Канатно-транспортный агрегат

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КАНАТНО-ТРАНСПОРТНЫЙ АГРЕГАТ , содержащий транспортную каретку с опорными катками, стопорными тормозными и двумя фрикционными барабанами,связанными с ветвями замкнутого тягового каната , а также механизм подъема груза с подъемным канатом, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности тягового каната путем, устранения его перемотки на фрикцио.нных барабанах, он снабжен дополнительной подъемной кареткой с парой опорных катков, и роликом, огибаемым подъемным канатом, один конец которого закреплен на упомянутой каретке.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(5g В 61 В 7(02 с

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;

1 ,1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2997394/27-11 (22) 27.10.80 (46) 15.03.84. Бюл. № 10 (72) В. А. Иванов, В. С. Гранат, P. М. Лешак и В. В. Пагулич (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (53) 621.864 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР № 451556, кл. В 61 В 7/02, 1972 (прототип). (54) (57) КАНАТНО-ТРАНСПОРТНЫ Л АГРЕГАТ, содержащий транспортную каретку

ÄÄSUÄÄ 1079506 А с опорными катками, стопорными тормозными и двумя фрикционными барабанами, связанными с ветвями замкнутого тягового каната, а также механизм подъема груза с подъемным канатом, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности тягового каната путем устранения его перемотки на фрикционных барабанах, он снабжен дополнительной подъемной кареткой с парой опорных катков, и роликом, огибаемым подъемным канатом, один конец которого закреплен на упомянутой каретке.

СР

Ж

1,Д

СР

1079506

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к подвесным канатным дорогам, преимущественно для монтажа трубопроводов в горных условиях.

Известен канатно-транспортный агрегат, содержащий транспортную каретку с опорными катками, стопорными тормозными и двумя фрикционными барабанами, связанными с ветвями замкнутого тягового каната, а также механизм подъема груза с подъемным канатом (1).

Недостаток известного агрегата заключается в быстрой изнашиваемости каната.

Цель изобретения — повышение долговечности тягового каната путем устранения

его перемотки на фрикционных барабанах.

Поставленная цель достигается тем, что в канатно-транспортный агрегат, содержащий транспортную каретку с опорными катками, стопорными тормозными и двумя фрикционными барабанами, связанными с ветвями замкнутого тягового каната, а также механизм подъема груза с подъемным канатом, снабжен дополнительной годъемной кареткой с парой опорных катков и роликом, огибаемым подъемным канатом, один конец которого закреплен на упомянутой каретке.

На фиг. 1 показана конструкция канатно-транспортного агрегата, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. !.

Канатно-транспортный агрегат состоит из транспортирующего блока, включающего корпус 1, опорные катки 2, которые опираются на несущий канат 3, стопорный тормоз 4, два фрикционных барабана 5 и 6 и подъемного блока, аналогичного по конструкции транспортирующему блоку и состоящего из корпуса 7, опорных катков 8, стопорного тормоза 9 и двух фрикционных барабанов IO и 11. Конструкции фрикционных барабанов 5

6, IO и 11 транспортирующего и подъемного блоков аналогичны.

Конструкции барабанов 10 и 11 не показаны и обозначения элементов барабана

10 принимаем соответствующими обозначению элементов барабана 6, а обозначения элементов барабана 11 — соответственно обозначению элементов барабана 5.

Фрикционные барабаны 5, 6, 10 и 11 состоят из реборд 12 и 13, в которых равномерно по окружности в подшипниковых узлах установлены поворотные цилиндрические наделки 14 и 15 с винтовой нарезкой.

Поворотные наделки 14 и 15 охвачены витками трения тягового каната 16 и имеют на разных барабанах противоположное направление винтовой нарезки. Например, наделки 14 фрикционных барабанов 5 и 11 имеют левое направление винтовой нарезки, а наделки 15 фрикционных барабанов 6

Зо

55 и 10 — правое. На концах наделок 14 и 15 установлены шестерни 17 и 18, зацепляющиеся с центральными шестернями 19.и 20, которые смонтированы на валах 21 и 22 с возможностью свободного вращения.

На концах трех из общего числа наделок 14 и 15 равномерно по окружности дополнительно установлены сателлитные шестерни 23 и 24, имеющие равное число зубьев с с оответствующи ми солнечны ми шестернями 25 и 26.

Фрикционные барабаны 5, 6, 10 и 11 снабжены тормозами 27 — 30 с регулируемой величиной прижатия тормозного элемента.

К транспортирующему блоку с помощью тяги 31 жестко закреплена поддерживающая каретка, состоящая из корпуса 32, опорных катков 33 и неподвижно закрепленного ролика 34.

Трубозахватное приспособление 35 при помощи роликов 36 подвешено на подъемном канате 37, один конец которого крепится к корпуса у 1 транспортирующего блока, а другой конец, огибающий ролик 34 поддерживающей каретки, крепится к корпусу 7 подъемного блока.

Канатно-транспортный агрегат работает следующим образом.

Затормаживают при помощи тормозов 27 и 29 с регулируемой величиной прижатия тормозного элемента фрикционные барабаны 5 и 10 на транспортирующем и подъемном блоках, связанные с верхней ветвью тягового каната 16. При этом наделки 14 фрикционного барабана 5 и наделки 15 фрикционного барабана 10, охваченные витками трения тягового каната 16, стопорятся, вследствие чего оба блока — транспортирующий и подъемный, оказываются неподвижно связанными с тяговым канатом 16 и при движении верхней ветви тягового каната 16, например, слева направо, блоки перемещаются в том же направлении.

Рассмотрим при э ом работу барабанов 6 и 11.

При движении агрегата в направлении движения верхней ветви тягового каната 6 наделки 15 фрикционного барабана 6 и наделки 14 фрикционного барабана 11 под действием момента от сил трения (между витками тягового каната 16 и наделками 15 и 14). приводятся во вращение. При этом сателлитные шестерни 24 и 23, зацепляющиеся с соответствующими неподвижными солнечными шестернями 26 и 25, приводят во вращение реборды 13 и 12, связанные с валами 22 и 21 барабанов 6 и 11. Одновременно приводятся во вращение три наделки 15 и 14, на которых смонтированы шестерни 24 и 23. Установленные на этих наделках шестерни 18 и 17 приводят соответственно во вращение центральные шестерни 20 и 19, которые, вращаясь относительно валов 22

1079506 и 21, в свою очередь, приводят во вращение вокруг собственных осей остальные наделки 15 и 14 посредством шестерен 18 и 17 на концах наделок. Так как число зубьев у всех шестерен 18 и 17 одинаково, то наделки 15 и 14 вращаются с одинаковым по отношению друг к другу числом оборотов.

В результате фрикционные барабаны 6 и 11 вместе с наделками 15 и 14 и ребордами 13 и 12 свободно вращаются, перепуская через себя путем перемотки перемещающийся поступательно тяговый канат 16.

Тяговый канат 16, перематываясь на фрикционных барабанах 6 и 11, стремится сместиться в осевом направлении (за один оборот — на шаг траектории винтовой навивки каната на барабанаф При этом наделки 15 и 14 с винтовой нарезкой, вращаясь вокруг собственных осей, смещают витки каната 16 в первоначальное положение.

В результате трения витки каната 16 занимают постоянное положение на фрикционных барабанах 6 и 11. Для удержания агрегата в неподвижном состоянии, особенно на наклонных участках, предусмотрены стопорные тормоза 4 и 9, замыкающие корпуса блоков с несущим канатом 3.

Обратное движение канатно-транспортного аграгата по трассе осуществляется по аналогичной схеме, но при затормаживании двух фрикционных барабанов, связанных уже нижней ветвью тягового каната 16, движущегося справа налево.

При остановке агрегата без остановки привода тягового каната все фрикционные барабаны 5, 6, 10 и 11 свободно вращаются, перематывая поступательно движущийся тяговый канат !6. Спуск и подъем груза производится при включенном стопорном тормозе 4, неподвижно фиксирующем транспортирующий блок с жестко закрепленной поддерживающей кареткой. Если верхняя ветвь тягового каната 16 движется слева направо, то нижняя ветвь тягового каната 16 движется в противоположном направлении, т.е. справа налево. Для подъема груза затормаживаем тормозом 29 фрикционный барабан,!0 подъемного блока. При этом тяговый канат 16 оказывается неподвиЖно связанным с фрикционным барабаном 10, и при принятом направлении движения тягового каната 16 подъемный блок двигается слева направо, перемещая подъемный канат 37, в результате чего трубозахватное приспособление вместе с грузом поднимается.

При спуске груза затормаживают фрикционный барабан.l l подъемного блока, который в результате этого оказывается связанным с нижней ветвью тягового каната 16.

При этом подъемный блок перемещается справа налево, в результате чего трубозах2о ватное приспособление 35 вместе с грузом опускается.

Движение канатно-транспортного агрегата и спуск (подъем) груза производится при заторможенных барабанах, что исключает перемотку каната под нагрузкой.

Вращение фрикционных барабанов осуществляется при холостом режиме, т.е. при отсутствии нагрузки на барабанах.

Применение предлагаемого канатно-транспортного агрегата преимущественно для монтажа трубопроводов в горных условиях обеспечивает достижение значительного технико-экономического эффекта, а именно повышение долговечности тягового каната путем устранения его перемотки под нагрузкой и как следствие — повышение эффективности канатной дороги.

1079506

ВиУА

Редактор С. Лисина

Заказ 1231/16

Составитель Л. Трофимчук

Техред И. Верес Корректор Ю.Макаренко

Тираж 508 Подлисное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4