Объемный гидропривод самоходной транспортной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОБЪЕМНЫЙ ГИДРОПРИВОД САМОХОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ , содержащий приводной двигатель, связанный с регулируемым реверсивным гидронасосом, соединенным магистралями с приводными гидромоторами, вспомогательный гидронасос подпитки с клапанами подпитки, кран управления и золотниковые гидрораспределртели, установленные в магистралях связи гидромоторов с реверсивным гидронасосом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения надежности торможения самоходной транспортной машины, он снабжен насосом-дозатором, кинематически связанным , с тормозной педалью и гидравлически с управляющей торцовой полостью каждого из упомянутых гидрораспределителей , включающих в себя дросселирующий элемент для связи магистралей гидромоторов в режиме торможения. (Л 4 ас
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1079481 (д1) В 60 К 17/20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,;;! j
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
h (54) (57) ОБЪЕМНЫЙ ГИДРОПРИВОД
САМОХОДНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ, содержащий приводной двигатель, связанный с регулируемым реверсивным (21) 3393163/27-11 (22) 12.02.82 (46) 15.03.84. Бюл. № 10 (72) Б. А. Канбаков, А. С. Кабиев, А. Г. Кауц, К. К. Райский, К. М. Аюпова и А. Бейсекеев (71) Карагандинский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и экспериментальный и нститут Гипроуглегормаш (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 679436, кл. В 60 К 17/10, 1977. гидронасосом, соединенным магистралями с приводными гидромоторами, вспомогательный гидронасос подпитки с клапанами подпитки, кран угГравления и золотниковые гидрораспределители, установленные в магистралях связи гидромоторов с реверсив ным гидронасосом, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения надежности торможения самоходной транспортной машины, он снабжен насосом-дозатором, кинематически связанным. с тормозной педалью и гидравлически с управляющей торцовой полостью каждого из упомянутых гидрораспределителей, включающих в себя дросселирующий элемент для связи магистралей гидромоторов в режиме торможения.
1079481
Изобретение относится к объемным гидравлическим приводам самоходных транспортных машин и может быть использовано в строительно-дорожном, сельскохозяйственном, горнорудном и угольном машиностроении.
Известен объемный гидропривод самоходной транспортной машины, содержащий приводной двигатель, связанный с регули руем ым реверсивн ым гидронасосом, соединенным магистралями с приводными гидромоторами, вспомогательный гидронасос подпитки с клапанами подпитки, кран управления и золотниковые гидрорасп ределители, установленные в магистралях связи гидромоторов с реверсивным гидронасосом (1).
Недостатками этого гидропривода является то, что регулируемая гидрообъемная передача выполняет только функции тяги, а функцию торможения — специальное тормозное устройство механического типа. Торможение и останов машины при неработающем приводе двигателя вообще невозможно, так как в этом случае шунтирующие элементы соединяют напорные и сливные магистрали гидромоторов между собой и они работают свободно в режиме насосов, т.е. в режиме свободного наката, что приводит к частичному нагреванию рабочей жидкости в замкнутом контуре циркуля1 ции.
Целью изобретения является повышение эффективности путем обеспечения надежности торможения самоходной транспортной машины.
Поставленная цель достигается тем, что объемный гидропривод самоходной транспортной машины, содержащий приводной двигатель, связанный с регулируемым реверсивным гидронасосом, соединенным магистралями с приводными гидромоторами, вспомогательный гидронасос подпитки с клапанами подпитки, кран управления и золотниковые гидрораспределители, установленные в магистралях связи гидромоторов с реверсивным гидронасосом, снабжен насосом-дозатором, кинематически связанным с тормозной педалью и гидравлически с управляющей торцовой полостью каждого из упомянутых гидрораспределителей, включающих в себя дросселирующий элемент для связи магистралей гидромоторов в режиме торможения.
На фиг. 1 показана принципиальная гидравлическая схема объемного гидропривода; на фиг. 2 — конструкция золотникового гидрораспределителя в крышке приводного гидромотора.
Объемный гидропривод (фиг. 1) содержит приводной двигатель 1, кинематически с ним связанные регулируемый гидронасос 2 и вспомогательный насос 3, кран управления
4 и блок предохранительных клапанов 5, 5
55 установленные параллельно гидронасосу 2 и гидромоторам 6 и гидравлически связанные с гидролиниями 7 и 8, золотниковый гидрораспределитель 9, соединенный с приводом гидролиниями 10 и 11, с гидронасосом 2 — гидролиниями 7 и 8 и насосомдозатором 12 гидролинией 13. На напорной магистрали вспомогательного насоса 3 установлены предохранительный клапан 14 и подпиточные клапаны 15, гидравлически сообщенные непосредственно с гидролиниями 10 и 11 гидромотора 6. Насос-дозатор 12 кинематически связан с тормозной педалью
16.
Золотниковый гидрораспределитель (фиг. 2) размещен в крышке 17 приводного гидромотора 6 и имеет золотник 18, толкатель 19, кинематически связанный с золотником 18, пружину 20, гидрополости 7 и 8, 10 и 11 и 13. Золотник 18 имеет дросселирующий элемент 21 с отверстиями 22 и 23, кромки 24 и 25, а в корпусе 17 имеются кромки 26 и 27.
Объемный гидропривод работает следующим образом.
Приводной двигатель 1 самоходной транспортной машины (фиг. 1) вращает валы регулируемого гидронасоса 2 и вспомогательного насоса 3. Вспомогательный насос 3 заполняет контур гидропередачи гидронасос-гидромоторы и в дальнейшем осуществляет подпитку гидромоторов 6 через подпиточные клапаны 15 под определенным давлением, зависящим от настройки предохранительного клапана 14. Регулируемый гидронасос 2 при установлении требуемой величины рабочего объема вращает гидромоторы 6 со скоростью, определяемой производительностью гидронасоса 2. Изменение направления вращения гидромотора 6, следовательно изменение направления движения транспортной машнны, достигается реверсированием гидронасоса 2. Рабочая жидкость циркулирует в замкнутой гидропередаче: гидронасос 2 — гидролиния 7— золотниковый гидрораспределитель 9 гидролиния 10 — гидромотор 6 — гидролиния 11 — золотниковый гидрораспределитель 9 — гидролиния 8 — гидронасос 2, с которой сообщаются предохранительные клапаны 5, предназначенные для предохранения гидропередачи от черезмерных нагрузок, и кран управления 4, предназначенный для движения транспортной машины накатом, достигаемого соединением между гидролиниями 7 и 8.
Торможение самоходной транспортной машины осуществляется двумя способами; самой гидропередачей и специальным тормозным устройством.
Торможение самой гидропередачей производится уменьшением производительности гидронасоса 2 до минимального значения или до нуля, т.е. путем уменьшения угла
1079481 з отклонения блока цилиндров гидронасоса 2 вплоть до нуля. При этом гидролинии 7 и 8 запираются блоками цилиндров гидронасоса 2, поскольку угол его отклонения— около нуля относительно оси вращения, причем торможение транспортной машины осуществляется при ее движении в любом направлении и под любым углом наклона к горизонтали. Такой способ торможения сводится к управлению водителем производительностью гидронасоса 2 и отлича- 10 ется простотой и экономичностью, так как устройство для регулирования скоростью движения транспортной м ашины одновременно является и тормозным, а само торможение не сопровождается дросселированием потока рабочей жидкости в замкнутой гидропередаче, и следовательно, тепло при торможении не выделяется.
Второй способ торможения транспортной машины осуществляется специальным 20 тормозным устройством, состоящим из золотникового гидрораспределителя 9, соединенного гидролиниями 7 и 8, 10 и 11, с гидронасосом 2 и гидромотором 6, и насоса-дозатора 12, связанного гидролинией
13 с полостью управления золотникового гидрораспределителя 9 и кинематически связанного с тормозной педалью 16. При нажатии на тормозную педаль 16 насосдозатор 12 за счет давления и дозированного потока рабочей жидкости, подаваемой по гидролинии 13 в торцовую полость золотникового гидрораспределителя 9, перемещает последний, преодолевая усилие пружины, до другого крайнего положения. 3олотниковый гидрораспределитель 9 в другом крайнем положении (в правом отно- З5 сительно чертежа) соединяет гидроли ни и
7 и 8 между собой и тем самым замыкает гидронасос 2 на себя, в результате чего прекращается подвод мощности к приводным гидромоторам 6, и запирает полости
40 гидромотора 6, осуществляя затормаживание транспортной машины. В этом положении золотникового гидрораспределителя 9 образуется два независимых контура.
Первый гидронасос 2 — золотниковый 4> гидрораспределитель 9, в котором может циркулировать поток ра бочей жидкости, определяемый положением блока цилиндров гидронасоса 2; второй: гидромотор 6— золотниковый гидрораспределитель 9, в котором нет циркуляции рабочей жидкости, 50 так как гидролинии 10 и 11 заперты золотниковым гидрораспределителем 9, а сами эти гидролинии (в зависимости от направления приложения нагрузки на гидромотор 6) имеют возможность непрерывно подпитываться через клапаны 15 от насоса 3.
При отпускании тормозной педали 16 насос-дозатор 12 и золотниковый гидрораспределитель 9 под действием пружин занимают исходные положения (как показано на фиг. 1), и тем самым полости гидронасоса 2 и гидромоторов 6 образуют замкнутый контур гидропередачи. При нажатии на тормозную педаль 16 по гидролинии 13 (фиг. 2) поступает дозированный поток рабочей жидкости в полость управления золотникового гидрораспределителя, и толкатель
19 перемещает золотник 18, преодолевая усилие пружины 20, в другое крайнее положение. При этом золотник 18 в промежуточном нефиксированном положении благодаря дросселирующему элементу 21 соединяет напорные магистрали гидронасоса и гидромотора с их сливной магистралью, вследствие чего исключаются гидравлические удары в контуре: гидронасос 2 — золотниковый гидрораспределитель 9 и гасятся гидравлические удары в контуре; гидромотор 6золотниковый гидрораспределитель 9. Торможение транспортной машины при ее стоянке осуществляется механическим стояночным тормозом, например устройством храповичного типа.
Таким образом, предлагаемый объемный гидропривод самоходной транспортной машины обеспечивает надежность торможения при любых режимах работы. Торможение самой гидропередачей гидронасос-гидромоторы в сочетании с тормозным устройством в виде специального насоса-дозатора и золотникового гидрораспределителя позволяет отказаться от обычных трансмиасионных. или колесных тормозов самоходной транспортной машины, что делает ее менее сложной, более экономичной и надежной. Надежность торможения и точность остановки самоходной транспортной машины достигается отсутствием в гидропередаче постоянно работающих дросселирующих элементов, нагревающих рабочую жидкость, применением независимого источника торможения, приводимого в действие по желанию водителя, отсутствием гидра влйческих ударов в гидропередаче при переключении золотниковых гидрораспределителей, расположением запирающих полости гидромоторов устройств непосредственно у каждого гидромотора в едином с ним корпусе, исключающим необходимость применения трубопроводов или гибких рукавов между гидромотором и золотниковым гидрораспределителем и обеспечивающим неразрывность потока рабочей жидкости в гидропередаче.
1079481
Редактор Л. Повхан
Заказ 1229/!5
Составитель Барыков С.
Техред И. Верес Корректор О. Тигор
Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4