Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входные валы нечетных и четных передач. // : шестерни переднего и заднего хода, муфты переключения передач и сдвоенную фрикционную муфту спеппення, ведомые элементы которой установлены на входньк валах, отличающаяся тем, что, с целью расширения энсплзтатадиорных возможностей коробки передач путем автоматического включения режима Накат в нетяговом режиме, она снабЬкена механизмом свободного хода, кинематически связывающим один из упомянутых ведсл ых элементов с валом, на котором он установлен.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) З(511 В 60 К 17/06 т

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/,l

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3531008/27-1 1 (22) 24.1 2.82 (46) 23.03.84.Бюл. № 11 (72) В. А. Умняшкин, А. С. Кондрашкин и А. В. Ефанов (53) 629.1 13-578(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

¹ 846328, кл. В 60 К 17/08, 1979 (протоипт) . (54)(57) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая входные валы нечетных и четных передач, f8 шестерни переднего и заднего хода, муф- ты переключения передач а сдвоенную фрикпионную муфту спенления, ведомые элементы которой установлены на входныгвалах, о тли чающаяся тем, что, с пелью расширения эясплуатапионных возможностей коробки передач путем автоматического включения режима Накат" в нетяговом режиме, она снабжена механизмом свободного хода, кинематически связывающим один из упомянутых ведомых элементов с валом, на KDTopoM он установлен.

j ti 0))17„(l,.; Г (»06 -,7«(t "< ), т (((<:Юет1)ОЕН;(1.). 0::. Ст 0(j;: КООО<)1",а. г: Гг}31<ЕСTТ(а ".Л})06(<0 (OpB!LBT(1)аНСНОРТНC 0

С():..(1C <" Рг; .0)ТЕ }))((It ()(а 1 I » аа (Ü((0 Вонtti НЕ<(0 "..

11<..)у Н ;г т) Ch!A НЕ()ЕНа<, 1(((-. г ГЕр((Н TTC<7 piBf<, 7„

<тегсг(TT да< (ут(т - BQ t 0 t fl t -, ",l(g 5 t-T ((Г< QB(.,jr (Г(7(гтт(<<

)TÅ}r BI(g»т 7 « о<НО ЕТ(—.:.:,I <; ())Г)тг(;",(i<(0)."T;r(0,7(77(})" ;. сценреттляг ведоГ(т.-.)е =": = "лет(То)01 ко 0Г".(.- < !

"СтаnQBi(Е(.ЬТ (1а К)1:.0},т i;, )гаааХ т-}ЕДОСта тО" На)аЕС.< Но<; ITQPО(5К((НЕР"-11. а 1<) ((О "1 а(Е тС =, ;) < 01<(i! Н)11. 0 Ь (7Е(Й НЕ ИС""

1< Г))ттеуетс<1 (г(ойдо",няос (< 3ат(Г);(< е(11(а() 0<0 рсеу <- yB (7(а» нод 00(1((7)(,< 0tp(QIIQQK (. о о<Л (Н с:<01 ;(P(Ù((<<:IÐ } 1(ООЬ(((<+г ((Я < j <(-<

«(1<(- r)r; rgr (<т» тгг<т Е)»т(t IP((О(ЛЕ Т : 7(I !) :1! C (}о<(0 <\ Е()0()Е (B !I "! L «0I < :T (° Г((<(((Т(.0})0(«< та ПЕ(ÉÎ, = . 1 ° ()Е";-(:.ПО(ттНР ) С(: (!.():, Г t<< 77(— à —, .T)((t(1 < I (: I : ° <.

;.Я т<Ст»гг(.- :(<(та" BH К0000::ТГ< . (::!!B) (- (, )<

)<Г ГIIT)<0(:(о;..Дни.)<„(c ",Г)соцн< (0 г иаа ого) -р<("оеГ(pvit-j 1 е))(<7((< етт< <., =();0 ент<г;(<. <((0<<о((-..тт)<0)т . и B0е,((ант., (Г

Ня(<)<Т Но-тон НН (00 Я<ГГ< -Cri (B((1(:(, 1< !<-)г <.=У-» (.-((:

НЫ> Ва(, .(3 с»(1» <К т (О (<а т(IQЕт<71ЕТГ()117)»г<)) <1l< В<( г< .< .7, .(т7

»."(-,)»оенн)Г«-. ((<}(н(г Отрт(-,((г);:<:;ф". т

- л ... .(. . (})((»(е(» Беромь(7(е<1емент < ;та);). -:((ЕН "-(а Рг,"0(Н ).,. ЯЩ,г (НЕ<(Ет—

I!l7I) lirr(т(Е(7(t 7 -< BBii;)T.

-;0)(() .

1» <,0070(<(0 )те),",е)(Р71 г ".«(. 2- оотг г)гт (fy тГ(-<т-.-!

- :(! I»:01(107(Л Е т 1 (BC IBP(

-(ТЕС B})H(f. ) (). CB !0(0,:I < Н -, ".,->.(;.(; "-;»-(-1,(-t. (Г(Ь<:((Г(ДНОИ ааа J, мУ<г) ) „(" б С TIB j (О К(-(Е<тт((1

»p0!;(e тот О,. 1(етаниз(,(своооднотп хо(та г

2;31(BCT(. ;(0:0((70ÙBTT 1":G(TG»r )» I rt,; 17,!

ЗПЕ»(ЕНтО)».: 20 И ВХОРУЪТ;»()аНQ,. 3 ()(Е(«г= т-.,-. <.(<(BI(i- Наа (7

" < Д. (t C:tЗНН Еi(-5,,00< 1- ; =;. < 1;;ri 0

<«(О1<: Ец т < - Р.;<г«7<та:,г) ) («i)B33B<: т7< -— ((((<<- 7а „.;1<. Д.

7-. ««. Bi(;; =« 5 ."ЛЕ (BI)" ((<(<("" 7(О((- ", -)

Bu .. »(Н((З (BMBÏT,г(<) . «ко ((Но)г

l! :.".теор; Г(-} - ноо:

Гг((л) f<0!7 I ГО =1:,)<ТГ(»(Е j- 1,- г<«оогтн»II (IIQÍ (0<Л(0":,.(108101" матичсскогэ управления. Вращаюший момент передается с ведущего элемента 19 через ведомый элемент 21, механизм 22 свободного хода, входной вал

2, блок 7 шестерен, шестерню 10 на выходной вал 9.

Дпя получения третьей передачи каретка муфты 16 устанавливается в крайнее левое попэжение, при этом соединяется шестерня 11 с выходным валом 9. Далее!0 переключение сдвоенной фрикциэнной муфты 18 сцепления происходит аналогично переключению при переходе с первой передачи на вторую. Каретка муфты 15 возвращается в среднее положение при tS помощи системы автоматического упра.вления. Вращающий момент с ведущего элемента 19 через ведомый элемент

20, входной вап 1, шестерню 4, промежуточный вал 3 и пару шестерен 5 и 11 20 передается на выходной вал, 9.

Для получения четвертой прямой передачи каретка муфты- l5 устанавливается при помощи системы автоматического управчения в крайнее левое положение, 25 соединив тем самым входной вал 2 с выхэдньг. валом 9. Переключение сдвоенной фрикщ оннэй муфты сцепления происхсgH r анало -ичнэ переключен ю с первой передачи на вторую. Каретка муфты 16 системой автоматического упрачения всзврв цается в среднее положение. Браша сщий момент с ведущего элемечта l9 передается на выхэдной вап 9 минуя зубчатые зацепления, через ведомый элемент 21, механизм 22 свс; бодного хода, входной вал 2.

Пере1спочение передач "вниз происходит анапэгичным образом в обратном порядке. Для получения заднего хода необходимо каретку муфты 17 переюпсчения переместить в крайнее правое положение, тем самым соединить шестерню

8 с поомежуточным валом 3. Вращающий момент с ведущего элемента 19 передается на выходной вап 9 через ведомый элемент 20, входной вал 1, шестерню 4, промежуточный вал 3, шестерни 8 и 13 и зубчатый венец, нарезанный на каретке муфты l 6 ?tepе кпючения е

При движении транспортногэ средства

B нетягэвом режиме, у,е. при передаче момента от колес к двигателю на нечет;ых передачах 1 и 3, обеспечивается режим Торможение двигателем" за счет 5 жесткой связи между колесами и двигаrenew, при котором педаль акселератора отпушеча, что соответствуег подаче топпива карбюратором на холостых оборотах.

Но за счет вращения, передаваемого or колес к двигателю, при котором обороты двигателя значительно выше оборотов холостого хода (эни пропорциональны оборотам колеса транспортного средств на данной передаче), происходит дополнительный расход топлива. Таким образом режим Торможение двигателем влечет за собой дополнительный расход топлива.

На четных передачах 2 и 4 при движении транспортного средства в нетяговом режиме получается режим Накат", так как механизм свободного хода разрывает связь между колесами и двигателем.

Транспортное средство движется без торможения двигателем, а двигатель при отпущенной педали акселерота работает на оборотах холостого хода, обеспечивающих минимальный расход топлива weтягового режима.

При необходимости торможения двигателе:1, когда в коробке передач включе»а четная передача система автоматического управлек.ч обеспечивает на необходимый промежуток времени переход на соседнюю нечетную передачу (например с

4 на 3, с 2 на 1) . При движении транспортного средства на нечетных передачах с торможением двигателя, но B котором нет необходимости, автоматическая система управления обеспечивает на необходимый промежуток времни переход на соседнюю четную передачу (например с 3 на 4; с 1 на 2), обеспечивающую транспортному средству движение накатом. Сигнал для системы автоматического управпекл, указывающий какой из нетягэвь режимов ("Торможение двигателем" или "Накат "} должен использоваться ь данный момент, может давать датчик связанный, например, с цеди ю акселератора, который будет реагировать на контакт ноги водителя с педалью. (Когда нет кэнтакта ноги водителя с педалью акселератора обеспечивается режим Накат". Когда нога водителя ко тактирует с педалью акселератора, но отсутствует перемещение, или перемещение нсзначи тельное, не увеличивающее подачи топлива в карбюраторе, обеспечивается режим Торможение двигателем ) .

Пятиступенчатая автоматическая коробка передач (фиг. 2) работает аналогичньв образом, но за счет перестановки механизма свободного хода с одного входного вала на другой режим Тормэжеl08l0l2

СостаВитель А. Хабаров

Редактор А. Шандор Техред Т.Маточка Корректор А. Ференц

Заказ 1436/13 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Ф жиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ние двигателем" будет обеспечиваться уже на четных передачах (2 и 4), а режим "Накат" - на нечетньи (1,3 и 5).

Эффективность предложенной коробки передач заключается в увеличении

КПД транспортного средства за счет уменьшения холостых потерь при движении

h нетяговом режиме, что приведет к значительной экономии топлива, благодаря наличию механизма свободного хода, разрывающего кинематическую связь между колесами и двигателем при движении транспортного средства в нетяговом режиме.