Способ крепления обмотки в пазу электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ I-IAIUHHH, включающий установку обмотки с корпусной изоляцией из термореактивного материала в паз с размещением под обмоткой , над обмоткой и между стержнями обмотки пазовых прокладок, установку пазовых клиньев и формирование пазовых прокладок с образованием криволинейных поверхностей по стержням обмотки, соответствующих поверхностям между гранями стержней обмотки , и отверждение материала пазовых прокладок, отличающийся тем, что, с целью Обеспечения ремонтоспособности , формование криволинейных поверхностей пазовых прокладок производят перед их установкой в паз.
СОЮЭ COBETCHMX
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3(5g Н 02 К 15/00
ГОСУДАРСТВЕНКЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3405907/24-07 (22) 05.03.82 (46) 07,03,84, Бюл, 9 9 (72) Г.A. Алексеев, В.П, Лошкарев и М.Ф. Матросов (71) Производственное объединение
"Уралэлектротяжмаш" им. В.И. Ленина (53) 621,313.04(088.8) (56) 1. AHToHQB М,В., Герасимова Л.С, Технология производства электрических машин, М,, Энергоиздат, 1982, с.с. 273-265, 2. Выложенная заявка ФРГ 92342168, кл. Н 02 К 3/48, 1975. .(54)(57) СПОСОБ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ
В ПАЗУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, вклю„.SUÄÄ1078539 А чающий установку обмотки с корпусной изоляцией из термореактивного материала в паз с размещением под обмоткой, над обмоткой и между стержнями обмотки пазовых прокладок, установку пазовых клиньев и формирование пазовых прокладок с образованием криволинейных поверхностей по стержням обмотки, соответствующих поверхhocTHM между гранями стержней обмотки, и отверждение материала пазовых прокладок, отличающийся тем, что, с целью обеспечения ремонтоспособности, формование криволинейных поверхностей пазовых прокладок производят перед их установкой в паз, 1078539
Изобретение относится к, технологии крепления обмоток в пазах электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.
Известен способ крепления обмотки в пазу электрической машины, включающий установку в паз машины обмотки, размещение на обмотке плоской прокладки под пазовый клин и забивку пазовoro клина Г1 >. 10
Недостатком данного способа является низкая надежность крепления обмотки иэ-за ослабления .крепления . пазового клина под воздействием термодинамических нагрузок при эксплуатации машины.
Известен также способ крепления обмотки в пазу электрической машины, включающий установку обмотки с корпусной изоляцией из термореактивного материала в паз, с размещением под обмоткой, над обмоткой и между стержнями обмотки пазовых прокладок, установку пазовых клиньев и формование пазовых прокладок с образованием криволинейных поверхностей по стержням обмотки, соответствующим поверхностям между гранями стержней обмотки, и отверждение материала пазовых прокладок $2 $.
Недостатком известного способа является невозможность ремонта вышедшей из строя обмотки, так как после формования в пазу пазовые клинья представляют одно целое с обмоткой и сердечником электрической машины.
Цель изобретения — обеспечение ремонтоспособности.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу крепления обмот ки в пазу электрической машины,вклю- 40 чающем установку обмотки с корпусной изоляцией из термореактивного материала в паз с размещением под обмоткой, над обмоткой и между стерж . нями обмотки пазовых прокладок, уста- 45 новку пазовых клиньев и формование пазовых прокладок с образованием криволинейных поверхностей, соответствующих поверхностям между гранями стержней обмотки,и отверждение материала пазовых прокладок, формование криволинейных поверхностей пазовых прокладок производят перед их установкой в паз.
На чертеже показана двухслойная стержневая обмотка, установленная в пазу статора электрической машины.
Способ крепления обмотки в пазу электрической машины осуществляется следующим образом. 60
На дно паза 1 сердечника 2 размещают прокладку 3, обрацая ее плоской поверхностью ко дну паза 1, а криволинейной поверхностью вверх.
Затем в паз 1 вкладывают два стержня 4 обмотки, содержащие проводники 5 и корпусную термореактивную изоляцию б, Наружные грани корпусной изоляции б в пазовой части стержней 4 сопряжены криволинейной поверхностью 7. При вкладывании стержней в паз между ними размецают прокладку 8, прикладывая ее криволинейные поверхности к криполинейным поверхностям 7 корпусной изоляции 6 стержней 5, Поверх стержней 4 размещают прокладку 9, прикладыцая ее криволинейную поверхность к криволинейной поверхности корпусной изоляции 6 стержня 4. На прокладку 9 размещают твердую плоскую прокладку 10, которую при установке пазового клина 11 на свое место прижимают с помощью приспособления в сторону стержней 4 обмотки,. У прокладок 3, 8 и 9 кривизна криволинейных поверхностей выполнена совпадающей с кривизной прилегаемых к ним поверхностей 7 корпусной изоляции б стержней
4, Прокладка 9 может бЫть приклеена к прокладке 10, что облегчит установку пазового клина 11 на свое место.
Эластичный слой прокладок 3, 8 и 9 может быть изготовлен отверждением в пресс-форме, что сокращает производственный цикл при сборке статора. Слой может быть изготовлен отверждением на прилегаемой поверхности обмотки, в результате чего устраняется необходимость прессформы, что целесообразно в ремонтных целях. Эластичный слой прокладок 3, 8 и 9 может быть изготовлен из эластомера на основе полиуретанового .каучука, что обеспечивает необходимое качество.
Изготовленный предлагаемым способом статор с крокладкой 9, выполненный с криволинейной поверхностью эластичного слоя, сопрягаемой с криволинейной поверхностью 7 корпусной изоляции 6 стержня 4, обеспечивает передачу давления обмотки на клин 11 с достаточной равномерностью по всей ширине паза 1 благодаря отсутствию просветов между прокладкой 9 и стержнем 4 обмотки, Кроме того, у такого статора благодаря упругой деформации эластичного слоя прокладок 3, 8 и 9 в зоне прилегания к обмотке указанная равномерность распределения давления обмотки на клин 11 сохраняется в достаточной степени и при эксплуатации статора.
При всех изменениях расстояния между клином 11 и стержнем 4 обеспечивается сохранение необходимой стабильности давления глежду ними благодаря изменению толщины эластичного слоя прокладки 9 в ределах
1078539
Составитель В. Воскобойников
Редактор Н. Ковалева Техред Л.Коцюбняк Корректор C . Патрушева
Заказ 979/48 Тираж 667 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 упругих деформаций. Заполненность пространства цаэа 1 между стержнями,4 и стенкой паза 1 уменьшает также вентиляционные потери благодаря отсутствию просветов между стержнямн 4 обмотки и прокладками 3, 8 и 9. 5
Все прокладки после выемки иэ паза в связи с ремонтом могут быть использованы повторно, т.е. статор, изготовленный таким Образом, имеет хорошую ремонтоспособность.
Изобретение позволяет повысить ремонтоспособность обмоток при креплении их в пазах электрических машин.