Способ возведения монолитной бетонной крепи шахтного ствола и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. Способ возведения монолитной бетонной крепи шахтного ствола, включаюш ,ий подачу бетонной смеси в заопалубочное пространство по бетонопроводам с гасителями скорости и возведение крепи заходками, отличающийся тем, что, с целью повышения качества крепи и снижения стоимости работ, по мере проходки ствола в породных стенках выполняют продольные каналы и размещают в них бетонопроводы . 2.Устройство для возведения монолитной бетонной крепи шахтного ствола, включаюш ,ее бетонопровод с гасителем скорости , выполненным в виде корпуса с днишем а 3 и окном, сообщенным с гибким рукавом, отличающееся тем, что стенка корпуса над (Л окном выполнена в виде разрывной диафрагмы . 3.Устройство по п. 2, отличающееся тем, что оно снабжено отбоц ным козырьком, закрепленным в корпусе гасителя скорости.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3 (5D

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3537885/22-03 (22) 11.01.83 (46) 23.03.84. Бюл. № 11 (72) P. А. Тюркян, Е. Б. Новик, Е. М. Маргулис, А. А. Макаров, С. Н. Цесаренко, А. М. Шалагин и Д. П. Стугарев (71) Проектно-технологический трест организации и технологии шахтного строитель ства «Оргтехшахтострой» (53) 622;283.4 (088.8) (56) 1. Задорожный А. М. и Науменко В. С.

Спуск бетона по скважине при углубке стволов. — «Шахтное строительство», 1975, № 12, с. 28.

2. Справочник инженера шахтостроителя, т. 2. M., «Недра», 1972, с. 151, рис. 51.

3. Гелескул М. Н. и др. Справочник по креплению капитальных и подготовительных горных выработок. М., «Недра», 1982, с. 396 — 399 (прототип).

4. Авторское свидетельство СССР

¹ 815303, кл, Е 21 В 5/04, 1981 (прототип). (54) СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ МОНОЛИТНОЙ БЕТОННОЙ КРЕПИ ШАХТНОГО

„„SU„„1081352 А

СТВОЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) 1. Способ возведения монолитной бетонной крепи шахтного ствола, включающий подачу бетонной смеси в заопалубочное пространство по бетонопроводам с гасителями скорости и возведение крепи заходками, отличающийся тем, что, с целью повышения качества крепи и снижения стоимости работ, по мере проходки ствола в породных стенках выполняют продольные каналы и размещают в них бетонопроводы.

2. Устройство для возведения монолитной бетонной крепи шахтного ствола, включающее бетонопровод с гасителем скорости, выполненным в виде корпуса с днищем и окном, сообщенным с гибким рукавом, @

Ф отличающееся тем, что стенка корпуса над окном выполнена в виде разрывной диафраг (/) мы.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, С что оно снабжено отбойным козырьком, закрепленным в корпусе гасителя скорости. ф

1081352

Изобретение относится к горному делу, в частности к способам и устройствам крепления вертикальных горных выработок и может преимущественно использоваться для возведения монолитной бетонной крепи шахтных стволов с применением передвижной опалубки.

Известен способ возведения монолитной бетонной крепи, при котором крепление осуществляют заходками, а бетонную смесь подают по предварительно пробуренной 10 скважине, металлическим трубам и гибкому рукаву (1).

Однако известный способ не исключает навески трубопроводов, что повышает стоимость работ и снижает качество крепи (требует бурения шпуров под тяги в крепи 15 ствола) .

Известно устройство для возведения монолитной бетонной крепи, включающее трубопровод с гасителем скорости на конце, выполненным в виде корпуса с днищем (2).

Однако известное устройство не исключает закупорки трубопровода бетонной смесью в процессе бетонирования.

Наиболее близким к изобретению является способ возведения монолитной бетонной крепи шахтного стврла, включающий пода- 25 чу бетонной смеси в заопалубочное пространство по бетонопроводам с гасителями скорости и возведение крепи заходками (3).

Недостатком известного способа является высокая материалоемкость.

Наиболее близким к предлагаемому уст- ЗО ройству является устройство возведения монолитной бетонной крепи шахтного ствола, включающее бетонопровод с гасителем скорости, выполненным в виде корпуса с днищем и окном, сообщенным с гибким рукавом (4)

Недостатком известного устройства является то, что оно не исключает закупорки трубопровода бетонной смесью из-за возможного превышения уровня бетонной смеси в корпусе над уровнем нижнего конца 4О трубопровода. Закупорка трубопровода в конечном счете может привести к выходу из строя последнего вследствие затвердения бетонной смеси, что требует замены всего става и, как результат, увеличения стоимости работ. 45

Целью изобретения является повышение качества крепи и снижение стоимости работ.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу возведения монолитной бетонной крепи шахтного ствола, включающему подачу бетонной смеси в заопалубочное пространство по бетонопроводам с гасителями скорости и возведение крепи заходками, по мере проходки ствола в породных стенках выполняют продольные каналы и размещают в них бетонопроводы.

В устройстве для возведения монолитной бетонной крепи шахтного ствола, включающем бетонопровод с гасителем скорости, выполненным в виде корпуса с днищем и окном, сообщенным с гибким рукавом, стенка корпуса над окном выполнена в виде разрывной диафрагмы.

Кроме того, устройство снабжено отбойным козырьком, закрепленным в корпусе гасителя скорости.

На фиг. 1 показан ствол при возведении бетонной крепи, общий вид; на фиг. 2— то же, после спуска опалубки на новую заходку; на фиг. 3 — ствол вид в плане; на фиг. 4 — гаситель скорости, общий вид; на фиг. 5 — вид А на фиг. 4; на фиг. 6— вид Б на фиг. 2 (развертка формующей оболочки опалубки с подвижным кольцом); на фиг. 7 — узел 1 на фиг. 6; на фиг. 8— подвижное кольцо опалубки; на фиг. 9— опалубка в стволе после укладки бетонной смеси очередной заходки.

Устройство для осуществления предлагаемого способа включает каналы 1, в которых расположены бетоноводы из асбестоцементных или полиэтиленовых трубчатых шаблонов 2, соединенных между собой посредством муфт 3. К шаблонам 2 через каждые 15 — 20 м прикреплен гаситель 4 скорости бетонной смеси. Гаситель 4 выполнен из корпуса 5 со съемным днищем 6, размещенным в направляющих корпуса, и окном 7. Стенка корпуса над окном выполнена в виде разрывной диафрагмы 8, прочность которой на разрыв меньше гидростатического давления Р, создаваемого бетонной смесью при заполнении гасителя скорости.

В корпусе 5 гасителя скорости закреплен отбойный козырек 9, защищающий диафрагму от брызг бетонной смеси. К выпускному отверстию 10 гасителя 4 скорости прикреплен гибкий рукав 11, направленный в заопалубочное пространство 12, ограниченное опалубкой 13, стенками ствола в черне 14 и подвижным кольцом 15. К подвижному кольцу 15 прикреплены посредством стоек

16 короба 17 для оставления лунок 18 под элементы армировки. Наружная поверхность

19 подвижного кольца 15 покрыта материалом, неадгезивным к бетону, например резиной. Опалубка 13 и подвижное кольцо 15 подвешены на канатах 20 и 21 соответственно к проходческому полку 22, на котором размещены их приводы 23. Каналы 1 размешены в углублениях 24, выполненных в породных стенках ствола.

Предлагаемый способ осуществляется следующим образом.

Буро-взрывные работы каждой заходки осуществляют таким образом, чтобы в породных стенках ствола в черне 14 были выполнены продольные в виде желобов углубления 24, в которые перед опусканием опалубки 13 на следующую заходку помешают трубчатые шаблоны 2, например трубы, соединяемые посредством муфт 3. 3атем опускают подвижное кольцо 15, а потом опалубку 13, при этом последняя сколь1081352 зит по канатам 21 подвижного кольца 15 и сохраняет тем самым вертикальное положение не нарушая вертикальности шаблонов 2. Через каждые 15 — 20 м к нижнему концу шаблонов 2 прикрепляют гаситель 4 скорости с гибким рукавом 11 и осуществ5 ляют бетонирование заопалубочного пространства 12. По мере углубки ствола гибкий рукав 11 переносят на нижележащий гаситель, который устанавливают аналогично установке шаблонов 2. Верхний патрубок 10 гасителя заводят в муфту, а к нижнему прикрепляют аналогичную муфту. После переноса гибкого рукава 11 на нижележащий гаситель с предыдущего извлекают днище 6, которым закрывают переднюю стенку гасителя. В случае, если произойдет запол- 15 нение гибкого рукава 11 бетонной смесью из-за отсутствия свободного пространства между выпускным отверстием гибкого рукава и поверхностью укладываемой бетонной смесью, произойдет также заполнение гасителя 4. Однако канал 1 не будет заполняться бетонной смесью, так как после заполнения последней всего гасителя произойдет разрыв диафрагмы 8, и бетонная смесь пойдет в ствол или в специальную емкость (не показана). При нормальной работе поток бетонной смеси, выходя из канала 1, проходит по днищу 6 в выпускное отверстие

10, не касаясь диафрагмы 8. На чертежах поток смеси обозначен стрелками V. При крепленнии ствола выполняют, по крайней мере, два канала, один из которых является резервным.

Применение предлагаемых способа и устройства позволит увеличить качество крепи, так как исключается необходимость установки в крепи ствола анкеров, для которых бурят отверстия. Основное преимущество изобретения заключается в значительном снижении материалоемкости работ. Это выражается в исключении необходимости использования и монтажа дефицитных металлических труб, которые в процессе крепления ствола необходимо заменять, что повышает сроки проходки и снижает производительность труда. Выполнение каналов за контуром крепи позволяет обеспечить необходимую прочность крепи, как в процессе крепления, так и по завершению крепления без заполнения каналов бетонной смесью. Использование предлагаемого способа позволит отказаться от большегрузных монтажных лебедок, используемых при монтаже труб.

1081352

1081352

1081352

1081352

Редактор P., Цицика

Заказ l 50l /30

Составитель Н. Иванова

Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Тираж 435 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, ж — 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4