. Черны х
Заказ 907!29
Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности для герметизации подвижных соединений, и может найти применение в машиностроении, химической промышленности, приборостроении и других областях народного хозяйства.
Известно уплотнение вращающегося вала, выполненное в виде наклонно расположенного в цилиндрической канавке корпуса с натягом на валу эластичного кольца, причем ось цилиндрической поверхности канав- 10 ки наклонена к оси вала в направлении, обратном наклону кольца (1).
Однако известно, что в качестве материала для эластичного кольца в технике очень часто используют резину, существенными недостатками которой являются прилипание к сопрягаемым металлическим поверхностям в состоянии покоя, большие силы трения при страгивании с места подвижной детали соединения, а также возникновение повышенной температуры в зоне контакта, особенно при уплотнении вращающихся соединений пневмосистем, что ведет к преждевременному выходу из строя уплотнительного кольца.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является комбинированное уплотнение вращающегося вала, содержащее установленную на валу манжету из антифрикционного материала и эластичное кольцо, размещенное между манжетой и валом (2).
В известном уплотнении манжета изго30 тавливается из фторопласта-4, пластмассы, текстолита, графита и тому подобных материалов. При больших давлениях эти материалы работают хорошо и при этом сохраняют герметизацию и долговечность. А при небольших давлениях, когда упругости резинового кольца недостаточно для деформирования материала манжеты до полного заполнения всех микронеравностей микрорельефа, уплотняемой поверхности, то в месте контакта манжеты с уплотняемой поверх- 40 ностью образуются неплотности, через ко торые происходит утечка рабочей среды.
К тому же манжета в процессе работы изнашивается, а это тоже ведет к нарушению герметизации и в конечном итоге к замене всего уплотнения.
Недостатком являются также жесткие требования, предъявляемые к обработке уплотняемых поверхностей до 8 — 10 класса и чистоты и 2 — 3 класса точности с последующим хромированием.
Целью изобретения является повышение надежности и увеличение долговечности уплотнения я.
Указанная цель достигается тем, что в комбинированном уплотнении вращающегося вала, содержащем установленную на валу манжету из антифрикционного материала и эластичное кольцо, размещенное между манжетой и валом, манжета выполнена H-образной .формы, при этом уплотнение снабжено дополнительным эластичным кольцом, размещенным между манжетой и корпусом.
На чертеже изображено комбинированное уплотнение, общий вид.
Между валом 1 и корпусом 2 в кольцевой канавке установлено эластичное кольцо 3, манжета 4 и дополнительное эластичное кольцо 5.
Устройство работает следующим образом.
При длительном перерыве в работе резина эластичных колец 3 и 5 прилипает к поверхности вала 1 и корпуса 2 соответственно, обеспечивая надежную герметизацию в этих местах.
В то же время между эластичными кольцами 3 и 5 и манжетой 4 слипание не происходит. Склонность резины прилипать к металлическим поверхностям желательна, но не обязательна, так как эффект, на котором основана работоспособность устройства, заключается в принудительной фиксации резиновых колец относительно вала и корпуса соответствен но, что можно сделать нанесением клеящей композиции на вал и корпус или выполнить накатку для увеличения коэффициента трения ме кду резиновыми кольцами с валом и корпусом.
При вращении вала 1 эластичное кольцо 3 вращается вместе с валом, а кольцо 5 остается неподвижным относительно вала.
Манжета 4 может вращаться вместе с валом
1 или оставаться неподвижной. В виду малого коэффициента трения резиновые уплотнения изнашиваются незначительно.
Технико-экономическая эффективность изобретения состоит в повышении герметичности уплотнения, увеличении его долговечности и уменьшении трудоемкости, связанной с подготовкой уплотняемых поверхностей.