Надувной парус
Иллюстрации
Показать всеРеферат
НАДУВНОЙ ПАРУС, выполненный в виде вертикального крыла симметричного профиля из газонепроницаемой оболочки , содержащий наружную систему вант. г шланги для подачи и стравливания сжатого газа и привод поворота паруса вокруг вертикальной оси, отличающийся тем, что, с целью обеспечения рифления паруса и повышения его живучести, газонепроницаемая оболочка содержит жесткие профилированные диафрагмы, которыми она разделена на газонепроницаемые отсеки, снабженные индивидуальными шлангами с арматурой для подачи и стравливания сжатого газа, причем каждая пара рядом расположенных диафрагм связана между собой крестообразно соединенными нерастяжимыми расчалками. СО СП 4 кэ Смгать/и фиеЛ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК з(я) В 63 Н 9/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3462230/27-11 (22) 02.07.82 (46) 15.03.84. Бюл. № 10 (72) Ю. С. Крючков (71) Николаевский ордена Трудового Красного Знамени кораблестроительный институт им. адмирала С. О. Макарова (53) 629.12.014.22 (088.8) (56) 1. Заявка Франции № 2432431, кл. В 63 Н 9/06, опублик. 1975 (прототип). (54) (57) НАДУВНОЛ ПАРУС, выполненный в виде вертикального крыла симметричного профиля из газонепроницаемой оболочки, содержащий наружную систему вант, „„SU„„1079542 A шланги для подачи и стравливания сжатого газа и привод поворота паруса вокруг вертикальной оси, отличающийся тем, что, с целью обеспечения рифления паруса и повышения его живучести, газонепроницаемая оболочка содержит жесткие профилированные диафрагмы, которыми она разделена на газонепроницаемые отсеки, снабженные индивидуальными шлангами с арматурой для подачи и стравливания сжатого газа, причем каждая пара рядом расположенных диафрагм связана между собой крестообразно соединенными нерастяжимыми расчалками.
1079542
Изобретение относится к судостроению и может найти применение для судов различных типов и размеров, а также для наземных транспортных средств, Преимущественно изобретение может быть использовано на транспортных парусных и моторнопарусных судах.
Известен надувной парус, выполненный в виде вертикального крыла симметричного профиля из газонепроницаемой оболочки, содержагций наружную систему вант, шланги для подачи и стравливания сжатого газа и привод поворота паруса вокруг вертикальной оси (1).
Недостатками известного паруса являются его низкая живучесть, обусловленная однокамерным исполнением, отсутствием 15 возможности рифления паруса при усилении ветра и сложность конструкции вантовой системы.
Цель изобретения — обеспечение рифления паруса и повышение его живучести.
Указанная цель достигается тем, что в надувном парусе, выполненном в виде вертикального крыла симметричного профиля из газонепроницаемой оболочки, содержащем наружную систему вант, шланги для подачи и стравливания сжатого газа и привод поворота паруса вокруг вертикальной оси, газонепроницаемая оболочка содержит жесткие профилированные диафрагмы, которыми она разделена на газонепроницаемые отсеки, снабженные индивидуальными шлангами с арматурой для подачи и страв- 30 ливания сжатого газа, причем каждая пара рядом расположенных диафрагм связана между собой крестообразно соединенными нерастяжимыми расчалками.
На фиг. 1 показан предлагаемый парус, установленный в рабочем положении, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг.
4 — то же, при уменьшении площади парусности (рифление); на фиг. 5 — то же, при разрыве оболочки одной из камер; на фиг. 6 - 4О парус в убранном положении; на фиг. 7— узел стыковки и соединения жестких диафрагм при уменьшении площади парусности.
Надувной парус 1 выполнен в виде крыла симметричного профиля из герметичной ткани и удерживается в вертикальном положе- 45 нии с помощью системы штагов и вант 2.
Верхняя, часть паруса имеет поворотный узел 3, соединенный с системой штагов и
2 вант, По высоте парус разделен жесткими поперечными непроницаемыми диафрагмами 4 на ряд автономных камер. Шток 5 служит для установки угла атаки. Парус надувается с помощью шлангов 6, подведенных к каждой камере через нижний поворотный узел 7 и соединенных с источником сжатого воздуха (условно не показан).
Каждая соседняя пара диафрагм 4 крестообразно соединена в поперечной и продольной плоскостях расчалками 8; которые придают парусу 1 .в надутом состоянии необходимую жесткость на изгиб.
Лебедки 9 служат для сокращения длины и натяжения вант и штагов при рифлении паруса или потере герметичности одной из камер. В собранном виде соседние пары диафрагм 4 фиксируются центрирующими выступами 10 и стягиваются снаружи зажимами 11.
Устройство работает следующим образом.
Для. постановки паруса сжатый воздух подается по шлангам 6 в каждую камеру крыловидного паруса 1. Давление воздуха натягивает весь парус по вертикали. Внешние ванты 2 удерживают парус вертикально, а внутренние расчалки 8 и жесткие диафрагмы 4 придают ему поперечную жесткость.
Под дейетвием давления ветра парус 1 занимает нужный угол атаки, задаваемый штоком 5.
При рифлении (уменьшении площади парусности) стравливается воздух из нужного числа камер начиная с нижней, соседние пары диафрагм 4 центрируются с помощью выступов 10 и стягиваются в единый жесткий пакет зажимами II. В этом случае длины вант и штага 2 уменьшаются с помощью лебедок 9.
При разгерметизации любой из автономных камер ограничивающие ее жесткие диафрагмы также складываются в пакет и стягиваются, выключая камеру из работы, но обеспечивая работоспособность паруса.
Предлагаемое устройство по сравнению с прототипом имеет следующие преимущества: высокую живучесть паруса за счет его многокамерности; возможность уменьшения площади парусности без искажения формы паруса, а также сохранение формы паруса при разрыве и выключении одной или ряда автономных камер.
1079542
Яами 2.5
1079542
1079542
Редактор С. Лисина
Заказ 1235/18
Составитель Ю. Сенькин
Техред И. Верес Корректор А. Тяско
Тираж 456 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1.13035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4