Система для консервации авиационного газотурбинного двигателя
Реферат
СИСТЕМА ДЛЯ КОНСЕРВАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая источник консервирующей жидкости, подключенный к насосу-регулятору основного контура и через регулятор створок и форсажа, снабженный полостью командного давления, - к штоковой и бесштоковой полостям гидроцилиндров сопла и к распределителю топлива форсажа, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, бесштоковые полости гидроцилиндров дополнительно подключены к полости командного давления.
Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности, к устройствам для консервации газотурбинных двигателей. Известно устройство для консервации авиационного газотурбинного двигателя, содеpжащее установку для консервации, подсоединенную к входному штуцеру топливной системы двигателя, от которого масло в процессе консервации поступает к другим агрегатам. Однако данное устройство не обеспечивает консервацию закрытых при данных оборотах агрегатов топливной системы. Наиболее близким техническим решением к изобретению является система для консервации авиационного газотуpбинного двигателя, содеpжащая источник консервирующей жидкости, подключенный к насосу-регулятоpу основного контура и через регулятор створок и форсажа снабженный полостью командного давления, к штоковой и бесштоковой полостям гидроцилиндров сопла и к распределителю топлива форсажа. Однако насос для регулирования положения створок сопла, создающий высокое давление масла, используется здесь только для консеpвации магистрали цилиндра сопла и не участвует в консервации остальных агрегатов топливной системы. Поэтому консервация агрегатов топливной системы осуществляется с помощью насоса-регулятора основного контура. Из-за ограниченности расхода и давления, создаваемого насосом-регулятором основного контура технологический трубопровод приходится переставлять со штуцера на трубе, соединяющий насос регулятор основного контура и регулятор створок и форсажа, на штуцер распределителя топлива форсажа, для чего необходимо отсоединять штатную трубу подвода командного давления, что в реальных условиях делается путем ее отгибки. Такая отгибка ведет к появлению скрытых трещин и к выходу из строя трубок. Все эти перестановки технологических и штатных трубопроводов увеличивают время консервации и расконсервации двигателя, а это ведет к дополнительной выработке ресурса стартера. Целью изобретения является повышение надежности. Указанная цель достигается тем, что в системе для консервации авиационного газотурбинного двигателя, содеpжащей источник консервирующей жидкости, подключенный к насосу-регулятору основного контура и через регулятор створок и форсажа снабженный полостью командного давления, к штоковой и бесштоковой полостям гидроцилиндров сопла и к распределителю топлива форсажа, бесштоковые полости гидроцилиндров дополнительно подключены к полости командного давления. На чертеже представлена схема системы для консервации авиационного газотурбинного двигателя. Устройство содержит установку источник 1 консервирующей жидкости, соединенный технологическим трубопроводом 2 с входами насоса-регулятора 3 основного контура, насоса 4 форсажного контура и насоса 5 для регулирования положения створок сопла. Насос-регулятор 3 основного контура связан с форсунками 6 основного контура, с насосом 4 форсажного контура трубопроводом 7 через клапан 8 отсечки топлива и с регулятором 9 створок и форсажа трубопроводом 10. Насос 4 форсажного контура соединен трубопроводом 11 с регулятором 9 створок и форсажа, причем трубопровод 11 соединен с трубопроводом 7 с помощью технологического трубопровода 12. Насос 5 для регулирования положения створок сопла соединен трубопроводами 13, 14 и 15 через регулятор 9 створок и форсажа с цилиндpами 16 сопла. Регулятор 9 створок и форсажа соединен расходным трубопроводом 17 и трубопроводом 18 подвода жидкости к полости командного давления (на чеpтеже не показана) с распределителем 19 топлива форсажа, который, в свою очередь, соединен с форсунками 20 форсажного контура. На трубопроводах 18 и 10 имеются штуцеры 21 и 22 измерения давления, а на трубопроводе 14 имеется штуцер 23 для тарировки положения сопла. Штуцер 23 для тарировки положения створок сопла с помощью перекрывного штуцера 24 закрывает отверстие на слив по трубопроводу 14 и с помощью технологического трубопровода 25 соединен с штуцерами 21 и 22 для измерения давления, а следовательно, с полостью командного давления. Ротоp 26 двигателя 27 кинематически соединен со стартером 28 насосом-регулятором и насосами 4 и 5. У поршня 29 цилиндра 16 сопла имеются жиклеры 30. Распределитель 31 топлива по штоковым полостям 32 и бесштоковым полостям 33 гидроцилиндров сопла соединяет поочередно трубопроводы 13, 14 и 15. Агрегаты топливной системы соединены штатными трубопроводами 34 слива топлива из агрегатов с проставкой 35 для слива топлива. При консервации газотурбинного двигателя 27 ротор 26 прокручивают от стартера 28, в процессе чего подают консервирующую жидкость от источника на вход насоса регулятора и насосов 3, 4 и 5. После заполнения полостей насоса-регулятора 3 основного контура жидкость под увеличенным давлением поступает к форсункам 6 и по трубопроводам 7, 11 и 12 к регулятору 9 створок и форсажа и заполняет основные полости регулятора створок и форсажа. После заполнения полостей насоса 5 для регулирования положения створок сопла жидкость под увеличенным давлением поступает по трубопроводам 13 и 15 в штоковую полость 32 цилиндра 16 сопла через распределитель 32 топлива по полостям гидроцилиндров сопла регулятора 9 створок и форсажа, т.к. весь расход жидкости из насоса 5 для регулирования положения створок сопла по жиклеру 30 в поршне 29 поступает в бесштоковые полости 33 гидроцилиндров 16 и через штуцер 23 и 24 по трубопроводу 25 направляется к штуцерам 21 и 22, а не на слив по трубопроводу 14. Повышение давления жидкости за насосом 5 при подаче в штуцера 21 и 22 происходит из-за того, что сопротивление расходу жидкости проходных сечений в запорных устройствах соответствующих агрегатов больше, чем по линии слива. От штуцера 21 жидкость под высоким давлением поступает в трубопровод 18 и открывает запорные устройства распределителя 19 топлива форсажа и подает ее в форсунки 20 форсажного контура. От штуцера 22 жидкость под высоким давлением поступает в трубопровод 10 и открывает запорные устройства регулятора 9 створок и форсажа и подает жидкость в распределитель 19 топлива форсажа через трубопровод 17. При консервации электроуправляемые полости агрегатов открываются по электрической команде. При расконсервации двигателя 27 консервирующая жидкость в источнике 1 заменяется топливом, а расконсервацию проводят аналогичным образом. Изобретение позволит повысить надежность работы двигателя за счет ликвидации отсоединений и отгибки штатных трубопроводов двигателя при его консервации и расконсервации без всякой переделки системы подачи топлива в изделии.
Формула изобретения
СИСТЕМА ДЛЯ КОНСЕРВАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая источник консервирующей жидкости, подключенный к насосу-регулятору основного контура и через регулятор створок и форсажа, снабженный полостью командного давления, - к штоковой и бесштоковой полостям гидроцилиндров сопла и к распределителю топлива форсажа, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, бесштоковые полости гидроцилиндров дополнительно подключены к полости командного давления.РИСУНКИ
Рисунок 1