Устройство для отопления и вентиляции салона транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленную в передней части салона камеру с центробежным вентиляторам, состоящим из электродвигателя и смонтированных с каждой его стороны колес с лопатками, расположенными в двух спиральных корпусах, теплообменник, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения двигате ля, Еоздухораспредепитель, расположенный на выхоае из спиральных корпусов и соединенный с патрубками для подачи Воздуха к ветровому стеклу и к дефлектору щитка приборов салона, консольный / патрубок, связанный с полостями спиральных корпусов через отверстия, расположенные в их нижней части, и установленную между корпусами и консольным патрубком поворотную заслонку, ось поворота которой параллельна продольной оси вентилятора, о тличающееся тем, что, с целью повьпяения равномерности распределения воздуха в салоне и эффективности обогрева заднего его объема , колеса и спиральные корпуса вентилятора разделены перегородками, а заслон . на снабжена профилированными ребрами, расположенными в одной плоскости с перегородками , перпендикулярной к продольной оси вентилятора, при этом расстояние между наружными кромками отверс (Л тий спиральных корпусов больше щирины входного отверстия консольного патрубка , а боковые кромки этого отверстия и сопряженные с ними торцы профилированных ребер вьшолнены по дуге окружности с центром, расположенным на оси поворота заслонки, причем выходное отверстие консольного патрубка размешено 00 в задней части салона. 2. Устройство по п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что заслонка вьтолиена в сечении спиральной, соответствующей профилю корпусов
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
С ОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
Зао В 60 Н 1/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.
К АВТОРСМОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 354402 0/27-1 1 (22) 24.01.83 (46) 23.03.84. Бюп. ¹ 11 (72) В. П. Резин, B. П. Хохряков и Б. H. Хохряков (71) Азово-Черноморский институт механизации сельского хозяйства и flpoизводственное объединение "Ижмаш" (53) 629.1 1 3.06:628.8(088.8) (56) 1. Патент Великобритании
¹ 1255611, кл. Р 4 Ч опублик. 1971 (прототип) . (54)(57) 1, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТОПJIFHHR И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА ТРАНС-
ПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленную в передней части салона камеру с центробежным вентилятором, состоящим из электродвигателя и смонтированных с каждой его стороны колес с лопатками, расположенными в двух спиральных корпусах, теплообменник, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения дви га те ля, е озду х орас преде литель, рас пол оженный на выходе из спиральных корпусов и соединенный с патрубками для подачи воздуха к ветровому стеклу и к дефлектору шитка приборов салона, консольный патрубок, связанный с полостями спиральных корпусов через отверстия, расположенные в их нижней части, и установленную между корпусами и консольным патрубком поворотную заслонку, ось поворота которой параллельна продольной оси вентилятора, о т л и ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения равномерности распределения воздуха и салоне и эффективности обогрева заднего его объема, колеса и спиральные корпуса вентилятора разделены перегородками, а заслонка снабжена профилированными ребрами, расположенными в одноя плоскости с перегородками, перпендикулярной к продолт ной оси вентилятора, при этом расстояние между наружными кромками отверстий спиральных корпусов болыпе ширины входного отверстия консольного патрубка, а боковые кромки этого отверстия и сопряженные с ними торпы профилированных ребер выполнены по дуге окружности с центром, расположенным на DcH поворота заслонки, причем выходное о верстие консольного патрубка размешено в задней части салона.
2. Устройство по и. l, о т л и ч аю щ е е с я тем, что заслонка выполнена всечении спиральной,,соответствующей профилю кортусов
Изобретение относится к устройствам для тепловой обработки воздуха в кабине транспортного средства и может быть использовано в кабинах легковых и грузовых as том обил ей. 5
Наиболее близким к изобретению техническим решением является устройство для отопления и вентиляции салоне транспортного средства, содержащее установленную в передней части салона камеру с центробежным вентилятором, состоящим из электродвигателя и смонтированных с каждой его стороны колес с лопатками, расположенными в двух спиральных корпу сах, теплообменник, установленный на !. входе в вентилятор и пэдюпоченный к системе охлаждения двигателя, воздухараспределитель, расположенный на, выходе из спиральных корпусов и соединенный с патрубками для подачи воздуха к ветрс 20 вому стеклу и дефлектору щитка приборов салона, консольный патрубэк, связанный с полостями спиральных корпусов через отверстия, расположенные в их нижней части, и установленную между корпусами и консольным патрубком поворотную Заслонку, ось поворота которой параллельна продольной оси вентилятора (1) .
Недостатком известнэгэ устройства является низкая эффективность обогрева зо салона B зоне задних IIaccEDKHpos, поскэль ку воздухораспредецитель устройства не эбеспечивает подачу нагретого воздуха в указанную зону, что приводит к ощущению дискомфорта у пассажиров.
Целью изобретения является повыше— ние равномерности распределения воздуха в салоне и эффективности обогрева заднего его объема.
Указанная цель достигается тем, чтэ в устройстве для отопления и вентиляции салона транспортного cpepcIsa, содержащем установленную в передней частй салона камеру с центробежным вентилятором, состоящим из электродвигателя и смонтированных с каждой его стороны колес с лопатками, распэлэженнььл в двух спиральных корпусах, теплээйаенник, установленный на входе в вентилятор и подключенный к системе охлаждения двигателя, воздухорапределитель, расположенный на выходе из спиральных корпусов и соединенный с патрубками для подачи воздуха к ветровому стеклу и к дефлектору 55 щитка приборов салэна, консольный патрубок, связанный с полостями спиралыых корпусов через отверстия, расположенные в их нижней IecI », и установленную между корпусами и KDHcoëüHÁII. патрубкэм пэВОротную заслонку, ось поворота которой параллельна продольной эси вентилятора, колеса и спиральные корпуса вентилятора разделень| перегородками, а заслонка снабжена прэфкчирэванными ребрами, расположенными в одной плоскости с перегородками, перпендикулярной к продольной эси вентиляropa, при этэм расстэяние между наружными кромками отверстий спиральных корпусов бэльше ширины входного отверстия консольного патрубка, абоковые кромки этого,отверстия и сспряженные с ними торцы прэфилирэванных ребер выполнены по дуге окружности с центром, распэлэженньп. на эси поворота заслэнки, причем выходное отверстие консольного патрубка размешенэ в задней час ти с ал о на.
Кроме того, заслонка выполнена в сечении спиральной, соответствующей прэфиnIo корпусоВ.
На фиг. 1 показано размещение устрэйства в салоне легкового автомобиля; на фиг. 2 — схема предлагаемого устройства; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг.2.
Устройство содержит камеру 1, соединенную воздухозаборником 2, установленным на капоте автэмэбиля, центробежный вентилятор 3, состоящий из электродвигателя 4, закреплен|ого в камере 1, колес 5 с лопатками 6., разделенньпли перегородками 7 колес и спиральных корпусов 8 с их перегородками 9.
На входе в вентилятор устанэвлен таплэобменник 10, соединенный трубопроводами 11 и- 12 с системой охлаждения двигателя. На выходе из спиральных корпусов 8 размещен вэздухораспредели гель
13, связанный с патрубком 14 для подачи воздуха к ветровому стеклу 15 с патрубком 16 для подвода воздуха к дсфлектору 17, щитка приборов салона и с патрубками 18 для обдува стекол передних дверей автомобиля.
В корпусах 8 выполнены Отверстия
19, причем у>эл между отверстием и выХОДОМ КОРПУСОВ ОТНОСИГеЛЬНО ПрэдОЛЬНэй эси вентилятора может быть 0-90
Этот угол устанавливается в зависимости О1 необходимо-о распределения воздуха в отверстия и патрубки 14, 16 и 18. У задней кромки 20 отверстий
19 закреплена эсь 21,, на кэтэрэй уста— новлена поворотная заслонка 22 с поверхностью, описывающей профиль спиральных корпусов в месте Отверстий.
1081010
На заслонке 22 закреплены прэфилироваиные ребра 23, выполненные по профилю колеса вентилятора 5. 1(кромке
24 отверстий 19 примыкает торец 25 .консольного патрубка 26, боковые кром— ки 27 входного отверстия 28 консольного патрубка и сопряженные с ними горцы ребер 29 выполнены по дуге окружности с центром в оси 21.
Выходное отверстие 30 консольного патрубка расположено в задней части салона.
Устройство работает следующим образом.
Воздух через воздухозаборник 2 и теплообменник 10 поступает в камеру.
При подаче в теплоэбменник горячей воды из радиатора системы охлаждения двигателя воздух нагревается. Нагретый воздух всасывается вентилятором 3 и нагнетается в спиральный корпус 8. При прохождении воздуха со стороны электродвигателя эн дополнительно нагревается за счет тепла, выделяемого злектродви— гателем 4. В спиральном корпусе 8 п о ток распределя ется на две части. Одне часть движется в боковые части отверстия 19 и выходит в зону ног водителя и переднего пассажира салона. другая часть потока, несущая дополнительное теплов or электродвигателя, выходит в центральную часть отверстия 19 и, проходя канал, образованный ребрами 23, поступает в консольный патрубок 26 и
35 далее к ногам задних пассажирэв. Часть нагретого воздуха проходит выход из спиральных корпусов и попадает в воздухо рапределитель 13, откуда поступает в
40 патрубок 14 для обдува ветрового стек— ла и пагрубэк 18 ->бдува стекла передщcm дверей салона, или в патрубок 16 дсфлекгора 1 7.
Такое выполнение устройства позволяет повысить зф1 октивность обогрева заднего объема салэна автомобиля и обеспечить равномерность распределения воздуха в салоне.
При подаче в консольный патрубэк 26 воздуха, дополнительно подогретого за счет обдува электродвигателя, на обогрев патрубка, обычно лежащего на полу кузова. будет затрачена энергия, выделяемая электродвигателем. Например, при п1юизводительности системы вентиляции 100450 м /ч на современных легковых ав9 том эбилях, мощность, II or peÆI"., eì aÿ электрэдвигателеч, составляет 1 80200 Бт, из которых 90-100 Вт или
104 — 16 ккал/ч теряется и преобразуется в тепло, 3а счет установки ребер 23 поток с этим теплом HBIIpBBòãårñII в KDH— с эль1ю п1 IIaт ру оэе. П ри э тэм на Выходе из латрубка температура воздуха будет соответствовать температуре воздуха, выходящего к ногам водителя и переднегэ пассажира. Ребра 23 позволяют также эффективно распределить поток к нога:.. водителя и переднегэ пассажира, Потоки как бы разделены стенкой, тем самым у водителя у переднего пассажира образуется своя индивидуальная зона эбогэева,котов рач может ими регулироваться отдельно друг от друга. Аналогичная зона создается и у каждого заднегэ пассажира, поскольку горячий воздух из консольного патрубка 26 поступает в заднюю часть салона.
Таким образом достигается равномерное распределение воздуха в салоне и эффективность обогрева его заднего объема.
1ОВ1010
1081010
1081010
Составитель A. Мазилкин
РедактоР A. ШандоР ТехРед А,Ач Корректор А. ференц
Заказ 1436/13 Тираж 657 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Маеква, Ж-Э5, Рвушсквл на ., л. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4