Делительный механизм зубообрабатывающего станка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗУБООБРАБАТЫВАЮЩЕГО СТАНКА, входной и вы; ходней валы которого, несущие соответственно статор н ротор гидродангатепя, соединены муфтой , управляемой парой вннт-гайка, отличающийся тем , что, с целью снижения трудоемкости наладки, винт и гайка размещены на двух дополнительно введенных в мехаиизм соосных валах, соответственно связанных с выходным и входным валами, а гайка выполнена в виде установленного с возможностью вращения корпуса, расположенной на наружной поверхности корпуса с возможностью вращения с ним и поступательного перемАцения вдоль него гильзы, закрепленного на гильзе ролика и двуплечего рычага, смонтированного в корпусе с возможностью качашя от ролика при поступательном перемещении гильзы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

МЩЦ М

РЕСПУБЛИК

А (191 SU (ш

3 511 В 23 F 23/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

0ПИСЛНИЕ ИЗОЫ КткниЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2964017/25-08 (22) 23.07.80 (46) 1503.84. Бюл. И 10 (72) И. С. Романов (71} Саратовское специальное конструкторское бюро зубообрабатывающих станков (53) б21; 834(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР по заявке

Ю 2711150/08, кл. В 23 F 23/08, 1979 (прототип) . (54) (57) ДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗУБООБРАБАТЫВА10ЩЕГО СТАНКА, входной и выходной валы которого, несущие соответственно статор и ротор гидродвигателя, соединены муфтой, управляемой парой винт-гайка, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости наладки, винт и гайка размещены на двух дополнительно введенных в механизм соосных валах, соответственно связанных с выходным и входным валами, а гайка выполнена в виде установленного с возможностью вращения корпуса, расположенной на наружной поверхности корпуса с возможностью вращения с ним и поступательного перемещения вдоль него гильзы, закрепленного на гильзе ролика и двуплечего рычага, смонтированного в корпусе с возможностью качания от ролика при поступательном перемещении гильзы.

1079382

Изобретение относится к станкостроению и может быть применено при производстве зубообрабатывающих станков.

Известен делительный механизм зубообрабатывающего станка, Входной н выходной валы 5 которого, несущие соответственно статор и ротор гндродвигателя, соединены муфтой, управляемой парой винт-гайка f1).

Однако пара винт-гайка расположена между статором и ротором в труднодоступной зоне, 10 что усложняет наладку делнтельного механизма.

Цель изобретения — снижение трудоемкости наладки.

Поставленная цель достигается тем, что в делнтельном механизме зубообрабатывающего 15 станка, входной и выходной валы которого, несущие соответственно статор и pofop, соединены муфтой, управляемой парой винт-гайка, последние размещены на двух дополнительно введенньи в механизм соосных валах, соответ- 20 ственно связанных с выходным н входным валами, а гайка выполнена в виде установленного с воэможностью вращения корпуса, расположенной на его наружной поверхности с Возможностью вращения с ним и поступательного перемещения вдоль aего гильзой, закрепленного на гильзе ролика и двуплечего рычага, смонтированного в корпусе о возможностью качания от ролика нри поступательном перемещении гильзы. 30

На фиг. 1 изображен делительный механизм, общий вид; на фиг. 2 — Вид А на фиг. 1.

На входном валу 1 делительного механизма жестко закреплен статор 2 гндродвигателя 3.

Ротор 4 последнего жестко связан с выходным валом 5 механизма. Между статором 2 и рота35 ром 4 установлены полумуфты 6 и 7. Полумуф та 6 жестко закреплена на сгаторе 2, а полумуфга 7 — на роторе 4 и за счет пптонкн 8 может вращаться вместе с ротором 4 при расцепленных полумуфтах 6 н 7, à также перемещаться вдоль ротора 4. На полумуфте б жестко закреплено зубчатое колесо 9. На выходном валу 5 жестко закреплено зубчатое колесо 10. Колесо

9 находится s постоянном зацеплении с зубчатым колесом 11, которое жестко связано с корпусом; . 45

12, являющимся одним из элементов гайки пары винт-гайка, которая управляет полумуфтамн б н 7. Зубчатое колесо 10 взаимодействует с зубчатым колесом 13, причем колеса 9, 10, 11 и 13 имеют равные модули и числа зубьев. Корпус 12 закреплен s подшипниках 14 с возможностью вращения.

На наружной поверхности корпуса 12 закреплена гильза 15, являющаяся также элементом гайки пары винт-гайка.

Птльза 15 за счет шпонки 16 может вращаться вместе с корпусом 1 2 н перемещаться вдоль него поступательно. Перемещение полумуфты 7 вдоль ротора 4 и гильзы 15 вдоль корпуса 12 осуществляется синхронно дифференциальным гидроцилиндром 17 через тягу 18, которая взаимодействует с кольцевыми проточками полумуфты 7 и гильзы 15. На гильзе размещен ролик 19, который при продольном перемещении гильзы 15 по корпусу 12 воздействует на двуплечий рычаг 20, ось качания которого закреплена на корпусе 12. Таким образом, в паре винт 21 — гайка, управляемой муфтой, гайка представляет собой корпус 12, гильзу

15, ролик 19 и двуплечий рычаг 20. Винт 21 расположен внутри корпуса 12 и жестко связан с валом 22, одна из частей которого кинематически связана через щпонку 23 с зубчатым колелесом 13 и через зубчатое колесо 10 с выходным валом 5. Корпус 12 и вал 22 установлены соосно. Установка винта 21 в исходное положение осуществляется пружиной 24. Упор 25 служит для выставки исходного аксиального положения винта 21. Гидролинии 26 и 27 и связанные с ними гидрораспределители 28 и 29, включаемые электромагнитами 30 и 31, предназначены для управления. работой механизма, Датчик

32 служит для контроля чисел оборотов ротора 4 при его вращении относительно статора 2 при делении. Датчик 33 предназначен для контроля окончания сцепления полумуфт б и 7 юсле деления. Дроссель 34 предназначен для управления скоростью вращения ротора 4 при делении, На полумуфте 7 выполнен зуб 35, а на полумуфте б — торцовой скос 36, сопряга- а, емый с впаянной 37 этой полумуфты. Делительный поворот ротора 4 относительно статора 2 может производиться как нри вращении входного вала 1, так и при фиксированном его положении.

При вращении входного вала 1 механизм работает следующим образом.

В этом случае делительяый механизм работает аналогично дифференциалу: обороты выходного вала 5 суммируются (или вычитаются в зависимости от направления вращения входного вала 1 со статором 2) с оборотами входного вала 1. Перед делнтельным поворотом ротора 4 элементы механизма находятся в состоянии, показанном на фиг. 1. Входной в;л 1 и выходной 5 вращаются синхронно за счет сцепления полумуфт 6 и 7, обеспечиваемого гидроцилиндром 17, который при этом занимает крайнее левое положение. Синхронно вращаются колеса 9 и 10. Синхронно вращается колесо 11 с корпусом 12, гильза !5, колесо

13 ч винт 21. При этом гильза 15 занимает крайнее левое положение, при котором ролик

19, воздействуя на двуплечий рычаг 20, обеспечивает вывод последней из винтовой канавки сне 2

Mggg3g Заказ 1218 10 Ти 1037 Qo cuoe

Филиал ППП теит, г.ужтород, ул.Проектная, 4 з 10793 винта 21. Гидрораспределители 28 и 29 занимают крайние правые положения, электромагниты

30 и 31 выключены. Гидролиння 26 заперта гидрораспределителем 28, а гидролнния 27 через гидрораспределитель соединена со сливом.

Перед началом деления включаются электромагниты 30 н 31. Гидрораснределители 28 и 29 занимают крайние правые положения, при этом гидролиния 26 соединена со сливом, а гндролиния 27 — с давлением. Гидроцилиндр 17 за счет разности площадей в шпонках перемещается в крайнее правое положение, при этом через тягу 18 перемещаются гильза 15 и полумуфта 7. Ролик 19, воздействуя на рычаг 20, заводит ее в зацепление с винтом 21, t5

Полумуфта 7, продолжая давления вправо вдоль ротора 4, расценляется с полумуфтой 6, после чего статор 2 вращается с прежней скоростью, равной скорости вращения вала 1, а ротор 4 вращается относительно статора 2 20 со скоростью, определяемой настройкой дросселя 34. При этом обороты ротора 4 суммируются (вычитаются) с оборотами ста ора 2. За счет разницы в скоростях вращения зубчатых колес 10 и 13 (рассогласования по оборотам) винт 21, вращаясь, перемещается вправо, преодолевая усилие пружины 24. Каждый оборот ротора 4 относительно статора 2 сопровождается перемещением винта 21 вправо на величину шага винтовой канавки. Когда

Ipoxop 4 завершает относительно статора 2 по. следний оборот, винт 21 при своем движении вправо воздействует на датчик 32, который подает команду на выключение электромагнитом 31 гидродвигателя 29. Последний переключается в крайнее правое положение. При этом гидролиния 27 соединяется через гидрораспределитель 29 со сливом, а гидроцилиндр 17 через тягу 18 перемещает влево полумуфту 7 вдоль шпонки 8 и гильзу 15 вдоль шпонки 16. При 4 перемещении гильзы 15 ролик 19, воздействуя на рычаг 20, выводит его из зацепления с винтом 21, который возвращается пружиной

82 4

24 в исходное крайнее левое положение. После выхода из зацепления рычага 20 с винтом 21 перемещение полумуфты 7 влево вплоть до сцепления с полумуфтой 6 сопровождается контактом зуба 35 полумуфты 7 с торцовым скосом 36 .полумуфты 6. Деление заканчивается при эападании зуба 35 во впадину 37. Этим обеспечивается гарантнров анное сцепление полумуфт б и 7 после того, как ротор 4 завершит строго заданное число оборотов относительно статора 2. В конце сцепления полумуфт 6 и

7 тяга 18 воздействует на датчик 33, который подает команду на выключение электромагнитом

30 гидрораспределителя 28. Последний переключается в крайнее правое положение.

При этом гидролиния 26 запирается и следовательно, запирается гидродвигатель 3. После сцепления полумуфт б и 7 статор 2 и ротор 4 вращаются синхронно, т. е. синхронно вращаются валы 1 и 5. Перемещая датчик 32, можно изменить требуемое число оборотов ротора 4 относительно статора 2 при деленян.

При фиксированном положении входного вала 1 механизм работает следующим образом.

Разница по сравнению с предыдущим режи мом работы механизма заключается в том, что эубчатые1колеса 9 и 11 неподвижны, так как жестко зафиксирован входной вал 1. Неподвижен корпус 12, а перемещение гильзы возможно только вдоль шпонки.

Следовательно, в этом случае при делительном повороте ротора 4 относительно статора 2 суммирование (вычк ганне) оборотов валов 1 и 5 не производится.

Эффективность изобретения заключвется в улучшении доступа для обслуживания механизма деления и снижения трудоемкости его перека: ладки, так как элементы управления муфтой размещены в легко доступной зоне, которую можно визуально контролировать. Сокращаетсй время переналадки при смене номенклатуры обрабатываемых зубчатых колес.